Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 730 300 руб +0.03%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Дома-невидимки: 8 уникальных зданий, которые не видно со стороны Недвижимость, 23 окт, 13:53
Потолки в ванной: как правильно выбрать подходящий материал Недвижимость, 23 окт, 11:45
На Рублевке придумали, как разнообразить швейцарскую архитектуру Недвижимость, 23 окт, 09:00
ЦБ резко повысил ставку: что теперь будет с ценами на жилье и ипотекой Недвижимость, 22 окт, 17:14
Правительство распространило льготную ипотеку на частные дома Недвижимость, 22 окт, 16:55
Риелторы сообщили о снижении цен в московских новостройках премиум-класса Недвижимость, 22 окт, 16:00
Названы российские регионы — лидеры по выдаче ипотеки Недвижимость, 22 окт, 14:01
До 40 тысяч рублей за метр: сколько реально стоит архитектура новых ЖК Недвижимость, 22 окт, 13:52
В ЦИАН назвали города с наибольшим ростом предложения новостроек Недвижимость, 22 окт, 11:01
Документы и нюансы: как превратить садовый дом в жилой Недвижимость, 22 окт, 10:38
Выставка недвижимости Дубая в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве Недвижимость, 22 окт, 10:14
Риелторы сообщили о скачке предложения наследственного жилья в Москве Недвижимость, 21 окт, 18:11
Названы самые продаваемые премиальные новостройки Старой Москвы Недвижимость, 21 окт, 17:59
Спрос на новостройки Москвы вернулся на прошлогодний уровень Недвижимость, 21 окт, 15:30
Игроки офисного рынка готовятся к кризису
Коммерческая недвижимость ,  
0 

PROЕstate: Игроки офисного рынка готовятся к кризису

О ситуации на офисном рынке столицы и подходах к привлечению и удержанию арендаторов в новых экономических условиях рассказали в рамках форума PROЕstate эксперты рынка.
Фото: Depositphotos/peshkova
Фото: Depositphotos/peshkova

Рынок офисной недвижимости Москвы замер в ожидании, бизнес-центры пустуют почти на четверть, компании не торопятся расширять офисы, а некоторые уже задумываются о сокращении. В данной ситуации от собственников и управляющих офисной недвижимостью требуются смекалка и нестандартное мышление, чтобы привлечь и удержать арендаторов.

Ощущение кризиса

Участники форума уже ощущают наступление кризиса на рынок недвижимости, в первую очередь в офисном сегменте. В Москве строится все больше и больше офисов, а арендаторов становится меньше, сетуют эксперты, и задаются вопросом: что делать, чтобы арендатор продлил аренду и предпочел именно ваше здание?

Участники дискуссий уже замечают, что начинаются сокращения в компаниях разных секторов, в том числе и не попавших под санкции.

По оценке директора по сдаче в аренду офисной недвижимости PPF Real Estate Russia Николы Обайдина, спрос на офисы последние десять лет находится на одном и том же уровне, а предложение постоянно растет. Экономическая ситуация уже заставляет девелоперов и инвесторов корректировать свои финансовые программы. На рынке отмечается рецессия, и она только углубляется, заметил вице-президент по управлению недвижимостью группы ПСН Георгий Найденов.

В то же время исполнительный директор "Военторг" Татьяна Ишунина отмечает, что на московском рынке "некризисных" было всего два года - 2006-й и 2007-й, когда собственники не думали об арендаторах. Столичный рынок довольно конкурентен,  поэтому за арендатора приходится бороться всегда, особенно в периоды кризиса.

 

Девелоперы заморозят проекты

Участники дискуссии считают, что в нынешней ситуации и в условиях высокой вакансии офисов в Москве новые офисы не стоит начинать строить. Однако, по словам директора по управлению активами O1 Properties Павела Барбашева, это не значит, что девелоперы остановят свой бизнес. Скорее всего, в России будут использовать западный опыт, когда инвесторы начинают стройку, если на 30-40% офисов уже подписаны прелизы с арендаторами, рассказал он. В противном случае здание может долго оставаться пустым после ввода в эксплуатацию.

Никола Обайдин согласен с мнением эксперта, что подтверждает успешный опыт реализации проекта компании PPF Real Estate Russia, когда здание до завершения строительства было сдано на 70%. По его мнению, сейчас идти в спекулятивное строительство в расчете в будущем продать конечным собственникам офисные площади, тоже рискованно.

Административный директор по СНГ компании EY Анна Андреева видит сложность в реализации этой схемы в России в постоянных задержках ввода офисов в эксплуатацию, его отделки и т. д. Арендатор, подписывая прелиз, должен быть уверен, что введет новый офис вовремя. Для этого ему нужны жесткие финансовые гарантии, поясняет она. Пока не все отечественные девелоперы готовы их дать.

Что хотят собственники и арендаторы

Участники дискуссии отметили, что сейчас для арендодателей наиболее интересны российские компании с госучастием, так как они в нынешних условиях наиболее стабильны. Эксперты отмечают, что многие крупные клиенты, в том числе западные компании, пострадали от санкций и задумываются о сокращении своего представительства в России. Для собственников это будет означать потерю арендатора и денежных потоков либо сокращение ставки или арендуемой площади для них.

Однако в связи с высокой вакансией офисных площадей собственники сейчас уже не так тщательно оценивают устойчивость и стабильность арендаторов. Управляющие сажают в свои бизнес-центры арендаторов, которые готовы платить.

Эксперты отмечают, что сейчас главная цель собственников уже построенных офисных центров - удержать арендаторов, так как новых найти будет сложнее. В то же время пока управляющие компании не готовы идти на снижение ставок.

Сейчас "важно сохранить арендатора и лучше пойти ему навстречу: возможно, дать дополнительные опции, согласиться на снижение арендуемых площадей, но не снижать ставку. Если он захочет в будущем расшириться, то сделать это будет легко, а вот вернуть уровень ставки аренды сложно", - высказал свое мнение Георгий Найденов.

По оценке экспертов, сегодня в первую очередь арендатор смотрит на стоимость аренды - это первый фактор, который влияет на принятие решения для компаний. Локация, статус и класс офиса и инфраструктура уходят на второй план.

Мария Сергиенко из Capital Group отмечает, что рынок корректирует арендодателя. Арендаторы не готовы сесть в офисы без отделки, им необходимо оказывать дополнительные услуги, делать отделку, ремонт и прочее, чтобы удержать старого клиента. Заместитель руководителя департамента офисной недвижимости Cushman & Wakefield Ксения Ревенко считает, что формат офисов shell&core (без отделки) умер уже давно, и часто арендаторам не нужны арендные каникулы на время ремонта - ему нужно въехать в готовый офис.

Сергей Велесевич

Главное Найти квартиру Лента