Эльбрус Гобеев: «Если рынок в состоянии «хорошо», это считается кризисом»
— Как вы оцениваете ситуацию на рынке гражданского строительства и в целом на рынках, где вы работаете?
— Я оптимист по жизни и стараюсь смотреть на происходящее с позитивного ракурса. У меня была история с одним заказчиком: вечно у него нет денег, но при этом он постоянно во что-то вкладывается. Это наглядный пример-иллюстрация о том, что происходит сегодня: модно говорить, что все плохо, денег нет, а рынок падает, но при этом активно работать.
— А рынок, с вашей точки зрения, не падает?
— Недавно я прочитал отчет о мифах на рынке в 2025 году. Вот эти мифы: нет потребности в новых метрах, большой навес метров, спрос уйдет на вторичный рынок, без льготной ипотеки никак, спрос делали инвесторы. Похоже, это лишь мифы: в действительности рынок и его емкость постоянно растут, что бы ни происходило вокруг. Когда люди говорят о проблемах на рынке, они больше зеркалят свои внутренние проблемы — степень организации в компании, уровень подготовки сотрудников. Конечно, обстановка на рынке гражданского строительства под конец года довольно сложная, судя по общению с его участниками. Но реальные цифры бизнеса пока не сигнализируют о стагнации. Возможно, «долетит» во втором-третьем квартале следующего года.
Вообще, у аналитиков только две метрики: «отлично» и «хорошо». И если рынок скатывается в «хорошо», то все говорят о кризисе.
— Кажется, у нас кризисы не прекращаются. Но получается, что драйверы развития сильнее кризиса. Что это за драйверы?
— Основных — три. Если внимательно посмотреть статистику, то рынок начал активный рост незадолго до введения проектного финансирования — напомню, его ввели летом 2019 года. Все застройщики старались успеть запроектировать и получить РНС до этого момента, чтобы потом по ним работать. На этом фоне много региональных игроков вышли на федеральный уровень — из Тюмени, Новосибирска, Краснодара, Ставрополя, Ростова-на-Дону, Ульяновска. Фактически они тиражируют свои модели бизнеса и таким образом масштабируются. Когда я работал в ЛСР, а это уже была крупная компания, нашей целью было построить миллион квадратных метров. Сейчас застройщики ставят себе цели уже по несколько миллионов, и таких очень много. На сегодняшний день у нас 15 игроков с единовременным объемом от 1 млн кв. м. При этом в топ-5 — игроки с объемом более 2 млн кв. м.
Второй драйвер — указание президента наращивать объемы жилищного строительства не менее чем до 120 млн кв. м в год. Сейчас мы видим появление новых программ: по поддержке гостиничного сектора, развития новых территорий и др.
Третий драйвер — рост конкуренции. На консервативный строительный рынок в последние годы зашло много новых игроков — и они находят решения там, где раньше их найти было сложно. Раньше участники рынка существовали в достаточно комфортных условиях: деньги есть, трудовые ресурсы есть, технология отработана. А сейчас конкуренция обостряется, это вынуждает отрасль меняться. Рынок стал гораздо динамичнее, рост количества строек провоцирует борьбу за покупателя — проекты десятилетней давности очень отличаются от того, что строится сегодня: продукт стремительно улучшается, добавляются технологические решения, и это как раз результат конкуренции. Это позитивный вектор развития.
— Учитывая, что растет и количество игроков на рынке, и объем технологичных решений, увеличивается ли спрос на новые технологии?
— Конечно. Застройщики хотят строить быстрее, проще и интереснее, поэтому без технологий не обойтись. Что такое префаб? Это перенос строительных процессов со строительной площадки на заводскую, что позволяет использовать промышленные технологии. То есть от стройки мы переходим к производству на заводе и далее к строительно-монтажным процессам на объекте. На предприятии все технологические процессы можно гораздо эффективнее настроить. Мы в EVRAZ STEEL HOUSE можем гарантировать заводское качество, точность и автоматизацию процессов. А самая глубокая степень префабрикации — модуль: 90% процессов происходит на заводе. Модульные дома строятся быстрее всего, поэтому и спрос на них сейчас очень высокий.
— Спрос на префабы исходит в основном от застройщиков многоквартирных домов или ИЖС?
— Несмотря на активное развитие городских застройщиков, ИЖС растет еще быстрее — кстати, городские застройщики тоже видят перспективы рынка ИЖС и стараются в него зайти, мы уже знаем несколько подобных примеров. Но тут важно понимать, что в ИЖС совсем другие проблемы — управляемость, логистика, создание инфраструктуры, внешние сети; некоторым городским застройщикам сложно перестроиться, приходится учиться.
