Лента новостей
Все новости Недвижимость
Президент Австрии не увидел драмы в ситуации с «российским шпионом» 05:20, Политика На упадок сил осенью пожаловались 34% россиян 05:04, Общество «Коммерсантъ» узнал о планах ускорить взимание штрафов ГИБДД 04:38, Общество Ляшко потребовал от Порошенко включить отопление в городах Украины 04:31, Общество В Израиле 53 человека пострадали из-за ракетного обстрела 04:11, Политика СМИ узнали о планах перекинуть строителей Крымского моста на порт Тамань 03:50, Бизнес Резервный самолет Air France не вылетел в Шанхай из-за неполадок 03:43, Общество СМИ увидели ответ Трампу в фото с французскими военными под дождем 03:20, Политика 5 модных трендов этой осени 03:14, РБК Pink и KUPIVIP.RU В Сенате США потребовали от Трампа прекратить критику ФРС 02:58, Экономика В Думе предложили сообщать должникам о привлечении коллекторов через СМС 02:42, Общество CМИ сообщили об авиаударе Израиля по зданию гостиницы в Газе 02:06, Политика Подозреваемый в деле о взрыве газа в доме под Смоленском умер в больнице 01:29, Общество CМИ узнали о планах перестроить киноцентр «Соловей» в жилой комплекс 01:02, Бизнес Израильские ВВС нанесли удар по зданию телеканала ХАМАС 00:35, Политика Правительство отказалось рекламировать институт самозанятых за 1 млрд руб 00:28, Общество SANA сообщило о 60 пострадавших из-за удара международной коалиции 00:24, Политика Израиль сообщил о 300 выпущенных палестинцами ракетах 12 ноя, 23:58, Политика Битва дизайнеров: как по-разному можно оформить одну и ту же квартиру 12 ноя, 23:42, РБК и Экспострой на Нахимовском Минобороны показало архивное видео полетов бомбардировщика Ту-95 12 ноя, 23:29, Общество В Киеве заявили о согласии с США по проекту «Северный поток-2» 12 ноя, 23:16, Политика Пользователи сообщили о сбое в работе Facebook 12 ноя, 23:01, Технологии и медиа WSJ насчитала более 20 обанкротившихся из-за цен на топливо авиакомпаний 12 ноя, 22:44, Бизнес Умер создатель «Человека-паука» и «Людей Икс» Стэн Ли 12 ноя, 22:34, Общество На торжествах во Франции Меркель перепутали с женой Макрона 12 ноя, 22:18, Общество СКА нанес «Автомобилисту» второе поражение в сезоне КХЛ 12 ноя, 22:03, Спорт «Токсичная» атмосфера в компании: кто виноват и как все исправить 12 ноя, 22:00, РБК и Volkswagen «Россия 24» показала видео о подготовке разведкой Украины взрывов в Крыму 12 ноя, 21:57, Политика
Мнение: как изменятся торговые центры в России из-за падения спроса
Материалы по теме Точки роста рынка коммерческой недвижимости в 2015г.
01 июл 2015, 16:04
0
Денис Колокольников Мнение: как изменятся торговые центры в России из-за падения спроса
Цены в России в последние месяцы растут на многие товары, а доходы населения снижаются. В Москве и других регионах эти факторы уже стали отражаться на торговой недвижимости. О том, как это в будущем отразится на арендаторах и торговых центрах, в своей авторской колонке рассказывает председатель совета директоров консалтинговой компании RRG Денис Колокольников

Денис КолокольниковРыночный товарооборот стал падать в кризис. Покупать в прежних объемах потребители уже не могут — денег заметно меньше (у некоторых их нет совсем), а брать кредиты невыгодно и опасно: ставки потребительского кредитования еще осенью прошлого года взлетели до невообразимого уровня, да и уверенности в завтрашнем дне нет никакой — занять можно, а получится ли отдать — большой вопрос. В результате денежная масса, поступающая на рынок торговой недвижимости, резко сократилась: люди стали экономить и, следовательно, меньше ходить в торговые центры.

