Лента новостей
Все новости Недвижимость
Посол США назвал причину разморозки финансовой помощи Украине 00:56, Политика Туск порекомендовал странам ЕС согласиться на перенос Brexit 00:40, Политика Алексей Васильчук — о фудмолле «Депо.Москва» и как удержаться на плаву 00:38, РБК Стиль и Henderson Каррера оценил возможность Алексея Миранчука играть в «Ювентусе» 00:23, Спорт В центре Киева прогремел взрыв 00:14, Общество Появились первые фотографии нового плацкартного вагона с душем 00:10, Общество Почему российские ИТ-компании ищут возможности для бизнеса в Африке 00:00, PRO Поставщик софта для Росгвардии оснастит им правительство Бурунди 00:00, Технологии и медиа Экономисты нашли «нестыковки» в данных о доходах россиян 00:00, Экономика Дубль Дибалы принес «Ювентусу» победу над «Локомотивом» в Лиге чемпионов 22 окт, 23:55, Спорт Путин и Эрдоган договорились по Сирии. Главное 22 окт, 23:50, Политика Асад отреагировал на переговоры Эрдогана и Путина по операции в Сирии 22 окт, 23:42, Политика Хорватию решили принять в шенгенскую зону 22 окт, 23:30, Политика Сбербанк зафиксировал рост потребительской уверенности среднего класса 22 окт, 23:15, Экономика Сокуров связал проблемы «Ленфильма» с недостатком любви Мединского 22 окт, 23:14, Общество Эрдоган обвинил США в нарушении обещаний во время перемирия 22 окт, 23:09, Политика Представитель Чечни раскрыл причины перестрелки в Ростовской области 22 окт, 23:07, Общество Силуанов ответил на вопрос о 15 млн бедных без поддержки государства 22 окт, 23:03, Экономика Тишина, покой и звукоизоляция: как оградиться от лишнего шума. Карточки 22 окт, 23:01, РБК и ROCKWOOL Шойгу сообщил о побеге около 500 террористов из тюрем Сирии за два дня 22 окт, 22:56, Политика McKinsey предупредил об угрозе краха более половины банков мира 22 окт, 22:53, Финансы Бывший кавээнщик стал постпредом главы Калмыкии 22 окт, 22:48, Политика Шойгу заявил о необходимости дополнительной техники в Сирии 22 окт, 22:44, Политика Лукашенко поручил подготовить ответ на размещение танков США в Литве 22 окт, 22:43, Политика Миранчук вывел вперед «Локомотив» в матче с «Ювентусом» в Лиге чемпионов 22 окт, 22:40, Спорт Путин проинформировал Асада об итогах переговоров с Эрдоганом 22 окт, 22:30, Политика Идея Бориса Джонсона по Brexit провалилась в парламенте 22 окт, 22:14, Политика СМИ узнали о расследовании против Порошенко из-за возможной халатности 22 окт, 22:11, Политика
Три века Красных Ворот: как менялась одна из старейших площадей Москвы
Материалы по теме Парадная трасса: 60 лет назад в Москве появился Кутузовский проспект Московский хайвэй: как создавался и что символизировал Новый Арбат «Детище оттепели»: история строительства Кремлевского Дворца съездов
0
Три века Красных Ворот: как менялась одна из старейших площадей Москвы
История столичной площади Красные Ворота — память о военных и строительных победах России
Сквер у станции метро «Красные ворота» (Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look)

Площадь Красные Ворота — один из самых известных стличных топонимов, возникший задолго до того, как Москва сложилась в своих нынешних границах. Его история восходит к 1709 году, когда император Петр I распорядился возвести на Мясницкой улице у Земляного города (сегодняшний Земляной Вал) триумфальные ворота в честь победы русских войск в Полтавской битве. Именно эти невысокие (менее 10 м) деревянные ворота стали первой в России триумфальной аркой, которая за двести с небольшим лет несколько раз полностью перестраивалась.

Первая трансформация ворот связана с именем императрицы Екатерины I — в 1724 году по ее приказу на месте петровской арки была воздвигнута новая, тоже деревянная. Через десять лет постройка сгорела и была восстановлена уже во время царствования Елизаветы Петровны.

Российская Империя. Москва. Красные ворота, построенные по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского в середине ХVIII века (из материалов Архитектурного музея СССР). Репродукция Фотохроники ТАСС (Фото: Фотохроника ТАСС)

В 1753–1757 годах ворота вновь были уничтожены в результате сильного пожара. Их увеличенную копию (постройка была на 26 м выше прежней), но уже в камне воссоздал главный архитектор Москвы Дмитрий Ухтомский, он же разработал проект новой площади, в центре которой возвышалась барочная триумфальная арка. Тогда же за триумфальными воротами закрепилось название Красных, то есть красивых.

