Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
В США впервые после отмены 17-летнего моратория казнили афроамериканца Общество, 04:35 Как экстремалы контролируют страх РБК и Jeep, 04:15 Разработчик заявил о возможности создать «Новичок» в любой лаборатории Общество, 03:49 За продажу фальшивых лекарств задержали более 120 человек по всему миру Общество, 03:48 «Известия» узнали о предложении Греции возобновить полеты с Россией Общество, 03:37 Facebook удалил в социальных сетях три группы «российских» аккаунтов Политика, 03:12 Вирусологи назвали главный показатель для оценки второй волны COVID-19 Общество, 03:10 Сенаторы предложили санкции против российских властей из-за Навального Политика, 02:46 СМИ сообщили о разведактивности у границ России за неделю Общество, 02:32 Глава Севастополя отказался от проекта переброски воды из Крыма Политика, 02:22 В Госдуме предложили ввести продуктовые сертификаты для малообеспеченных Общество, 01:56 Финтех для ультрахайнетов: как облегчить и автоматизировать трейдинг РБК и Refinitiv, 01:55 В Нижегородской области возбудили дело об убийстве девятилетней девочки Общество, 01:10 Как быстро распознать мошенника при переводе денег в сети. Тест РБК, ВКонтакте и Mastercard, 00:55
Cамое малочисленное поколение россиян: каким будет жилье для миллениалов
Мнения ,  
0 
Кирилл Игнахин

Cамое малочисленное поколение россиян: каким будет жилье для миллениалов

На рынок жилой недвижимости приходит самое малочисленное поколение россиян за всю послевоенную эпоху. В условиях превышения предложения над спросом миллениалы заставят девелоперов в корне пересмотреть новые проекты.

Поколение Y востребует совсем не то жилье, в котором обитали их родители, и даже не те новостройки, которые возводятся сейчас.

Горизонт планирования — десятилетия

Российский бизнес привык к парадигме «день простоять, да ночь продержаться», и девелопмент — не исключение. Однако комплексное освоение бывших промзон, портов, пустырей привело к появлению жилых проектов, насчитывающих миллионы «квадратов» и долгие годы реализации. Жесткая конкуренция за каждого клиента заставляет смотреть на перспективу: уже сейчас мы должны знать, кто купит наш продукт через пять — десять лет.

Поколение Y

Миллениалами, или поколением Y называют родившихся в 1981–2001 годах. Они не спешат становиться взрослыми и обзаводиться семьей. Они не боятся менять работу каждый год. Они живут преимущественно в виртуальном пространстве. Они не хотят трудиться в офисах и не мечтают стать «сотрудником месяца». Они готовы переезжать в другие города и страны.

Миллениалы — это 28% населения России. В структуре спроса на жилые комплексы нашей компании доля представителей поколения Y — порядка 50%. Однако есть проекты (комплекс апартаментов бизнес-класса), где доля миллениалов превышает 50% от общего количества покупателей. Среди них превалируют миллениалы среднего возраста — 30–34 года (26%), еще около 20% приходится на возрастную категорию 35–38 лет. Доля миллениалов в возрасте 25–29 лет составляет 7%, доля «младших» (до 25 лет) не превышает 5%. По опыту работы с этими клиентами мы видим, как меняются их запросы. Это помогает спрогнозировать, что будет интересно будущим покупателям, которым сейчас по 18–20 лет.

«Спальники» must die

Характерный для всех покупателей-миллениалов тренд — стремление к центру города. Жилой комплекс для поколения Y нужно строить на ближней периферии, откуда можно добраться до актуальных театров, музеев, баров и кафе за полчаса. Недаром сквоттеры — жилищные «экстремисты» поколения Y — предпочитают захватывать особняки именно в центре мировых столиц. К примеру, 25% покупателей в нашем проекте бизнес-класса на границе с центром города имеют прописку в ЦАО.

Миллениалы будут жить, работать и проводить ночь в одной и той же локации. Поэтому даже сейчас они готовы поступиться лишними квадратными метрами (ведь чем ближе центр, тем дороже «квадрат»), но выбрать проект хотя бы недалеко от ТТК. Половина покупателей-миллениалов интересуется однокомнатными и двухкомнатными объектами, и еще 12% —студиями.

Жилье — не константа

Миллениалы — мобильное поколение, для которого ничто не будет вечным: город, работа или дом. Правовой статус жилища — апартаменты или жилое помещение — будет казаться нелепой формальностью на фоне стремительной смены декораций жизни. Мы видим, что молодые покупатели с безразличием воспринимают социальные гарантии, которые дает постоянная регистрация. Именно поэтому формат апартаментов будет только увеличивать свою долю в структуре предложения и спроса.

