Коворкинги: мини-офисы для стартапа
Через пять-шесть лет большинство офисных работников будут работать удаленно. Эта тенденция уже заметна и сегодня - коворкинги, как форма организации труда, становятся популярны не только в США и Европе, но и в России.
В Москве коворкинг появился около пяти лет назад. Впрочем, это достаточно новое понятие для всего мирового бизнеса - первое пространство для совместной работы организовал в Сан-Франциско программист Бред Ньюберг в 2005г.
По мере совершенствования коммуникационных технологий популярность работы в удаленном доступе растет в тех отраслях, где работа завязана не на производственный процесс, а на выполнение конкретных проектов. Во многом это обусловлено экономическими причинами: компании сокращают издержки на аренду, электроэнергию и коммунальные услуги. Сотрудники, в свою очередь, экономят на транспорте и питании, не теряют времени на дорогу в офис и обратно.
Так, в США на удаленный формат приходится около 10% от общего количества рабочих мест. Значительная их доля организована в коворкинговых центрах. По данным немецкого специализированного портала о коворкинге DeskMag, 54% посетителей коворкингов - фрилансеры, 27% - сотрудники компаний. Раньше, до "поселения" в коворкинге, 58% из них работали дома, 22% - в традиционном офисе. Более 60% тех, кто попробовал удаленный доступ, возвращаться к работе в офисе не собираются.
В России этот тренд еще не так сильно выражен, но, по прогнозам специалистов международной консалтинговой компании в сфере коммерческой недвижимости CBRE, уже к 2020г. только семь сотрудников из десяти будут работать в офисе. Пока же, как считает директор отдела глобальных корпоративных услуг CBRE Лидия Александрова, развитию сегмента коворкингов препятствуют устоявшиеся в России привычки в организации работы.
Очевидный плюс тут в том, что арендовать несколько рабочих мест в таких центрах выгоднее, чем содержать полноценный офис. Сэкономить можно также за счет найма части персонала в регионах, где ниже уровень заработной платы (правда, рынок на периферии еще не сформирован из-за неустойчивого и низкого спроса на такие помещения).
Отметим, что с весны прошлого года дистанционная работа имеет полноценный правовой статус, на нее распространяется действие всех норм трудового законодательства: принятый ФЗ-60 регламентирует деятельность фрилансеров. Инициатором принятия этого закона выступил российский премьер Дмитрий Медведев. По его мнению, Трудовой кодекс нужно было изменить "под нужды тех, кто любит работать, раскачиваясь в гамаке".
Алексей Лазоренко, руководитель BlaBlaCar
в России и на Украине
(сообщество попутчиков, площадка, объединяющая водителей и пассажиров)
Компания вышла на рынок России и Украины в начале этого года. Пока мы только формировали команду, воспользоваться услугами коворкинга DI Telegraph было идеальным решением - с одной стороны, это дешево, а с другой стороны, вам не нужно заниматься административной работой, которую следует делать в собственном офисе: настройка Wi-Fi, уборка помещения, заказ питьевой воды и т. д. Все эти проблемы решает за вас администрация коворкинга.
После того как наша команды выросла до шести человек, коворкинг стал слишком "тесным" рабочим пространством. Стало не так удобно проводить внутренние совещания, встречать партнеров, появился внутренний документооборот, хранение которого требует закрытости от посторонних глаз, и т. д. И мы приняли решение переехать в свой офис.
Коворкинг - это идеальное место для работы команды до четырех человек, когда можно сосредоточиться на текущей работе и не думать о сопутствующих проблемах.
Рамки формата
Сегодня в Москве насчитывается около 40 коворкинг-центров. Хотя, по словам Лидии Александровой, есть еще некоторое количество небольших объектов (50-100 кв. м), которые не поддаются учету. Наиболее известные в Москве КЦ-проекты - "Рабочая станция", To-Do-Club в центре Digital October, "Фабрика", Union Place (два объекта), SM Moscow-City, DI Telegraph. На территории дизайн-завода "Флакон" работают сразу три коворкинг-центра: Flacon Coworking, Start Hub и "Коворкафе". Есть городские коворкинги - в ВАО, САО и СВАО. До конца текущего года, как информирует сайт ГБУ "Малый бизнес Москвы", планируется открыть коворкинг в ЦАО, а в следующем году под городской юрисдикцией начнут работу объекты в ЮВАО, ЮАО и Центральном доме предпринимателя.
Старший консультант отдела стратегического консалтинга компании JLL Дмитрий Глубоковский говорит, что ценовая политика в коворкингах, как и для всех объектов недвижимости, в основном зависит от месторасположения, поскольку качество помещений примерно сопоставимое. В центре в пределах ТТК цена аренды составляет порядка 13 тыс. руб. в месяц за рабочее место. За пределами ТТК - около 9 тыс. руб. Так, в КЦ Flacon Coworking месячная стоимость составляет 11 тыс. руб., за неделю - 3,5 тыс. руб. А, скажем, в Union Place за месяц нужно выложить почти 12 тыс. руб.
Дополнительные услуги в коворкинг-центрах - например, секретариат, бухгалтерия - оплачиваются отдельно. Так, в DI Telegraph различные тарифы, включающие добавочные опции, варьируются от 18 тыс. до 99 тыс. руб. в месяц. В эту цену входит возможность размещения рекламы на различных доступных арендодателю площадках. Некоторые КЦ поддерживают систему абонементов.
