Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Хозяева квартир в Москве стали реже отказывать желающим снять жилье Жилье, 06 авг, 09:00
Эксперты зафиксировали рост цен на новостройки в России на 35% за год Жилье, 05 авг, 19:18
Россияне объяснили свое равнодушие к собраниям собственников жилья Жилье, 05 авг, 18:23
Сбер запустил сервис для альтернативных сделок с жильем Жилье, 05 авг, 17:58
Риелторы зафиксировали рост спроса на новостройки в Москве Жилье, 05 авг, 17:19
Верховный суд разъяснил правила компенсации за некачественный ремонт Жилье, 05 авг, 17:07
Эксперты отметили снижение поставок шлагбаумов в Россию Город, 05 авг, 16:15
ЦИАН сообщил о снижении цен на московские новостройки впервые с 2019 года Жилье, 05 авг, 15:06
Собянин рассказал о масштабном благоустройстве двух районов Москвы Город, 05 авг, 12:57
В промзоне на юго-востоке Москвы построят 450 тыс. кв. м недвижимости Город, 05 авг, 11:39
ЦИАН назвал города, обогнавшие Москву по росту цен на жилье Деньги, 05 авг, 10:21
Льготы на ЖКХ для пенсионеров: какие бывают и как оформить Жилье, 05 авг, 10:17
Каким будет район метро «Нагатино» через 5 лет. Кейс ЖК «1-й Нагатинский» Город, 05 авг, 07:13
Аналитики зафиксировали рост спроса на новостройки Москвы и области Жилье, 04 авг, 18:17
Московским коворкингам предсказали рост спроса на 25%
Коммерческая недвижимость ,  
0 

Московским коворкингам предсказали рост спроса на 25%

Совместные рабочие пространства станут более востребованными благодаря улучшению качества и экономическому кризису

В  ближайшее время в России вырастет спрос на коворкинги, прогнозируют российские консультанты по вопросам коммерческой недвижимости. Такой тренд спрогнозировали брокерские компании Blackwood и NAI Becar. «Рост спроса на коворкинги со стороны небольших компаний численностью до десяти человек и индивидуальных предпринимателей в 2016 году составит порядка 25%», — уверены в Blackwood. «Коворкинги доказывают свою состоятельность, набирая и востребованность, и популярность», — поддержали коллег в NAI Becar.

Коворкингом называют совместное рабочее пространство, где в одном помещении могут находиться представители разных компаний. В отличие от традиционных офисов, арендаторы которых занимают предоставленную площадь целиком и на долгий период времени, место в коворкинге можно получить на любой срок — от одного дня до нескольких месяцев. Обычно оператор коворкинга предоставляет своим клиентам традиционные офисные услуги: рабочее место с компьютером, широкополосный интернет, принтер, напитки. В свою очередь, клиент оплачивает только время, непосредственно проведенное в офисе.

Обычно подобные офисные пространства востребованы представителями малого бизнеса, творческих профессий, а также людьми, развивающими стартапы. «Безусловно, коворкинги востребованы в краткосрочной и долгосрочной перспективе в связи с тем, что у многих отсутствует необходимость в аренде полноценного офиса на долгий срок. Данный бизнес будет постоянно эволюционировать под влиянием трендов востребованности удаленных рабочих мест компаниями, активности фрилансеров, степени распространения малого бизнеса. Соответственно, периодически он будет оказываться в стадии насыщения, периодически на рынке будет возникать дефицит», — объяснила руководитель отдела исследований офисной недвижимости CBRE Клавдия Чистова.

В настоящий момент только в Москве работают около 30 коворкингов, подсчитали в CBRE. Согласно подсчетам NAI Becar, этот формат представлен сотней коворкингов по всей России: на втором месте после Москвы по количеству таких центров идет Санкт-Петербург, на третьем — Екатеринбург. В структуре спроса 65% составляют фрилансеры, 30% — группы численностью до четырех человек, а оставшиеся 5% — компании, в составе которых более четырех человек, подсчитали в NAI Becar.

По мнению брокеров, основными причинами популярности коворкингов стали экономический кризис и постоянно растущее качество таких помещений. «В период кризиса аренда качественных офисных помещений многим представителям малого бизнеса становится не по карману, и компании стремятся к кооперированию. Поэтому формат коворкингов — офисов, в которых несколько фирм сосуществуют в едином пространстве — становится популярным», — говорится в пресс-релизе Blackwood.

«Около семи лет назад, когда коворкинги только появлялись, они уже подразумевали определенный набор требований — в том числе к качеству и сервису. Создатели изначально старались учесть тысячу мелочей, а также просчитали финансовую модель, при которой такой формат мог развиваться и стать самодостаточным, — заявила генеральный директор компании «ТрансТерминалПроект» Ольга Ясногородская. — Основные требования, которые ждут клиенты от коворкинга, — это удобное рабочее место, быстрый интернет и тишина. Такие позиции сложно оптимизировать. Все коворкинговые центры можно назвать грамотными и качественными. Если уровень их сервиса и изменился, то в лучшую сторону. Чтобы конкурировать с другими, коворкингам приходится бороться за каждого клиента».

Несмотря на растущую популярность у клиентов, со стороны девелоперов формат коворкингов начал терять привлекательность. «Интерес к созданию коворкингов во время кризиса заметно уменьшился, что связано с резким падением спроса на офисы. Такого рода проекты создаются, как правило, на пике рынка недвижимости или как минимум на стадии стабильности на рынке. Не исключено, что ряд уже функционирующих проектов может быть закрыт, — рассказала Клавдия Чистова из CBRE. — В лучших условиях будут находиться государственные коворкинги, чьи помещения, как правило, арендованы по льготным условиям от правительства Москвы».

Антон Погорельский

Главное Лента