Лента новостей
Все новости Недвижимость
СМИ сообщили о взлетевших продажах арбидола из-за рекламы и коронавируса 05:48, Бизнес СМИ сообщили об уничтожении Турцией сирийского военного конвоя 05:29, Политика Банки пожаловались Мишустину на идею запретить «антиотмывочные» комиссии 05:00, Финансы Число погибших при авиаударе в Идлибе турецких военных достигло 33 04:53, Политика На Украине решили измерять температуру у въезжающих из России 04:50, Общество Число заразившихся коронавирусом в Южной Корее превысило 2 тыс. человек 04:43, Общество В Стамбуле возле генконсульства России начался митинг из-за военных 04:19, Политика Reuters узнал о решении Турции не мешать беженцам добираться до Европы 03:59, Политика Число вылечившихся от коронавируса в Китае превысило 36 тыс. человек 03:29, Общество В Нидерландах выявили первый случай заражения новым коронавирусом 03:25, Общество «Арсенал» пропустил от «Олимпиакоса» на 119 минуте и покинул Лигу Европы 02:42, Спорт Число погибших турецких военных в Идлибе возросло до 29 человек 02:34, Политика Турция нанесла ответные удары после атаки сирийской армии в Идлибе 02:21, Политика СМИ сообщили об ударе израильских вертолетов по позициям сирийской армии 02:20, Политика Суд арестовал начальника отдела пенсионного обеспечения МВД 02:11, Общество В Турции заблокировали YouTube и соцсети после гибели военных в Сирии 01:57, Технологии и медиа Эрдоган провел совещание по безопасности после гибели военных в Сирии 01:43, Общество Сумма штрафов за нарушения ПДД в 2019 году превысила 106 млрд руб. 01:21, Общество Посольство России посоветовало американским властям посетить Крым 01:17, Политика Глава МИД Турции поговорил с генсеком НАТО после авиаудара в Идлибе 01:06, Политика Биржи США продолжили рекордное падение на фоне коронавируса 00:35, Финансы Власти США допустили борьбу с коронавирусом по программе холодной войны 00:24, Политика В Турции заявили о гибели более 20 военных из-за авиаудара в Идлибе 00:19, Политика Двое детей провалились под лед в Волгоградской области 00:08, Общество Обвал цен на нефть резко сократит пополнение национальных резервов России 00:00, Экономика S7 приостановит полеты в Южную Корею из-за нового коронавируса 27 фев, 23:54, Бизнес Число зараженных коронавирусом во Франции удвоилось за сутки 27 фев, 23:19, Общество Россия сообщила о сбитом Сирией турецком беспилотнике в Идлибе 27 фев, 23:17, Политика
Как молодым бизнес-центрам переманить арендаторов из центра Москвы
Материалы по теме Объем ввода офисов в Москве стал минимальным за последние пять лет Москва оказалась в конце мирового рейтинга по стоимости офисов Аналитики спрогнозировали рост цены аренды офисов в центре Москвы на 25%
0
Анастасия Малкова Как молодым бизнес-центрам переманить арендаторов из центра Москвы

К концу года в столице будет введено не более 500 тыс. кв. м офисов, это один из самых низких показателей рынка за последнее время. При этом значительная часть новых и свободных офисов в столице сегодня приходится на одну локацию — «Москву-Сити».

Долгое время именно высотный деловой центр был точкой притяжения арендаторов. Однако сегодня компании все больше обращают свое внимание на бизнес-центры на периферии. При условии равноценного сервиса и более низких ставок спрос постепенно начал смещаться от центра к офисным объектам за ТТК.

Если взять офисные объекты класса А, находящиеся преимущественно в центре города, то их целевые клиенты — компания, чей имидж и статус по определенным причинам не позволяет уходить на периферию, а также иностранные игроки. Категория бизнес-центров в пределах ТТК в основном и рассчитана на международных игроков и тех, для кого иметь фронт-офис необходимо в небольшой удаленности от центра вне зависимости от цены и реального качества.

