Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте realty.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Четыре человека погибли при крушении вертолета в Канаде 04:37, Общество В РВСН пообещали в два раза увеличить число запусков в новом году 04:13, Общество В США отменили принцип «сетевой нейтральности» 03:45, Технологии и медиа На заводе в украинском Тернополе произошел взрыв 03:20, Общество Полиция задержала подозреваемого в нападении с ножом в Маастрихте 03:04, Общество В США приговорили родственников Мадуро к 18 годам тюрьмы за наркоторговлю 02:51, Общество Замглавы Росимущества арестовали по подозрению в хищении 02:44, Общество В Испании три человека погибли при перестрелке 02:22, Общество Порошенко назвал решение ЕС по санкциям «достойным ответом Москве» 01:55, Политика Путин и Трамп обсудили по телефону урегулирование ситуации с КНДР 01:31, Политика В Германии три человека погибли при крушении легкомоторного самолета 01:30, Общество В США заявили о планах создать международную коалицию против Ирана 01:18, Политика Разведка Италии не нашла доказательств вмешательства России в выборы 01:00, Политика Неизвестный с ножом напал на прохожих в Маастрихте 00:19, Общество Ростуризм внесет завышающие цены во время ЧМ-2018 отели в черный список 00:13, Бизнес Более 70% приговоров за взятки вынесены из-за сумм до 10 тыс. руб. 00:04, Общество Компания для Улюкаева: как в России судят за взятки 00:02, Общество Правительство Швеции увеличит дотации на переход к солнечной энергетике 14 дек, 23:57, Общество В Хабаровске вынесли приговор членам банды похитителей кедровых орехов 14 дек, 23:40, Общество Менеджеров Промсвязьбанка уведомили о введении временной администрации 14 дек, 23:34, Финансы Челлендж: хватит ли знаний победить торгового робота 14 дек, 23:15, РБК и Thomson Reuters «Эксперт РА» установило Промсвязьбанку статус «под наблюдением» 14 дек, 23:13, Финансы Новым гендиректором «Яндекса» в России стала Елена Бунина 14 дек, 23:11, Бизнес Минобороны заявило об улетевшем из-за Су-35 ВКС России американском F-22 14 дек, 22:48, Политика Лидеры ЕС приняли решение продлить антироссийские санкции 14 дек, 22:45, Политика «Современник» перенес спектакль с участием Гафта из-за болезни актера 14 дек, 22:35, Общество В полиции заявили о задержании отца обвиняемых в петербургском теракте 14 дек, 22:30, Общество СМИ сообщили о планах Роналдиньо избраться в сенат Бразилии 14 дек, 22:29, Общество
Мнение: рынок торговой недвижимости вошел в фазу поклонения арендаторам
Материалы по теме Мнение: как изменятся торговые центры в России из-за падения спроса
02 дек, 2015 16:28
0
Денис Колокольников Мнение: рынок торговой недвижимости вошел в фазу поклонения арендаторам
За период с середины 2000-х по настоящее время рынок качественной торговой недвижимости Москвы существенно изменился. Председатель совета директоров компании RRG Денис Колокольников наблюдал за его развитием с огромным интересом: главные пертурбации произошли совсем недавно, но на самом деле почва для «революции» готовилась годами

Денис КолокольниковСостояние рынка торговой недвижимости Москвы, по сути, определяется его участниками — собственниками торговых центров (ТЦ), арендаторами, а также взаимоотношениями обеих сторон. Именно поэтому наиболее интересно рассмотреть, как менялся расклад сил между ними за прошедшее десятилетие.

Для начала — немного сухих цифр. Лучшим годом для владельцев столичной торговой недвижимости в период с 2005 по 2015 год стал предкризисный 2008-й: средняя ставка аренды достигла рекордных $2324 за 1 кв. м в год для объектов, расположенных внутри Садового кольца, и $1094 за 1 кв. м в год для помещений за пределами центра столицы — притом что количество предложений было адекватным, но дефицит наблюдался. Всего арендаторам предлагалось свыше 2,5 тыс. помещений; для сравнения: годом ранее их было на треть меньше, в 2015 году — те же 2,5 тыс. В центре за год на открытом рынке доступными ретейлу были 168 тыс. м торговой площади, за пределами — почти миллион. То есть выбор был, но, как и перед дефолтом 1998 года, бизнес в Москве в 2008-м «цвел и колосился» — существующие торговые сети не жалели денег на развитие, новые — выходили на рынок, крупные международные — осваивали российскую столицу. А потому поиск лучших площадок, борьба за них, игра на повышение — все это имело место быть.