— Насколько быстрее и дешевле строить с префабами по сравнению с традиционным строительством на месте?
— Если смотреть только по бумагам, то префабы стоят даже дороже. Но если перейти от теории к практике, то мы увидим, что по ходу традиционного строительства появляются задержки, ошибки, браки, простои — все это добавляет к изначальной смете очень серьезные суммы. В то же время префабы собираются на заводе со стабильными рабочими бригадами, по отлаженным промышленным технологиям — тут нет задержек, нет брака и нет сбоев. Последующее строительство и его качество абсолютно прогнозируемы. На продукцию есть паспорт, дается гарантия и инструкция для сборки — так, чтобы минимизировать ошибки строителей. Поэтому на выходе оказывается, что префаб дешевле минимум на 10%.
Если говорить о сроках, то это кратная разница: традиционное строительство многоквартирного дома может длиться годами, а с префабами требуется несколько месяцев.
То же самое касается и ИЖС: на выходе получается дешевле, быстрее и качественнее. Строительство типового небольшого дома для семьи с ребенком может занять всего три-четыре месяца.
— Но префабы подходят не для всех проектов?
— Да. Это можно сравнить с производством одежды: есть фабрики и есть ателье. В первом вам сошьют костюм по их собственным лекалам — кроме вас, в таких костюмах будут ходить тысячи других людей, при этом все эти костюмы будут абсолютно одинаковы. А в ателье вы получите эксклюзивный костюм, сшитый по вашей фигуре и с учетом всех пожеланий. Префабы — не для авторских проектов. Это стандартизированное решение для массового производства и массовой поставки.
— Какую долю загородного рынка сейчас занимают быстровозводимые технологии в Подмосковье, в других крупных регионах?
— Пока доля небольшая — по Подмосковью это 10–15%. Но есть интересная закономерность: в тех регионах, где префабы уже применяются, рынок ИЖС растет очень активно, а где их нет — и рынок инертный. Но как только технология приходит в регион, сразу появляются инвесторы.
— Кроме строительства жилья, в каких еще сегментах рынка недвижимости применяются префаб-технологии?
— Где угодно! Один из очень крупных застройщиков даже построил себе четыре завода и всю нужную номенклатуру сам у себя выпускает.
Префабы востребованы для офисов, складов, индустриальных парков, производственных помещений.
Растет спрос от тех, кто занят во внутреннем туризме. Этот сегмент сейчас развивается очень активно, поэтому нужно строить административно-бытовые здания — гостиницы, например. Надо сказать, что гостиницы или детские оздоровительные лагеря для нас в EVRAZ STEEL HOUSE оказались очень интересным направлением, потому что номерной фонд обычно унифицирован и префабы в таких случаях — идеальное решение. То же самое касается общежитий, которые тоже на сегодняшний день в тренде. Да и вообще префаб-технологии наиболее выгодны в первую очередь в ситуации серийного строительства.
— Учитываются ли какие-то зеленые стандарты при производстве или последующем строительстве?
— Практически на всех этапах. Начиная с того, что при каждом заводе обязательно работает собственный эколог (а на стройках — нет), и заканчивая вопросами логистики. При традиционной стройке на площадку постоянно что-то привозят, дымят двигатели, образуются тонны мусора. В случае с префабами на стройку приезжает уже практически готовый объект. За счет этого снижается количество техники и перевозок, необходимых при традиционной стройке. Кроме того, на производстве используется структурированный сбор отходов, вырабатываются нормативы технологических потерь и они постоянно оптимизируются.
— Как вы оцениваете текущие тенденции в префаб-строительстве и как можно повысить его эффективность?
— Наша технология постоянно увеличивает производительность труда — а это один из самых весомых показателей в бизнесе. Кроме того, префабы значительно упрощают настройку процессов при строительстве объектов: при традиционной стройке по окончании строительства необходимо сворачивать производство и при этом очень много всего теряется. А в случае с префабами завод, с которого привезли модули, продолжает работать в обычном режиме. Получается, что автоматизация и операционные процессы в случае с префабами гораздо эффективнее — но в этом направлении развиваться есть куда.
Вход на рынок префаб-технологий имеет высокий порог инвестиций, и это, наоборот, тормозит развитие. Я думаю, со временем появится проектное финансирование и в этом сегменте, это станет сильным драйвером.
— Как прогнозы вы дадите на следующий год? Что будет с ценами?
— Здесь тяжело дать какие-то прогнозы, потому что многое непредсказуемо. Чем выше кредитная нагрузка и хуже условия кредитования и работы в целом, тем больше вероятность, что инвесторы-застройщики выберут хорошо прогнозируемое решение. Учитывая, что префабы прогнозируются лучше, я надеюсь, что мы окажемся в выигрыше.
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»