Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
NASA подтвердило наличие воды на солнечной стороне Луны Технологии и медиа, 22:11 Мамаев рассказал о сорвавшемся переходе в «Манчестер Юнайтед» Спорт, 21:55 Как изменилась экология в Москве за 10 лет РБК и ДПиООС, 21:48 Обострение конфликта в Нагорном Карабахе. Карта на 26 октября Политика, 21:48 Премьер Греции пригласил Путина в Афины Политика, 21:39 Президента Зеленского не поддержали на местах Политика, 21:38 Путин предложил разрешить регионам наращивать долги из-за пандемии Экономика, 21:32 Глава Центра Гамалеи назвал нормальным снижение антител после вакцинации Общество, 21:18 Как работают деньги: можно ли предсказать кризис РБК и СберПервый, 21:10 Москонцерт после карантинного перерыва возобновил продажу билетов Общество, 21:07 ЦБ Швейцарии и Банк международных расчетов протестируют цифровую валюту Крипто, 21:03 США ввели санкции против министра нефти Ирана Политика, 21:01 ЦСКА одержал самую крупную победу в сезоне и приблизился к «Спартаку» Спорт, 20:59 Латвия попросила Европарламент лишить Ушакова депутатского иммунитета Политика, 20:50
Испытания для торговых центров: какие ретейлеры выживут в кризис
Коммерческая недвижимость ,  
0 

Испытания для торговых центров: какие ретейлеры выживут в кризис

Структура ретейла меняется из-за снижения платежеспособности населения. Потребительский рынок спасут аптеки и продуктовые магазины
Фото:ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков
Фото: ИТАР-ТАСС/ Руслан Шамуков

[FL]В [/FL] сфере потребления россиян происходят процессы, которые дают шансы на выживание одним владельцам магазинов и лишают их других. Такой вывод содержится в исследовании консалтинговой компании RRG.

В целом доходы большинства торговых операторов сейчас сокращаются на фоне снижения платежеспособного спроса и падения цен на отдельные группы товаров. Однако некоторые ретейлеры и форматы торговли в такой ситуации оказались в более выгодной позиции, чем остальные, и даже имеют хорошие перспективы для развития. «Речь идет о тех, кто торгует так называемыми защищенными товарами, — говорит председатель совета директоров компании RRG Денис Колокольников. — Это жизненно необходимые вещи, на которых не получится серьезно экономить. Прежде всего — продукты питания и товары ежедневного спроса, лекарства, бытовые и коммунальные услуги, а также детские вещи, одежда и обувь, парфюмерия, общепит и телекоммуникационные услуги».

По оценкам специалистов RRG, защищенные группы товаров в 2015 году увеличат свою долю в структуре расходов, а незащищенные, в свою очередь, уменьшат. К примеру, доля FMCG-товаров (широкого потребления) вырастет на 23%, а расходы на развлечения сократятся на 26%. Также увеличится доля затрат на медицину, транспорт, ЖКУ. Почти по всем остальным позициям ретейл ожидает падение.

Меньше всего в кризис пострадают продуктовые супермаркеты и дискаунтеры, магазины детских товаров и фуд-корт, исключая супермаркеты и рестораны высокого ценового сегмента, считает Денис Колокольников. Предпосылки для развития появятся у несетевых магазинов «у дома» — при условии их добросовестного отношения к качеству ассортимента и обслуживания. «Возможно, станет больше ярмарок и продуктовых рынков современного формата», — добавляет руководитель RRG.

В перспективе ближайших пары лет именно они будут поддерживать потребительский рынок, нивелируя тем самым негативные явления на рынке торговой недвижимости.

Классификация различных товарных групп в кризисных условиях

Защищенные товары 50/50 Статьи расходов, на которых население готово экономить
Медицина (услуги, лекарства) Телекоммуникационные услуги Товары для дома, ремонта и строительства
Коммунальные услуги Косметика и парфюмерия Электроника и бытовая техника
Транспортные расходы Одежда и обувь Спортивные товары
Продукты питания и товары первой необходимости Детские товары

Развлечения

  Общественное питание Туризм и отдых

Таблица: RRG

«Продуктовый ретейл среднего и экономформата, действительно, чувствует себя хорошо», — соглашается директор департамента брокериджа NAI Becar в Санкт-Петербурге Михаил Рожко. Однако он замечает, что в регионах фуд-корты в торговых центрах сейчас испытывают снижение спроса. «Многие посетители ТЦ воспринимают даже недорогой общепит как необязательную трату, особенно если рядом есть продуктовый супермаркет, где можно купить недорогую кулинарию и полуфабрикаты», — говорит эксперт.

Испытания для ТЦ

Большую популярность, чем сейчас, приобретут небольшие торговые центры, которые находятся в жилых массивах, прогнозирует Денис Колокольников. В свою очередь, крупные ТРЦ люди станут посещать реже. «Девелоперам придется более внимательно отнестись к формированию концепций своих новых объектов или реконцепции существующих. А ретейлеры из группы защищенных, напротив, могут начать экспансию», — резюмирует эксперт.

По итогам первого квартала 2015 года уровень вакантных площадей в московских ТЦ достиг исторического максимума за последние восемь лет, уточняет старший консультант отдела исследований рынка CBRE Максим Палт. Сейчас он составляет порядка 9%, но не исключено, что до конца года показатель может достичь 11–12%. В первую очередь это связано с техническим запуском новых проектов, которые на момент открытия в среднем заполнены не более чем на 25–30%. Рост доли  свободных площадей связан с высокой ротацией арендаторов, которые оптимизируют бизнес, сокращая нерентабельные точки.

Торговым центрам сейчас приходится бороться за ретейлеров любыми способами. «Недавно продуктовому ретейлеру за открытие своего магазина площадью 1 тыс. м в одном из городов Ленинградской области предложили занять помещение на год без арендной платы — только с оплатой «коммуналки», приводит пример Михаил Рожко. — Чтобы заполнить пустующие площади и обеспечить трафик».

Рынок еще не достиг дна, считает в свою очередь директор департамента аналитики международной консалтинговой компании Knight Frank Ольга Ясько. «Следовательно, оснований для активной экспансии у операторов любого профиля нет, — говорит она. — Пандемии ухода с рынка операторов какого-либо конкретного направления не наблюдается: сегодня затраты на аренду многих сетевых компаний рассчитываются с учетом товарооборота, что несколько обезопасило операторов от резкого увеличения арендных платежей и позволило сохранить свои позиции на рынке».

Несмотря на сложности, значительная часть ретейлеров, в том числе тех, кто торгует незащищенными товарами, не намерена сокращать планы по развитию, комментирует Максим Палт. «С начала года о новых планах по развитию и даже их частичной реализации объявили бренды одежды среднего ценового сегмента и сегмента масс-маркет (Forever 21, H&M, Monki, Uniqlo, Sela), детских товаров («Детский мир»), БТиЭ («Связной», «МВидео», «Эльдорадо»), крупные международные и федеральные холдинги DIY, мебели и спортивных товаров (IKEA, Leroy Merlin, Hoff, Decathlon).

Владимир Миронов

Главное Найти квартиру Лента