Лука Бутомо,
руководитель
коммуникационного
агентства "Волна"
Личный опыт
В компании постоянно работает четыре человека, вне штата - десять. Специфика работы позволяет на данном этапе обойтись без постоянного офиса. К тому же у нас вменяемое отношение к процессу - при современных средствах связи нет необходимости постоянно сидеть в офисе. От каждого сотрудника требуется только результат. А его можно достичь, сидя на Мальдивах или работая по ночам.
В коворкинге нас устраивает гибкая ценовая политика. Здесь всего достаточно для работы.
Пока мы можем позволить себе обойтись без офиса. Если для обсуждения проектов придется встречаться чаще, чем два-три раза в неделю, то будем думать о поиске подходящего варианта.
Дмитрий Глубоковский, старший консультант отдела стратегического консалтинга компании JLL: - Существующие сегодня в Москве коворкинги можно классифицировать следующим образом. Первый разрез предполагает разделение по функционалу. Одни больше ориентированы на сдачу в аренду рабочих мест для начинающих предпринимателей и фрилансеров, другие - на организацию и проведение тематических мероприятий. Второй разрез предполагает разделение по специализации: одни центры пользуются особым спросом у айтишников, другие - у медийщиков и т. д. Третий разрез проходит по линии "государственный или частный объект". Государственные коворкинг-центры зачастую создаются для поддержки программ содействия развитию малого бизнеса. Мария Онучина, директор департамента управления объектами NAI Becar:
- Для ряда отраслей, как в силу их специфики, так и специфики российского бизнеса в целом, обращение к формату коворкингов ограничено вопросами безопасности бизнеса и защиты коммерческой информации. При этом не надо путать коворкинг с форматом оборудованных офисов, сдаваемых на короткое время в некоторых бизнес-центрах. |
Коворкинг или офис
Средняя стоимость аренды дешевого офиса в Москве (класс B-) составляет сейчас 15 тыс. руб. за 1 кв. м в год (по данным Colliers International на III квартал 2014г.). По российским нормативам, на одного человека положено 4,5 кв. м рабочего пространства. Соответственно, команде из десяти человек требуется помещение площадью 45 кв. м. С учетом минимальной стоимости эксплуатационных расходов и НДС, которые нужно платить управляющей компании, сумма составит около 810 тыс. руб. в год.
Отметим, что офисы сдаются без ремонта, с голыми стенами, или с ремонтом от прошлых арендаторов. Еще предпринимателям нужно будет купить мебель и оргтехнику по своим индивидуальным требованиям или бюджету.
Если рассматривать альтернативу, то в среднем в Москве аренда рабочего места в коворкинге обходится в 11 тыс. руб. в месяц (по данным JLL). Соответственно той же команде придется заплатить за год 1,320 млн руб.
На первый взгляд, работа в коворкинге почти в два раза дороже. Однако нужно учитывать, что офис для фрилансеров уже готов для работы: есть рабочие места и вся техника (принтер/сканер/ксерокс), интернет и телефония, климат-контроль, снековые/кофейные автоматы, рекреационные зоны и клининговый сервис. Традиционно эти опции включены в оплату. За дополнительную сумму можно воспользоваться переговорными комнатами с проекционными возможностями, сейфом и другими опциями, а также послушать мастер-классы, обучающие программы.
Офис нужен уже сформированным компаниям, которые ощущают необходимость в постоянном месте работы с собственным бытом и внутрикорпоративной инфраструктурой. "Если количество сотрудников компании переваливает за 15 человек и ее профиль требует работать в едином рабочем режиме с 9 до 18, проводить встречи и т. п., то уже есть смысл арендовать полноценный офис", - считает Дмитрий Глубоковский.
Часто коворкинг позиционируется не просто как рабочее пространство. Это еще и место для обмена идеями, встреч творческих людей или проведения деловых переговоров. Если речь идет о возможности работы из дома в силу специфики бизнеса, срочных периодических проектах, выездной работе и т. п., то для таких небольших стартапов дешевле будет по мере необходимости работать там или проводить деловые встречи.
Коворкингы Москвы
DI Telegraph
DI Telegraph расположен в центре Москвы, в здании Центрального телеграфа. На 545 метрах расположено 100 рабочих мест и образовательная зона для проведения лекций, семинаров и мастер-классов. Рабочее место на один день обойдется в 800 руб., месяц - 13 тыс. руб.
"Рабочая станция"
Круглосуточный коворкинг в Нескучном саду в четырех минутах ходьбы от станции метро "Ленинский проспект". Минимальный тариф "Хипстер": день - 500 руб., неделя - 2500 руб., месяц - 10 000 руб. Предоставляется рабочее место, доступ во все зоны, электричество, интернет, напитки, принтер
Union Place
Коворкинг-центр на 75 мест расположен в 1-м Коптельском переулке, 10, стр. 1. Здесь нет столов для пинг-понга, игровых приставок и воздушных шариков. Это коворкинг, где собираются люди, объединенные одной идеей - делать деньги. Команде от двух человек предоставляются закрепленные рабочие места, ящик для вещей, канцелярские принадлежности, переговорные и другие опции за 10 970 руб. в месяц
SM Moscow-City
Необычный коворкинг в неоскребах "Москва-Сити". Фрилансеры и стартаперы могут арендовать рабочее место или даже мини-офис в высотках "Федерация-Восток" (24-й этаж), "Москва" (19-й этаж) и "Империя" (39-й этаж). Незакрепленное рабочее место со стандартными опциями стоит от 1000 руб. в день или 18 900 руб. в месяц. В небоскребе можно арендовать и мини-офис (23 кв. м) до пяти рабочих мест за 150 тыс. руб. в месяц
Сергей Велесевич, Владимир Миронов