Ввод торговых площадей в России в 2023 году упал до минимума за 20 лет
По итогам 2023 года в России было введено в строй 288,7 тыс. кв. м торговых площадей, это стало минимальным объемом за последние 20 лет, следует из поступившего в редакцию обзора аналитиков NF Group. Новые ТЦ расположены в 25 регионах России, из них 19 (общей площадью около 220 тыс. кв. м) — за пределами Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В NF Group отдельно отмечают, что за пределами столичных регионов показатели ввода выросли относительно 2022 года на 34%. «Рост показателя объясняется эффектом низкой базы 2022 года и открытиями, сроки ввода которых ранее переносились. С начала 2017 года объем ввода ТЦ в регионах РФ превышал 500 тыс. кв. м только один раз — в 2021 году, когда было введено 516 тыс. кв. м», — говорится в исследовании.
В Москве, по данным NF Group, в 2023 году в строй ввели 37,6 тыс. кв. м арендопригодных площадей, а с учетом Подмосковья — 50,9 тыс. кв. м. В Петербурге и пригородах в прошлом году ввели 18 тыс. кв. м, этот объем в значительной мере обеспечила реконцепция устаревших форматов и открытие «Эко Парка» в Мурино (пригороды аналитики при расчетах включают в Петербургскую агломерацию).
Москва показала год к году трехкратное снижение объемов ввода: в 2022-м было введено 123,7 тыс. кв. м. В Санкт-Петербурге, напротив, отмечен рост относительно итогов 2022-го (12,6 тыс. кв. м).
В 2024-м аналитики ожидают более чем двукратного увеличения ввода торговых площадей в провинции — до 562 тыс. кв. м в 24 объектах. Более 40% этого объема придется на два суперрегиональных торговых центра — «Золотой» в Екатеринбурге (137,9 тыс. кв. м арендопригодной площади) и Grinn в Брянске (90,5 тыс. кв. м).
В Москве, по прогнозам компании, на 2024 год запланировано к открытию 18 ТЦ арендопригодной площадью 224,3 тыс. кв. м — примерно вшестеро больше, чем было открыто в 2023-м. Совместно с пригородами прогнозный ввод составит 303,8 тыс. арендопригодных «квадратов».
«В 2023 году рынок торговых центров в регионах продемонстрировал более стабильный рост по сравнению со столичными рынками. Одним из основных преимуществ регионов стало то, что в них было не так много крупных международных ретейлеров, поэтому их уход из РФ оказался не столь заметным. Это позволило эффективно использовать освободившиеся площади, а быстрое появление новых брендов и форматов вернуло интерес покупателей к ТЦ», — прокомментировала региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.
По итогам 2023 года в компании фиксировали снижение обеспеченности качественными торговыми площадями в городах-миллионниках. В Москве, в частности, показатель снизился на 1%, в Санкт-Петербурге — на 3%.
Читайте также: Какие торговые центры откроются в Москве в 2024 году
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»