За текущий год, по нашим оценкам, активность российских и западных компаний на рынке аренды/продажи офисов находится в соотношении 80 к 20. Сокращение числа иностранных игроков не тренд, а уже существующая реальность, и в условиях борьбы за клиента умение подстраиваться под конъюнктуру рынка — ключевое для выживания на нем.

Обратимся к сухим цифрам — средний уровень вакансии на офисном рынке столицы составляет порядка 15–16%; большая вакансия наблюдается по-прежнему в объектах класса А, расположенных не в самых привлекательных локациях, а также в бизнес-центрах, где ряд договоров аренды подошел к концу и ведутся переговоры о продлении. В объектах класса B сложилась и своя динамика: бизнес-центры B+ существуют с максимальной вакансией — 15,5% (в классе А она может достигать 20% и более), а вот B- уже не более 10% вакантных площадей.

Такая ситуация объясняется, во-первых, ценовым соотношением аренды в объектах разного класса, а во-вторых, отсутствием явных конкурентных преимуществ, способных перетянуть арендатора в свою сторону.

Если разделить количество сделок по аренде и продаже в офисах на центр и периферию, то мы увидим, что 40% приходится на объекты за ТТК, а 25% — на зоны между Садовым кольцом и Третьим транспортным. Такая динамика говорит о явном оттоке компаний из центра на периферию, где уже появились достойные по уровню и качеству бизнес-центры и бизнес-парки, часть их которых приходится на проекты редевелопмента.

Сейчас, безусловно, идеальный период, когда небольшие офисные объекты могут получить крупного клиента, а бизнес-центры с проработанной концепцией и грамотными брокерами перетянут на себя спрос. Но несмотря на, казалось бы, очевидные факторы, 90% от общего числа предложений не отличается друг от друга ничем, кроме локации и небольшой вариабельности арендных ставок.

В век, когда компании уже давно применяют форматы open space и hot desk, работают в режиме проектных команд и далеко не всегда нуждаются в классических офисах, собственникам важно предложить такой продукт, который задаст новую планку для офисных объектов на всем рынке. Ошибочно полагать, что модели google-офисов с отсутствием кабинетов и местами привычных рабочих станций — это дорого и подходит для узкого сегмента. Чем больше гибкости в плане нарезки помещений, отделке, инфраструктуре и условиях будет предлагать собственник, тем больше шансов у него найти арендаторов.

Еще одной фишкой, которая эффективно работает на западном рынке уже много лет, является упор на архитектуру. Монотонные холлы и коридоры с прямоугольным ресепшеном больше не привлекают. А вот насыщенные различными функциями МОПы, атриумы и интерьерные доминанты входных групп — мелочи, образующие совершенный продукт.

Оригинальная архитектура экстерьера и интерьеров не требует огромных вложений, но повышает привлекательность продукта. Особенно важно это для молодых объектов, которые не обладают еще сильным брендом и должны завоевать доверие и арендаторов, и всего рынка.

Создание таких проектов одинаково успешно работает не только для самого собственника, но и улучшает облик города, привлекает внимание и вызывает интерес. Но одной архитектуры все равно мало — интересные пространства требуют интересных активностей, которые почти отсутствуют на рынке в привычных БЦ. Это и выставки, и лекции, и всевозможные мастер-классы для арендаторов комплекса (как действующих, так и потенциальных).

Популярный и активно продвигаемый сегодня формат «город в городе», где в границах одного объекта можно найти услуги, новых партнеров и многое другое, не создается сам по себе. Он формируется в том числе благодаря усердной работе управляющей компании и, главное, умению собственника быть на волне agile, то есть гибким, адаптируемым и современным.

При равных условиях и существующих рыночных реалиях именно такие объекты будут востребованы в ближайшие годы. И даже не самая выигрышная локация перестанет быть спорным фактором для будущих арендаторов. 

Об авторах
Анастасия Малкова коммерческий директор Stone Hedge
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.