Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
«Фонтанка» узнала обсуждаемые варианты смягчения ограничений в Петербурге Общество, 00:58 Эксперты назвали процент прибавивших в весе за время пандемии COVID-19 Общество, 00:36 Байден отшутился на вопрос о подробностях его разговора с Путиным Политика, 00:35 Россия возобновила полеты еще в четыре страны Экономика, 00:31 Что экспортирует Россия кроме нефти и газа РБК и Моспром, 00:17 В Техасе заблокировали решение Байдена о прекращении депортации мигрантов Политика, 00:12 «Траст» раскрыл детали переговоров о долгах Мамута на ₽23,5 млрд Финансы, 00:00 Сенаторы оценили ситуацию с продлением договора о ядерных ракетах Политика, 26 янв, 23:43 Протестующие украли дипломатический паспорт Пашиняна Политика, 26 янв, 23:28 Американский боец подписал контракт с ACA после санкций США Спорт, 26 янв, 23:13 Путин внес в Думу законопроект о продлении СНВ-3 Политика, 26 янв, 23:02 Главы МИД стран G7 осудили задержания участников акций протеста в России Политика, 26 янв, 22:56 Число заболевших коронавирусом в мире достигло 100 млн Общество, 26 янв, 22:51 Глава МИД Германии оценил последствия «дела Навального» для России Политика, 26 янв, 22:36
Зачем Москва развивает железную дорогу внутри города
 
0 

Зачем Москва развивает железную дорогу внутри города

Фото: Станислав Тихомиров/ТАСС
Фото: Станислав Тихомиров/ТАСС

+ смотреть на YouTube

Текстовая версия

Наземные железнодорожные перевозки пассажиров наравне с привычным для всех городским общественным транспортом — это естественный путь развития для многих агломераций. Городские электрички (не путать с подземным метро!), например, есть в Берлине, крупных городах Северной Америки и мегаполисах Азии. Давайте поговорим, как и зачем Москва продолжает развивает железнодорожное кольцо МЦК и строит все новые линии МЦД с транспортно-пересадочными узлами.

Это программа «Город» — в очень коротком формате и вместе с экспертами мы рассказываем, как развитие мегаполиса помогает зарабатывать бизнесу — от самозанятых до крупнейших корпораций.

Первая линия наземного метро на базе железнодорожного транспорта — это МЦК. Кольцевая линия была запущена 10 сентября 2016 года. МЦК связало 26 районов города, за четыре года перевезло более 485 млн пассажиров.

Для работы МЦК в 2016 году была построена 31 станция — это полноценные транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), с которых можно попасть на 26 станций метро и десять железнодорожных платформ. Станции отличает современная архитектура, они стали безусловным украшением города. Работы по созданию ТПУ на МЦК продолжаются и сегодня. Например, в этом году был открыт ТПУ МЦК «Лихоборы» с платформой «НАТИ» на Октябрьской железной дороге. Тоже очень красивое и многофункциональное сооружение.

К тому же ТПУ — это не только про пассажирские перевозки. Это и развитие бизнеса в округе. Общественный транспорт создает человеческий трафик, который тратит деньги в близлежащих магазинах и кафе. Для города это означает новые налоговые поступления.

Кстати, ТПУ строятся не только и не столько на МЦК — теперь это часть глобального транспортного каркаса Москвы.

Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:

— Транспортно-пересадочные узлы являются важным элементом нашей работы по совершенствованию транспортной системы. Транспортно-пересадочный узел является пересечением различных видов транспорта. Например, на станции «Нижегородская», которую мы запустили в марте этого года, объединены сразу несколько направлений движения: это линия со станцией метро «Нижегородская», МЦК, МЦД, объекты наземного транспорта. И задача стоит так, чтобы пересадка пассажиров между разными видами транспорта была в наиболее комфортном, наиболее оперативном режиме. Для чего это сделано? Для того, чтобы: а) перемещение по городу было быстрее, комфортнее и б) пересадку между видами транспорта сделать быстрее, менее стрессово, менее напряженно и более эффективно.

Но МЦК — это уже, можно сказать, сложившаяся городская инфраструктура. Сейчас московский Стройкомплекс сосредоточен на развитии линий МЦД.

Напомним, движение по первым двум линиям МЦД открылось 21 ноября 2019 года. Было запущено движение Одинцово — Лобня (D1) и Нахабино — Подольск (D2). Благодаря их запуску загруженность 20 обычных станций метрополитена удалось снизить на 10%.

Москва продолжает строить МЦД. С начала 2020 года для пассажиров открыто пять новых станций МЦД, реконструировано восемь существующих станций, построено 46 км новых путей. В рамках интеграции железной дороги в единую транспортную сеть построено и реконструировано 15 остановочных пунктов.

Андрей Бочкарев, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:

— В этом году мы уже сдали 14 объектов, еще около 15 будет сдано в следующем году, сейчас ведутся работы. Наибольший объем работ — в районе площади трех вокзалов, это для нас очень важный участок: «Каланчевская», «Курская» и «Карачарово» — они необходимы для запуска МЦД-3, МЦД-4. Это, безусловно, сложный проект, потому что необходимо возводить в центре города инженерные коммуникации, строить очень мощные развязки, фермы и т. д.

