Недвижимость
Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
В московских торговых центрах опустел каждый десятый квадратный метр
Коммерческая недвижимость ,  
0 

В московских торговых центрах опустел каждый десятый квадратный метр

К середине года объем пустующих площадей в торговых центрах Москвы вырос до рекордного с 2009 года уровня. По данным Knight Frank, в ТЦ пустует каждый десятый квадратный метр торговой площади
Фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Бобылев
Фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Бобылев

Арендаторы не торопятся заполнять новые торговые центры столицы. С начала года уровень вакантности в московских ТЦ вырос с 6% до 9,1%, говорится в июньском исследовании Knight Frank. Это максимальный объем пустующих площадей с 2009 года, утверждают аналитики компании.

Ситуацию осложняет открытие новых торговых центров. По данным Knight Frank, в этом году в Москве в эксплуатацию были введены шесть крупных объектов общей площадью 778 тыс. кв. м: «Кунцево Плаза» у станции метро «Молодежная» (девелопер — ГК «Энка»), Columbus на «Пражской» (застройщик — «МИРС»), ЦДМ на Лубянке («Галс-Девелопмент»), Mari в Марьино (ФСК «Лидер»), «Клен» на «Бабушкинской» («МНЦЭС-Капстрой») и «Тиара» в Раменках (ГК Global). Больше всего пустующих площадей именно в новых открывшихся торговых центрах, говорит аналитик «Магазина магазинов» Юлия Ситникова. Например, в ТЦ Mari на момент открытия ТЦ арендаторов не было на 91% площадей. Доля вакантных мест в открывшемся в прошлом году ТЦ «Мозаика» составляет 74%, в ТЦ «Алфавит» — 43%, в ТЦ «Авиапарк» — 42%.

В среднем доля пустующих площадей в открывшихся с 2014 года торговых центрах составляет 35%, говорит Ситникова. «Большинство магазинов открываются полупустыми, потому что ретейлеры в связи с кризисом сворачивают свои планы развития, — отмечает эксперт. — Сети стремятся только в новые торговые центры с хорошим месторасположением, как, например, в Центральный Детский Магазин на Лубянке». Не добавляет оптимизма продавцам и снижение покупательского трафика. По данным Watcom (измеряет посещаемость торговых центров), число посетителей ТЦ в пиковые предпраздничные дни в первой половине года снизилась более чем на 10% по сравнению с 2014 годом.

Последние полгода торговые центры открываются с очень низкой заполняемостью, подтверждает старший директор, заместитель руководителя отдела исследований Cushman&Wakefield Лада Белайчук. «Потребительский спрос падает, и, как следствие, обороты розничной торговли снижаются. В этих условиях ретейлеры не спешат рисковать и участвовать в новых проектах», — говорит она.

Ставки падают

Из-за запуска новых ТЦ ставки аренды в торговых объектах продолжают падать: в среднем с начала года — на 5%, подсчитала Ситникова из «Магазина магазинов». В некоторых сегментах падение было существенно выше, утверждают аналитики Knight Frank: ставки аренды в магазинах аксессуаров упали на 20%, одежы, обуви и бытовой техники — на 10%.

Разница в снижении арендных ставок связана с тем, что операторы различных профилей и ценовых сегментов по-разному переживают сложившуюся ситуацию, объясняет директор по сдаче в аренду торговых центров Knight Frank Юлия Соколова. В сегментах «одежда и обувь», «аксессуары» произошло заметное снижение покупательской активности и сокращение среднего чека. Многие из операторов скорректировали развитие в России и закрыли нерентабельные магазины. Продуктовые сети, DIY-магазины (преимущественно низкого и среднего ценовых сегментов), напротив, демонстрировали рост числа покупателей, поэтому ставки в этих сегментах если и упали, то незначительно, объясняет она.

По данным Knight Frank, сейчас средние ставки аренды для одежных операторов составляют $500–1800 за кв. м в год, для обувных — $500–2000, для аксессуаров и сумок — $1000–3000, для гипермаркетов — $100–250, для супермаркетов — $250–600.

В прошлом году в практику вошел расчет арендного платежа в зависимости от товарооборота арендатора, в этом году активно начала внедряться практика авансовых выплат, отмечают эксперты Knight Frank. В счет предстоящих платежей арендатор ежемесячно отчисляет денежную сумму, которая определяется на основе предварительных показателей продаж и уточняется по итогам расчетного периода. «Данная практика существовала на рынке и раньше, но в нынешних условиях подобных случаев становится все больше», — говорит Соколова.

Анна Дерябина (РБК)

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Где можно и где нельзя запускать салют или фейерверк и есть ли штрафыГород, 09:29
Спрос на новостройки Москвы в ноябре резко выросЖилье, 06 дек, 20:00
Спрос на новостройки Москвы и Подмосковья резко упал за годЖилье, 06 дек, 18:05
«Домклик» оценил, как изменилась востребованность льготной ипотекиДеньги, 06 дек, 15:41
Как выбрать пылесос: 10 характеристик и советы экспертовДом, 06 дек, 14:45
В Баку пройдет международный саммит недвижимости «Движение»Новости компаний, 06 дек, 14:24
В Госдуму внесли законопроект о подземных гаражахГород, 06 дек, 13:23
ЦБ улучшил прогноз ожидаемого роста рынка ипотеки в 2024 годуДеньги, 06 дек, 12:55
Что нельзя делать в многоквартирном доме: шум, мусор и огоньЖилье, 06 дек, 11:51
Каким будет Дом с атлантами после реставрацииГород, 06 дек, 11:48
«Домклик» оценил, как изменился спрос на жилье во втором полугодииЖилье, 06 дек, 10:28
Почти 90% россиян заявили, что их жилье нуждается в ремонтеЖилье, 06 дек, 09:45
Квартира почти каждого десятого россиянина не превышает 35 кв. мЖилье, 06 дек, 09:29
Эксперты назвали число новых зарубежных брендов в российском ретейлеОтрасль, 05 дек, 19:30
Главное Лента