Что интересно, покупать стали не просто меньше в целом, но и по изменившейся схеме: экономить, очевидно, можно не на всех группах товаров. Например, еда, лекарства и медицинские услуги относятся к товарам жизненной необходимости, или, как мы их называем, защищенным. К ним, помимо уже вышеуказанных, можно причислить и транспортные услуги, а также — уже с натяжкой — товары для детей, телекоммуникационные услуги, косметику. В группе незащищенных (тех, на которых потребители как раз и экономят больше всего) — одежда и обувь, товары для ремонта, бытовая техника, спортивный инвентарь, туристические услуги и развлечения.

Ретейлеры, торгующие такими товарами, оказались в непростой ситуации: с одной стороны, их затраты резко возросли, так как большая часть продукции по-прежнему закупается за границей и, понятно, не за рубли; с другой — повысить цены для конечных потребителей они не могут, так как спрос на незащищенные товары и без того сильно упал. Таким образом, прибыльность их бизнеса резко снизилась. Как следствие — многие такие ретейлеры сегодня элементарно не могут себе позволить арендовать площади в торговых центрах, по крайней мере в прежних объемах и по прежним — докризисным — ставкам. Однако сегменты гипермаркетов, дискаунтеров чувствуют себя хорошо. Они не только сохранили обороты, но и зачастую преувеличили их.

Поэтому, естественно, количество арендаторов в незащищенных сегментах постепенно уменьшается, если не удается договориться о приемлемых условиях с собственником. Для потребителя это значит, что состав арендаторов торговых центров — иными словами, набор магазинов, который мы видим, приходя за покупками — меняется. Особенно заметно это в крупных московских ТЦ, расположенных вдали от станций метро, — таких немало открыто, в частности, вдоль МКАД. Как ни странно, малые объекты в кризис оказались в более выигрышной ситуации за счет своей доступности. Человек, который вынужден экономить, вряд ли поедет в огромный торговый комплекс — зачем «сыпать соль на рану»? А в относительно небольшой районный ТЦ может и зайти, ведь вот он — рядом с домом или прямо у выхода из метро. Кроме того, малые ТЦ как раз удовлетворяют первичные потребности из защищенных групп товаров.

Что это значит для владельцев многочисленных московских торговых гигантов? Очевидно, ничего хорошего. Первое — падение ставок. По нашим оценкам, в рублевом эквиваленте по итогам 2015 года они могут упасть на 25–30% в среднем по рынку. Второе — возникнет необходимость пересмотра концепций проектов. На самом деле она есть уже сейчас: если ничего не менять, многие торговые центры просто станут экономически неэффективными. И главное изменение, конечно, затронет пул арендаторов. Умные собственники будут стремиться наращивать долю «антикризисных» магазинов в ТЦ. Речь, прежде всего, о супер- и гипермаркетах, магазинах детских товаров, косметики и прочих, чьи обороты под воздействием кризиса упали в меньшей степени. Пустующие площади, вероятно, займут различные нетрадиционные для ТЦ операторы — выставки, арт-объекты, спортивные площадки, молодые дизайнеры, контактные зоопарки и так далее.

А вот fashion и ряд товарных групп сократят площади в торговых центрах — не время сейчас скупать платья и галстуки. И такая ситуация сохранится в лучшем случае до конца 2015 года. Что предложат потребителям торговые центры в 2016-м и последующих годах? Скорее всего, рынок уйдет в более дешевые сегменты, включая дисконт, но это зависит в том числе от дальнейшего пути развития российской экономики.

Денис Колокольников специально для «РБК-Недвижимости»

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Эксперты/Мнения», может не совпадать с мнением редакции 

Об авторах
Денис Колокольников RRG
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Поиск недвижимости
Купить
Купить
Снять
Квартиру
Квартиру
Квартиру в новостройке
Комнату
Дом
Участок
Коммерческую недвижимость
Найти Подать объявление
Уважаемый пользователь!

Сервис объявлений о продаже и аренде недвижимости на сайте РБК.Недвижимость перешел на технологии Яндекса.

Чтобы разместить свое объявление, воспользуйтесь личным кабинетом на сайте Яндекс.Недвижимость. Добавленные объявления будут доступны как на нашем сайте, так и на сайте Яндекс.Недвижимость.

Личный кабинет Яндекс.Недвижимости