Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Reuters узнал о планах Трампа рассекретить документы о «помощи» России Политика, 03:24 США расширили список санкций по «Хезболлах» и Ирану Политика, 03:19 Врачи назвали способы сохранить кожу рук после антисептиков против COVID Общество, 03:06 ЦСКА, курьезы и рекорды. Лучшие моменты Лиги Европы Спорт, 03:04 «Спартак» перенес матч в Ростов после закрытия «Открытие Арены» Спорт, 03:03 Почему людям стало важно делать что-то своими руками. Исследование РБК Стиль и Яндекс Дзен, 03:02 Армия Израиля сообщила о перехвате ракеты из сектора Газа Политика, 02:30 Тихановская опубликовала ролик в поддержку белорусских женщин Политика, 01:58 Как поддержать себя и семью в условиях многозадачности и стресса РБК и Bayer, 01:29 Песков оценил возможность диалога между Белоруссией и Европой Политика, 01:28 NYT сообщила о вмешательстве России в выборы в США для помощи Трампу Политика, 01:07 В МИД призвали США принять подход России к продлению ДСНВ Политика, 00:28 Эксперты оценили потребности авиакомпаний в господдержке из-за пандемии Бизнес, 00:26 Автомобиль с характером: Mercedes-Benz GLE купе РБК и Mercedes-Benz, 00:15
В московских торговых центрах опустел каждый десятый квадратный метр
Коммерческая недвижимость ,  
0 

В московских торговых центрах опустел каждый десятый квадратный метр

К середине года объем пустующих площадей в торговых центрах Москвы вырос до рекордного с 2009 года уровня. По данным Knight Frank, в ТЦ пустует каждый десятый квадратный метр торговой площади
Фото:ИТАР-ТАСС/ Сергей Бобылев
Фото: ИТАР-ТАСС/ Сергей Бобылев

Арендаторы не торопятся заполнять новые торговые центры столицы. С начала года уровень вакантности в московских ТЦ вырос с 6% до 9,1%, говорится в июньском исследовании Knight Frank. Это максимальный объем пустующих площадей с 2009 года, утверждают аналитики компании.

Ситуацию осложняет открытие новых торговых центров. По данным Knight Frank, в этом году в Москве в эксплуатацию были введены шесть крупных объектов общей площадью 778 тыс. кв. м: «Кунцево Плаза» у станции метро «Молодежная» (девелопер — ГК «Энка»), Columbus на «Пражской» (застройщик — «МИРС»), ЦДМ на Лубянке («Галс-Девелопмент»), Mari в Марьино (ФСК «Лидер»), «Клен» на «Бабушкинской» («МНЦЭС-Капстрой») и «Тиара» в Раменках (ГК Global). Больше всего пустующих площадей именно в новых открывшихся торговых центрах, говорит аналитик «Магазина магазинов» Юлия Ситникова. Например, в ТЦ Mari на момент открытия ТЦ арендаторов не было на 91% площадей. Доля вакантных мест в открывшемся в прошлом году ТЦ «Мозаика» составляет 74%, в ТЦ «Алфавит» — 43%, в ТЦ «Авиапарк» — 42%.

В среднем доля пустующих площадей в открывшихся с 2014 года торговых центрах составляет 35%, говорит Ситникова. «Большинство магазинов открываются полупустыми, потому что ретейлеры в связи с кризисом сворачивают свои планы развития, — отмечает эксперт. — Сети стремятся только в новые торговые центры с хорошим месторасположением, как, например, в Центральный Детский Магазин на Лубянке». Не добавляет оптимизма продавцам и снижение покупательского трафика. По данным Watcom (измеряет посещаемость торговых центров), число посетителей ТЦ в пиковые предпраздничные дни в первой половине года снизилась более чем на 10% по сравнению с 2014 годом.

Последние полгода торговые центры открываются с очень низкой заполняемостью, подтверждает старший директор, заместитель руководителя отдела исследований Cushman&Wakefield Лада Белайчук. «Потребительский спрос падает, и, как следствие, обороты розничной торговли снижаются. В этих условиях ретейлеры не спешат рисковать и участвовать в новых проектах», — говорит она.

Ставки падают

Из-за запуска новых ТЦ ставки аренды в торговых объектах продолжают падать: в среднем с начала года — на 5%, подсчитала Ситникова из «Магазина магазинов». В некоторых сегментах падение было существенно выше, утверждают аналитики Knight Frank: ставки аренды в магазинах аксессуаров упали на 20%, одежы, обуви и бытовой техники — на 10%.

Разница в снижении арендных ставок связана с тем, что операторы различных профилей и ценовых сегментов по-разному переживают сложившуюся ситуацию, объясняет директор по сдаче в аренду торговых центров Knight Frank Юлия Соколова. В сегментах «одежда и обувь», «аксессуары» произошло заметное снижение покупательской активности и сокращение среднего чека. Многие из операторов скорректировали развитие в России и закрыли нерентабельные магазины. Продуктовые сети, DIY-магазины (преимущественно низкого и среднего ценовых сегментов), напротив, демонстрировали рост числа покупателей, поэтому ставки в этих сегментах если и упали, то незначительно, объясняет она.

По данным Knight Frank, сейчас средние ставки аренды для одежных операторов составляют $500–1800 за кв. м в год, для обувных — $500–2000, для аксессуаров и сумок — $1000–3000, для гипермаркетов — $100–250, для супермаркетов — $250–600.

В прошлом году в практику вошел расчет арендного платежа в зависимости от товарооборота арендатора, в этом году активно начала внедряться практика авансовых выплат, отмечают эксперты Knight Frank. В счет предстоящих платежей арендатор ежемесячно отчисляет денежную сумму, которая определяется на основе предварительных показателей продаж и уточняется по итогам расчетного периода. «Данная практика существовала на рынке и раньше, но в нынешних условиях подобных случаев становится все больше», — говорит Соколова.

Анна Дерябина (РБК)

Главное Найти квартиру Лента