Лента новостей
Все новости Недвижимость
Пятилетняя девочка умерла после аварии в Зеленограде 23:06, Общество Глава МВД выступил против штрафов за превышение скорости на 10 км/ч 23:03, Общество Трамп пошутил о российской комнате в Белом доме 23:01, Политика Битва дизайнеров: три варианта ремонта квартиры для пары с ребенком 22:56, РБК Стиль и Экспострой на Нахимовском Трамп пригрозил последствиями за недостаточный вклад в бюджет НАТО 22:33, Политика Почти 80% россиян поддержали участие своих детей в волонтерских проектах 22:33, Общество Saudi Aramco назвала условия крупнейшего в истории IPO 22:19, Бизнес Оператор «Северного потока-2» сообщил об активизации укладки труб 22:15, Бизнес Бизнес-джет на колесах: новый Mercedes-Benz V-класса 22:09, РБК и Mercedes-Benz Число погибших при пожаре в одесском колледже увеличилось до двух 22:09, Общество Песков дал оценку расследованиям ФБК 22:07, Общество Киев подал к «пророссийским казакам» иск из-за казней в Донбассе 22:06, Политика Lamborghini с номером «ВОР»: кого США и Британия назвали хакерами из Evil 21:52, Политика Квят вошел в десятку лучших пилотов «Формулы-1» в 2019 году 21:43, Спорт В Совфеде назвали неосторожными высказывания помощника Зеленского о стене 21:34, Общество Охотники за нейтрино: как Байкал стал инструментом астрофизиков 21:33, РБК и Нацпроект «Наука» В Кремле допустили подписание «необязывающего» документа в Париже 21:33, Политика Ядерный чемоданчик показали в открытом виде 21:31, Политика Посол отверг обвинения в связях Москвы с попавшими под санкции хакерами 21:24, Политика Кремль предложил не ждать прорыва на «нормандском» саммите 21:21, Политика Потанин заявил о тестировании торговли металлами через криптоплатформу 21:17, Бизнес Биатлонистка Куклина установила личный рекорд на этапе Кубка мира 21:10, Спорт Появилось видео ДТП с участием 13 машин в Петербурге 20:59, Общество Открытый диалог с Германом Грефом 20:59, РБК и Сбербанк Первый Путин поддержал предложение создать базу безымянных пациентов 20:57, Общество Дзюба назвал кричалки фанатов в свой адрес проплаченной акцией 20:51, Спорт Сбербанк переведет сервисы Москвы на свою ИТ-инфраструктуру 20:43, Политика В Зеленограде водитель сбил на пешеходном переходе женщину с двумя детьми 20:42, Общество
Открываем кофейню: как подобрать помещение под аренду в Москве
Материалы по теме С чем столкнулась российская сеть кофеен при аренде помещений за рубежом Названо количество кафе и ресторанов в Москве Оборот магазинов и кафе на благоустроенных улицах Москвы вырос на 30%
0
Открываем кофейню: как подобрать помещение под аренду в Москве
Какие форматы кофеен открывают в столице, какие помещения и локации подойдут под такие заведения и сколько сегодня стоит аренда — в материале «РБК-Недвижимости»
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

По итогам 2018 года, несмотря на существующую высокую конкуренцию, кофейни составили примерно треть всех открывающихся заведений общественного питания в столичном стрит-ретейле. По прогнозам аналитиков, опрошенных редакцией «РБК-Недвижимость», данный сегмент сохранит высокий потенциал и в 2019 году.

О том, какие форматы кофеен открывают в Москве, какие помещения и локации подойдут под такие заведения и сколько сегодня стоит аренда — в материале «РБК-Недвижимости».

Рынок растет, но есть свободные ниши

В Москве и ближайшем Подмосковье, по данным столичного департамента торговли и услуг за январь 2019 года, уже действует почти 6 тыс. сетевых кафе различных форматов. При этом доля сетей составляет 22,4%, что свидетельствует о невысокой консолидации рынка и высокой конкуренции.

Если не считать точки «кофе с собой» и крупные сетевые рестораны, то, по данным JLL, в столице работает порядка 800 кофеен, что составляет 6% от общего объема предложения ресторанного сегмента. При этом лидерами являются сетевые концепции, составляющие 85% от всего количества кофеен, они продолжают активно развиваться, в том числе и по франшизе, отмечает руководитель направления услуг ретейлерам компании JLL Надежда Мартынова.

С чем столкнулась российская сеть кофеен при аренде помещений за рубежом

Активное развитие кофеен поддерживается глобальным трендом на так называемую «старбаксизацию», что означает перемещение досугового и рабочего процессов из офисов и дома в кофейни, отмечает тенденцию консультант по разработке концепций торговых центров компании CBRE Анастасия Костомахина.

Относительно низкая конкуренция наблюдается только в нишевых форматах, таких как как семейное или детское кафе с развлекательной составляющей, говорит исполнительный директор департамента торговой недвижимости Colliers International Дина Постоленко.

Выбрать формат

Открывать кофейню своими силами и с собственной концепцией или купить франшизу уже известного бренда и при этом иметь помощь сильного партнера — должен решить стартапер по мере своих средств и опыта. Но еще нужно определиться с форматом и концепцией.

Сейчас в столице в основном представлены кофейни в трех форматах — во-первых, полноформатные классические кофейни («Шоколадница», «Кофемания», Travelers Coffee и другие). Есть форматы с минимальным обслуживанием и небольшим числом посадочных мест — Grab & Go («кофе с собой», заведения типа Surf Coffee, Cofix и прочие). Также популярны форматы небольших киосков (например, One Bucks Coffee, One Price Coffee и другие) с минимальным обслуживанием и отсутствием посадочной зоны, перечисляет консультант по разработке концепций торговых центров компании CBRE Анастасия Костомахина.