Вместе с тем такой нонконформизм миллениалов создает риски для девелоперов: зачем ввязываться в долголетние кредиты, если приобретаемое жилье — не константа? Поколение Y уже сейчас зачастую отдает предпочтение аренде небольшой, но удобной квартиры в центре, а не ипотеке в «каменных джунглях» за МКАД. Это значит, что российскому девелоперу рано или поздно придется развивать формат доходных домов и учиться зарабатывать на долгосрочной аренде.

Не крепость, а комьюнити

В недавнем опросе 42% клиентов IKEA признались, что считают своим домом не собственно здание, а район, в котором они проживают. Дом в восприятии миллениалов — это более широкое пространство, нежели собственно квартира. Поколение Y живет в социальных сетях, которые объединяют их в том числе с соседями. В общих чатах они знакомятся, решают проблемы дома, квартала, района и даже организуют досуг. То есть для них дом — это комьюнити, сообщество близких по духу людей. Миллениал — это по-настоящему социальный житель, который оставит в прошлом концепцию «дома-крепости».

Поэтому девелоперы продолжат делать ставку на проекты застройки, которые создают условия для формирования комьюнити. Непременным атрибутом таких ЖК станут собственные общественные пространства, скажем, общие библиотеки и даже кухни, а на улице — парки, набережные, променады, амфитеатры. Возрастет потребность в просторных межквартирных холлах, входных группах, зонах отдыха непосредственно в жилых корпусах.

Несемейный покупатель

В начале 2000-х средний возраст российской матери, родившей первенца, составлял 23 года. К 2014-му он повысился до 27 лет, и, по прогнозам ООН, скоро достигнет 31 года. Миллениалы откладывают семейную перспективу на зрелый период жизни, отдавая в молодые годы предпочтение карьере.

Сегодня почти все ЖК на массовом рынке стремятся привлечь семейного покупателя. От этой парадигмы придется уйти: карьерный приоритет миллениала заставит его искать жилые комплексы с собственными коворкингами. Так, 70% наших клиентов из поколения Y не замужем и не женаты, а дети есть только у 9% из них. Напомню, что речь идет о людях в возрасте от 20 до 35 лет.

Для этой целевой аудитории стандартную инфраструктуру в жилом комплексе целесообразно дополнить важными деталями — такими как бесперебойное Wi-Fi-покрытие, недорогое рабочее пространство, стоянки для велосипедов и гироскутеров. В рамках отдельных проектов можно предусмотреть корпуса с более мелкой нарезкой (студии, однокомнатные квартиры, двухкомнатные квартиры евроформата), ориентированные на несемейных покупателей. Конечно, семейное жилье останется, но наряду с ним может появиться новый формат жилых комплексов для одиночек и бездетных пар.

Работа в шаговой доступности

Место работы станет частью комьюнити миллениала. Оно перестанет быть «башней из слоновой кости», расположенной где-то в центре мегаполиса, а превратится в нечто близкое не только территориально, но и по духу. К 2020 году до 50% штатных работников в развитых странах превратятся во фрилансеров. Такой тип занятости требует совершенно иных форматов офиса — уже упомянутых коворкингов. Более того, сейчас на рынке появляются квартиры с кабинетом и отдельным входом, которые можно одновременно использовать как личные приемные.

Поскольку работа станет частью дома, изменится роль транспортной инфраструктуры. Велосипеды, самокаты, гироскутеры превратятся в главные средства передвижения. Для выездов за пределы комьюнити поколение Y будет использовать общественный транспорт. Это значит, что в ЖК для миллениалов паркинг будет не столь важен.

Квартира для пиджака

В начале прошлого века английский писатель Элберт Хаббард сказал: «Дом — это место, куда приходишь переодеться, чтобы пойти куда-нибудь еще». Этот афоризм точно описывает отношение миллениалов непосредственно к жилому пространству. Прагматичность на грани с утилитарностью.

Квартиры и апартаменты миллениалов будут компактными, но функциональными. Сейчас мы отмечаем, что молодые покупатели тяготеют к евроформату (гостиная объединена с кухней). Также фиксируется интерес к помещениям с отделкой: лишние затраты миллениалам ни к чему, а профессиональный дизайн сделает даже самую небольшую квартиру удобной и уютной. Полагаю, что меблировка также станет востребованной опцией среди будущего поколения покупателей. Правда, учитывая общий вектор развития их вкусов и взглядов на жизнь, пиджаков в шкафу будет немного.

Об авторах
Кирилл Игнахин Кирилл Игнахин, генеральный директор Level Group
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное Найти квартиру Лента