Как развивать спальные районы
Явление спальных районов - специфика именно крупных городов. В российской действительности это понятие имеет, скорее, негативную окраску. Если обратиться к опыту Запада, то там спальные районы имеют четкую градацию. Есть тихие пригороды, территории с малой плотностью застройки и, соответственно, населения, где жилье представлено преимущественно малоэтажными квартирными зданиями, таунхаусами и индивидуальными домами. Применительно к этим районам можно упоминать такие понятия, как "свежий воздух", "территории для прогулок", "микроклимат", "облик района" и т. п.
Другое дело - окраинные районы мегаполисов, застроенные многоэтажным и, как правило, типовым жильем. Такие территории имеют схожие негативные характеристики вне зависимости от города или страны: длительное время, которое ежедневно тратят их жители на переезд от дома до работы, недостаток времени для общения с семьей, психологическая разобщенность жителей, несложившаяся культура проживания в районе и другое. Тем не менее массовая застройка на окраинах города, по сути, единственный способ обеспечить постоянно растущие потребности населения в жилье.
С начала 2000-х жилой фонд Москвы вырос больше чем на четверть. По данным Мосгорстата, в период с 2001 по 2013г. в столице построено 48,7 млн кв. м жилья, львиная доля которого пришлась на спальные районы. Так, из 3,1 млн кв. м, введенных в прошлом году, 1,1 млн пришлось только на Новую Москву, где в ближайшие 20 лет планируется построить около 50 млн кв. м жилья.
Строительство социальной инфраструктуры сильно уступает бешеным темпам ввода жилья, ведь стоят они дорого и не окупаются, по крайней мере если речь идет о муниципальных объектах. Сэкономив на покупке жилья, обитатели новых районов часто вынуждены искать образовательные учреждения для своих детей или обращаться за медицинским обслуживанием в другие районы. Учитывая, что объекты социальной инфраструктуры в большинстве случаев воспринимаются как обременение, застройщики не заинтересованы в их строительстве. Единственный выход - активное участие государства в рамках социальных программ развития территорий.
Потребности в насыщении периферийных районов различным функционалом во многом определяются временем доступности той или иной функции. Существует градация потребностей населения, для удовлетворения которых люди готовы потратить больше или меньше времени. В определенный момент расширения города возникает необходимость создания локальных полифункциональных центров.
На совместном семинаре Urban Land Institute и ГК "Спектрум" участникам был задан вопрос: "Что должно измениться, чтобы новые районы Москвы перестали напоминать "каменные джунгли?" Представители девелоперских структур, а также отечественные и зарубежные консультанты пришли к единому неутешительному выводу: пока рынок продолжает употреблять продукт, предоставляемый девелоперами, ситуация может быть изменена только сверху.
На этапе создания концепции и мастер-плана развития территории необходимо подумать об оценке будущей пешеходной комфортности в масштабах района. Предложения по проведению таких исследований в области мастер-планирования массовой застройки на российском рынке (да и в мире) - пока штучный товар, но они появляются.
Во-вторых, застройщик поставлен перед необходимостью сделать среду более комфортной за счет мер по освобождению дворов от автомобилей, увеличения зеленых насаждений. Отсюда следуют очевидные шаги в сторону улучшения жилой среды: строительство многоэтажных парковок, проработка транспортной схемы в масштабах застройки, работы с ландшафтной архитектурой, установка зеленых экранов, отсекающих строения от магистралей, четкое отделение внутридворовых территорий от общественных пространств квартала и т. д.
Стоимость разработки и реализации идей, позволяющих создать комфортную среду обитания, не слишком высока - по нашим оценкам, не превышает 10-15% от всех затрат на проектирование и строительство. Кроме того, эти вложения могут принести хорошую отдачу: жилье в привлекательном районе продается лучше.
Еще одной идеей является создание микса из застройки нескольких классов - бизнес, комфорт и эконом. Такая схема пока не применяется в России, но для Запада является проверенной практикой. При создании района из смешанных кварталов затраты на создание благоустроенной комфортной среды и инфраструктуру раскладываются на всех покупателей жилья в этой застройке, за счет чего отчасти решаются социальные проблемы (своевременно появляется инфраструктура) и повышается общий уровень будущего района: он озеленен, имеет достаточное количество детских площадок и парковок.
Нельзя не упомянуть о таком важном техническом аспекте, как изменение внешнего вида домов типовой застройки: сокращение этажности, переменная этажность, разнообразие внешнего облика домов. Увеличивая плотность застройки с одновременным снижением этажности, застройщик может скомпенсировать эффект от такого уплотнения визуальным разнообразием домов в рамках застройки, разбивкой района на кварталы, каждый из которых имеет свой стиль. Это дает эффект индивидуальности и снимает впечатление затесненности при восприятии.
Для реализации решений на практике потребуется готовность компаний - владельцев домостроительных комбинатов к проведению технологического перевооружения своих предприятий.
История массовой застройки окраин Москвы последних нескольких десятилетий во многом выглядит неутешительно. К сожалению, типичные примеры развития города - это типовые панельные проекты экономкласса. Их объединяет острый дефицит социальной инфраструктуры, транспортных развязок, проездов, парковочных мест, продуманной концепции внутридомовых территорий, архитектурных доминант и центров социальной активности.
Однако ситуацию скорректировал кризис 2008-2009 гг., заставивший многих застройщиков изменить линию поведения. За последние пять лет все чаще стали появляться нестандартные проекты, в которых комфортность окружающей среды выходит на первый план и подается как их главное преимущество.
Директор по развитию бизнеса ГК "Спектрум" Ольга Грачева специально для "РБК-Недвижимости"