В Москве в последние годы, по словам эксперта, набирает популярность тренд на коллаборацию — например, совмещение салонов связи и кофеен, так как первые существенно теряют клиентский поток из-за развития онлайн-услуг. Кроме этого, сеть книжных магазинов «Республика» приветствует синергию с кофейнями, отмечает Костомахина.

Фотогалерея: интерьеры кофеен

Какие помещения подойдут под кофейню

Выбор зависит от концепции, места и того, рассчитывает ли кофейня на проходящий трафик и формат «кофе с собой» или хотела бы привлечь тех, кто будет гостем заведения в обед, придет на деловую встречу, дружескую беседу или вечерний ужин с алкоголем, говорит руководитель департамента брокериджа коммерческой недвижимости компании RRG Светлана Ярова.

Кофейни могут располагаться в бизнес-центрах, торговых комплексах, помещениях стрит-ретейла и киосках на улице. Внутри ТЦ кафе обычно арендуют площади в торговых галереях, островных пространствах, атриумах и коридорах, если позволяет ширина, единое требование к которым — это высокий трафик, а вот зоны фуд-корта в силу автономности такого формата, наоборот, выбирают крайне редко, отмечают брокеры.

Доходные метры: как заработать на сдаче помещений под магазин или офис

Конечно, существует главное техническое требование к помещениям общепита — это наличие воды и электричества. Однако для кофейни полного цикла также необходимы вентиляция и вытяжка аналогичной ресторанным площадкам мощности, объясняет руководитель направления услуг ретейлерам компании JLL Надежда Мартынова.

Для киоска или мини-кофейни, по оценке консультантов, подойдут помещения площадью 5–30 кв. м, для кофейни с минимальным обслуживанием и небольшим числом посадочных мест потребуется уже 40–100 кв. м, а для кофейни-кафе с посадкой и наличием дополнительного меню — от 100 до 300 кв. м.

Выбор локации

Выбор локации зависит от возможностей арендатора и наличия подходящих помещений, говорит Постоленко. По ее словам, для рынка стрит-ретейла категория общепита, в которую входят кофейни, наиболее популярна среди арендаторов. Сегодня самые востребованные помещения — от 20 кв. м и более. В ТРЦ актуален не только формат кофеен в отдельном помещении, но и «кофе с собой» в концепции островка, отмечает эксперт.

«Для открытия подобного заведения необходимо владеть средствами, которых будет достаточно на депозит и первый месяц аренды. Также при поиске помещений необходимо учитывать технические особенности помещения и инфраструктуру локации в целом», — рекомендует Постоленко. По ее словам, перед заключением договора аренды важно просчитать пешеходный трафик локации, изучить ближайших конкурентов и выделить зоны охвата.

Так как кофе традиционно утренний продукт для деловых людей, то приоритет при выборе помещений — места, где есть пересечения различных потоков. Учебные заведения, центры «Мои документы», вокзалы, МКЦ, торговые улочки, офисные кварталы, арт-кварталы — отличные магниты для кофеен и мини-кафе, утверждает Ярова.

Сколько стоит аренда

Стоимость аренды помещения разнится в первую очередь от места и затем уже от метража, отмечают брокеры. «За дорогие помещения с наличием трафика арендаторы борются, а доступные по цене предложения при отсутствии трафика подходят только нишевым концепциям или тем, кто понимает потенциал развития локации и готов нести временные убытки ради будущей прибыли и чтобы зафиксировать комфортную аренду в перспективном месте на долгий период», — поясняет Ярова.

Ставка аренды на помещения кафе в торговых центрах Москвы, по данным Colliers International, находится в диапазоне от 20 тыс. до 250 тыс. руб. за 1 кв. м в год и в значительной степени зависит от места расположения и концепции объекта. Цена аренды в бизнес-центрах в зависимости от спроса на площадку может варьироваться, по оценке JLL, в среднем от 80 тыс. до 200 тыс. руб. в месяц за помещение, места для размещения кафе размером 50–100 кв. м в ТЦ в среднем стоят 400–700 тыс. руб., полноформатные кофейни площадью от 200 кв. м и больше по стоимости аренды в топовых ТЦ сопоставимы с арендными ставками размещения ресторана — это в среднем от 800 тыс. руб. до 1,5 млн руб. в месяц», — говорит Мартынова.

Самые дорогие помещения стрит-ретейла находятся в центре столицы. «Проходные, визуально доступные и правильной формы помещения на выходе из метро в ЦАО могут стоить от 1 млн и до 1,5 млн руб. в месяц. На топовых пешеходных улицах в лучших локациях, таких как Маросейка, Мясницкая, Пятницкая, есть отдельные случаи со ставкой аренды даже выше. Отдельная зона — Москва-Сити, где также ставка аренды может быть от 1,5 млн до 2 млн руб. в год за помещение. При этом второстепенные улицы, замкнутые бизнес-кварталы или спальные районы могут привлекать арендаторов предложениями за 200 тыс. руб. в месяц», — отмечает Ярова.

Нужно учитывать и дополнительные расходы на ремонт, меблировку помещений, которые, по оценке Постоленко, могут составить от 20 тыс. до 80 тыс. руб. за 1 кв. м. В большинстве случаев инвестор рассчитывает на окупаемость в течение двух — пяти лет (для мини-кафе срок, как правило, ниже, а для более крупных форматов — ближе к верхней границе указанного диапазона), утверждает эксперт.