Мировой финансовый кризис, конечно, внес свои коррективы, однако большинство участников рынка торговой недвижимости вопреки всем проблемам отказались его покидать, ограничившись некоторым замедлением темпов экспансии. Попытка ретейлеров существенно изменить расстановку сил не увенчалась успехом. Ввод торговых центров в городе продолжился, ставки аренды, резко снизившиеся в 2009 году (до $1481 за кв. м в центре и $756 — за его пределами), вышли на новый виток роста и к концу 2013 года достигли высоких уровней, хоть и не сравнялись с докризисными показателями.

Но здесь рынок испытал новый, причем двойной удар. Во-первых, 2014-й стал годом больших политических и экономических потрясений — общепризнанно, что кризиса такого масштаба и глубины в новейшей истории страны еще не было. Во-вторых, этот же год ознаменовался рекордными показателями ввода торговых площадей: по данным RRG, предложение пополнилось 700 тыс. новых «квадратов», и это на фоне роста темпов инфляции, снижения потребительского спроса и практически полного отсутствия доступного кредитования для развития бизнеса.

К концу 2014 года стало ясно, что переворот во взаимоотношениях арендаторов и собственников ТЦ неизбежен. Самые стратегически предусмотрительные владельцы торговых метров начали пересматривать условия аренды площадей еще осенью: пересчитывали ставки в национальной валюте, давали скидки на определенный период, переходили на договоры аренды со ставкой, рассчитываемой от оборота. К началу второго квартала 2015 года это сделали практически все.

Но одних только ценовых уступок оказалось недостаточно, по крайней мере для вновь привлекаемых в ТЦ арендаторов. Сторона, которая еще пять — семь лет назад вынуждена была выискивать и торопливо «столбить» торговые площадки, внезапно оказалась в статусе правящего, более того — весьма капризного правящего. Сбылось то самое воландовское «сами предложат и сами все дадут».

Сегодня ретейлеры и только они диктуют условия арендных сделок, щепетильно выбирая и торговый комплекс, и само помещение в нем, и даже собственника. Ушли в прошлое фиксированные ставки — большинство арендаторов требуют ставки, рассчитываемой от процента с оборота. При этом они выясняют у владельцев, какой же будет посещаемость, и ждут обоснованных прогнозов. Больше того — привязывают ставки и процент с оборота к количеству посетителей ТЦ. А еще предпочитают отремонтированные за счет собственника и готовые к въезду помещения, хороших соседей — то есть арендаторов, генерирующих покупательский трафик, и «фишек» вроде океанариума, зоопарка, детских образовательных развлечений, арт-галереи и других объектов, способных заинтересовать и завлечь потребителя. Правда, арендаторы и более активны в налаживании деловых контактов: например, на прошедшем недавно MAPIC их было существенно больше, чем владельцев ТЦ, многие из которых не поехали в целях экономии…

Новые условия игры на рынке торговой недвижимости Москвы сильно осложняют жизнь собственникам вновь введенных объектов: многие арендаторы предпочитают действующие ТЦ — ведь ставка рассчитывается от оборота, и «селиться» в новых объектах, еще не имеющих своей покупательской аудитории, не имеет смысла. Открытие с 50%-ной заполняемостью в этом году считается хорошим результатом.

Номинируемые ставки аренды помещений между тем падают второй год подряд: и в центре города, и за границами Садового кольца они сейчас примерно вдвое ниже, чем в «горячем» 2008 году. Иными словами, у собственников торговых проектов немного поводов для оптимизма — как и у девелоперов, так и у самих ретейлеров. Хотя и те и другие верят в вечность общества потребления, а также активно адаптируются к новым рыночным условиям. И в этой «войне» главным оружием всех участников рынка торговой недвижимости становится точность — новые ТЦ и новые магазины появляются только там, где они могут по ряду доказательных маркетинговых причин иметь успех. А те объекты, параметры которых не просчитываются от и до, рискуют стать призраками на долгое время. Впрочем, многие игроки рынка уже нашли новый общепонятный язык современных арендных отношений, и сейчас мы видим, что ряд полупустых объектов неплохо заполняется. И это, безусловно, радует.

Денис Колокольников специально для «РБК-Недвижимости»

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Эксперты/Мнения», может не совпадать с мнением редакции 

Об авторах
Денис Колокольников RRG
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Поиск недвижимости
Купить
Купить
Снять
Квартиру
Квартиру
Квартиру в новостройке
Комнату
Дом
Участок
Коммерческую недвижимость
Найти Подать объявление
Уважаемый пользователь!

Сервис объявлений о продаже и аренде недвижимости на сайте РБК.Недвижимость перешел на технологии Яндекса.

Чтобы разместить свое объявление, воспользуйтесь личным кабинетом на сайте Яндекс.Недвижимость. Добавленные объявления будут доступны как на нашем сайте, так и на сайте Яндекс.Недвижимость.

Личный кабинет Яндекс.Недвижимости
×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.