Старая Москва. Красные ворота, архитектор Д.В.Ухтомский. /Репродукция Фотохроники ТАСС, 1954 год (Фото: Фотохроника ТАСС)

Ярко-красные ворота были декорированы лепниной, золотыми капителями, бронзовыми фигурами с изображением гербов губерний Российской империи, а также восемью статуями, которые олицетворяли собой Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство, Меркурия и Милость. Арка была увенчана портретом Елизаветы Петровны и бронзовой статуей трубящего ангела.

Красные ворота. 1902 год (Фото: Фотохроника ТАСС)

В XIX веке Красные ворота трижды пытались снести, однако всякий раз у них находились защитники. Судьбу постройки Ухтомского решили большевики, постановившие снести арку, которая мешала проезду трамваев. В 1927 году при перепланировке Москвы по проекту Лазаря Кагановича Красные ворота были демонтированы и сохранились лишь в названии площади.

Станция метро «Лермонтовская» (ныне — «Красные Ворота»). 1985 год (Фото: Олег Иванов /Фотохроника ТАСС)

Под этой площадью в мае 1935 года в составе первого участка Сокольнической линии Московского метрополитена открылась станция «Красные Ворота» (в 1962–1986 годах — «Лермонтовская»), за которую архитектор Иван Фомин и конструктор Александр Денищенко в 1937 году получили Гран-при на Всемирной выставке в Париже. И сводчатый зал станции, выполненный из красного мрамора, и ее южный вестибюль, созданный по проекту архитектора Николая Ладовского, отсылают к образу триумфальных ворот Ухтомского.

Садово-Черногрязская улица. Вид на высотку у Красных Ворот. 1961 год (Фото: Наум Грановский/Фотохроника ТАСС)

В 1952 году рядом на площади была построена одна из семи сталинских высоток, созданная по проекту главного архитектора Центральной архитектурной мастерской МПС Алексея Душкина. Выбор не был случайным: высотка частично принадлежала Министерству путей сообщения (МПС), сотрудники которого впоследствии поселились в жилой части здания. Первоначальный проект Душкина и его соавтора Бориса Мезенцева мало походил на то, что мы видим сейчас, рассказывает внучка архитектора, историк и профессор МАРХИ Наталья Душкина.

Фото: Наталья Гарнелис/ТАСС

Вместо остроконечного шпиля, которым увенчаны все сталинские высотки, здесь предполагалось установить шлемовидный купол — так распорядился Сталин. В результате дом походил на прижимистого богатыря в доспехах и шлеме — оммаж русскому воину, победившему в только что окончившейся войне. Однако впоследствии от этой идеи отказались из-за технической сложности замысла — «шлем» оказался слишком тяжелым для хрупкой конструкции здания. Тем более что его строительство в какой-то момент оказалось близко к краху в прямом смысле слова.

Южный вход на станцию метро «Красные ворота» (Фото: Николай Галкин/ТАСС)

В отличие от шести других высоток душкинское сооружение было связано с метро: здание возвышается прямо над станцией «Красные Ворота», которая до 1952 года имела только один, южный выход. Душкин настоял на строительстве второго выхода на противоположной стороне Садового кольца. Над наклонным спуском в метро находился тяжелейший каркас здания, перекрыть Каланчевскую улицу для строительства означало парализовать движение по основной городской трассе.

Высотное здание на площади Красных Ворот (Фото: Василий Шитов/ТАСС)

Тогда Душкин вместе с инженером-конструктором Виктором Абрамовым предложил заморозить грунт, а каркас здания строить с контркреном влево на 16 сантиметров. По их расчету, при оттаивании грунта здание будет постепенно опускаться, вследствие чего каркас выпрямится. Ничего подобного никто в мире тогда не делал (как не делал и после). Эксперимент завершился успешно, единственное, в чем просчитались архитекторы, оказались сроки: вместо запланированных двух-трех лет на выравнивание высотки ушло почти десять.

В административно-жилом здании на площади Красных Ворот (Фото: Василий Шитов/ТАСС)

В 1990-е и нулевые некоторые радикальные историки и активисты предлагали восстановить Красные ворота наряду с Сухаревой башней и Чудовым монастырем. «Технически это осуществить крайне сложно, поскольку ворота стояли посреди Садового кольца. И потом, для восстановления этого памятника сегодня недостаточно научной базы: в отличие от других памятников, Красные ворота не были тщательно обмерены и зафиксированы перед сносом.

Вид на наземный вестибюль станции метро «Красные ворота» (Фото: Василий Шитов/ТАСС)

Именно поэтому говорить о полном воссоздании триумфальной арки тяжело — даже если власти на это решатся, мы получим неудачную и мало похожую на оригинал копию. Но и совсем противиться идее сердце не позволяет, поскольку подобный жест был бы восстановлением исторической справедливости», — говорит координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов.

Фото: Наталья Гарнелис/ТАСС

Однако сохранить память об утраченном памятнике можно, уверен градозащитник, — достаточно сделать небольшое археологическое раскрытие фундаментов Красных ворот и стоявшей рядом с ними церкви Трех Святителей.