К текущим линиям МЦД-1 и МЦД-2 должны прибавиться еще три маршрута — линии МЦД-3, МЦД-4 и МЦД-5. Из ближайших крупных строительных проектов на МЦД: в 2021 году ожидается открытие станций «Аминьевская» и «Минская» на Киевском направлении (это перспективный МЦД-4, «Печатники», «Щукинская» и «Марьина Роща» на МЦД-2).

Также в 2021 году планируется реконструировать станции: на МЦД-1 — «Баковка», «Тимирязевская», «Окружная», на МЦД-4 — «Внуково», «Кокошкино», «Переделкино», «Толстопальцево», «Сколково» и «Матвеевская».

Станции на МЦД — это также сложный инфраструктурный объект строительства. В начале 2020 года РЖД и правительство Москвы приняли новый стандарт мини-вокзалов для сооружаемых пассажирских обустройств МЦД. Стандарт предусматривает обязательное наличие на вновь сооружаемых остановочных пунктах надземных или подземных пешеходных переходов — тоннелей для доступа пассажиров на станции и интеграции их с метрополитеном и городским транспортом. Тоже своего рода ТПУ.

Строительство Московских центральных диаметров остается одним и ключевых направлений транспортного развития столицы на ближайшие годы. Планируется, что к 2025 году в рамках проекта строительства МЦД будет построено и реконструировано 375 км путей и более 150 станций.

А теперь — какая польза москвичам и бизнесу от МЦД.

Как написал в декабре этого года мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге, «если новая станция открывается в депрессивной промзоне, то она дает толчок развитию этой территории». К тому же наземное метро — это новые станции в жилых районах и транспортно-пересадочные узлы (ТПУ), которые ощутимо сокращают время ежедневных поездок для миллионов пассажиров.

Город. Мнение

Территории рядом со станциями МЦК и МЦД в Москве активно осваивает бизнес. Проекты комплексного освоения территории здесь более привлекательны для покупателей жилья и коммерческой недвижимости. В среднем спрос выше на 15–20% в сравнении с проектами вдали от городского наземного метро. Первой компанией, вошедшей в программу строительства ТПУ на МЦК, стала ГК «Пионер».

Леонид Максимов, генеральный директор ГК «Пионер»:

— Одной из самых значимых и масштабных программ, которую запустил город в последние несколько лет, является программа создания транспортно-пересадочных узлов. Во всех местах большой концентрации транспортных потоков и их пересечения необходимы комфортные условия пересадки с одного транспорта на другой. ТПУ являются привлекательными для создания коммерческой инфраструктуры — офисов, торговых центров.

В частности, на сегодня мы реализуем три таких узла.

Первый — в районе станции метро «Ботанический сад», где осуществляется пересадка с метро на МЦК. Мы создаем апарт-отель на тысячу номеров площадью порядка 50 тыс. кв. м и торгово-офисный центр площадью порядка 90 тыс. кв. м.

Что интересно в этом проекте помимо соединения между собой метро и МЦК? Мы совместно с городом осуществляем соединение транспортной инфраструктуры с коммерческой. Через переход люди попадают непосредственно в здание торгово-офисного центра.

Второй интересный пример — в районе станции метро «Технопарк» мы строим офис и отельный комплекс, связанные с выходом из метро. Не выходя на улицу, по теплому переходу можно будет попасть на работу или в отель.

Проект создания транспортно-пересадочного узла является очень хорошим примером создания нового субцентра в городе. Еще несколько лет назад это была достаточно депрессивная территория, там находились предприятия, которые уже перестали работать и использовались как склады.

Фактически это было место, через которое люди попадали утром в центр на работу, а вечером — из центра к себе домой. Задерживаться там было абсолютно незачем. Мы подошли комплексно к решению задачи. Часть территории застроили жилыми объектами, а часть — коммерческой инфраструктурой: офисами, торговыми центрами, отелями. Таким образом, получилось место, в котором есть баланс жилья и коммерческой инфраструктуры. И сам комплекс преобразили очень сильно, и место вокруг метро, и прилегающую территорию.

Новый объект ГК «Пионер», ориентированный на транспортную инфраструктуру, — строящийся бизнес-парк «Останкино». Офисный кластер находится между станцией метро «Бутырская» и платформой Останкино будущей линии МЦД-3, которую планируют запустить в 2022 году. К этому времени будет введена в эксплуатацию первая очередь бизнес-парка.

Леонид Максимов, генеральный директор ГК «Пионер»:

— На первых этажах предусмотрена разнообразная коммерческая инфраструктура — рестораны, бары, всевозможные магазины, сервисные точки, фитнес-центры. Пользоваться этим смогут не только работники офисов, но и жители прилегающих районов. Появится такое место, куда они могли бы приходить за покупками и проводить время в выходные дни.

Поиск квартир
в новостройках
Сервис РБК Недвижимость
Главное Найти квартиру Лента