Лента новостей
Все новости Недвижимость
Умер внук «короля Голливуда» Кларк Гейбл 18:54, Общество Строительство линии метро до Троицка завершат к 2023 году 18:29, Общество Баффетт пообещал гигантское приобретение после финансовых потерь 18:16, Бизнес Дознавателя в Бурятии уволили из-за вызова танцовщицы в отделение полиции 18:08, Общество Вице-премьер Украины назвал «Евровидение» частью гибридной войны России 17:19, Общество Что может рассказать о вас ваш чемодан 16:15, РБК и BMW СМИ сообщили о психиатрической экспертизе для похитителя Куинджи 16:10, Общество Мадуро приказал развернуть войска у границы с Колумбией 16:09, Политика Российский лыжник проиграл одну десятую секунды победителю гонки на ЧМ 16:08, Спорт Во Франции «желтые жилеты» заблокировали логистический центр Amazon 15:57, Политика Кольский полуостров на авто: как доехать до полярного сияния с комфортом 15:50, РБК и Haval​ Не менее 20 человек погибли в ДТП с грузовиком на севере Китая 15:40, Общество Биатлонистка сборной России завоевала пятую медаль на чемпионатах Европы 15:30, Спорт В Минкультуры назвали причину пожара на территории консерватории 14:52, Общество Российские саночники впервые в истории победили в двойках на Кубке мира 14:52, Спорт В Италии умерла представитель основавшей Fiat семьи Аньелли 14:41, Общество Минобороны сообщило детали о наблюдательном полете американского самолета 14:39, Общество Стабильности не существует: как создать сеть бургерных 14:20, РБК и «Билайн» Бизнес Лыжники сборной России выиграли вторую медаль на чемпионате мира 14:08, Спорт Продажи средств для бритья выросли на 74% перед Днем защитника Отечества 13:56, Общество МВД Украины проведет обыски в случае подкупа избирателей штабом Порошенко 13:46, Политика Путин возложил венок к Могиле Неизвестного Солдата в память о воинах 13:23, Общество Голкипер «Коламбуса» Сергей Бобровский оформил четвертый шатаут в сезоне 13:05, Спорт Дарите то, что любите: как будто выбирали для себя 12:59, РБК и BMW В Петербурге на строящемся ледоколе «Урал» произошло возгорание 12:51, Общество Российские биатлонисты завоевали вторую медаль на чемпионате Европы 12:30, Спорт Двоих чиновников московского ФМС обвинили во взятках на 25 млн руб. 12:15, Общество «МегаФон» закрыл свой проект в области телемедицины 12:01, Бизнес
Три века Красных Ворот: как менялась одна из старейших площадей Москвы
Материалы по теме Парадная трасса: 60 лет назад в Москве появился Кутузовский проспект Московский хайвэй: как создавался и что символизировал Новый Арбат «Детище оттепели»: история строительства Кремлевского Дворца съездов
06 июн 2018, 18:37
0
Три века Красных Ворот: как менялась одна из старейших площадей Москвы
История столичной площади Красные Ворота — память о военных и строительных победах России
Сквер у станции метро «Красные ворота» (Фото: Konstantin Kokoshkin / Global Look)

Площадь Красные Ворота — один из самых известных стличных топонимов, возникший задолго до того, как Москва сложилась в своих нынешних границах. Его история восходит к 1709 году, когда император Петр I распорядился возвести на Мясницкой улице у Земляного города (сегодняшний Земляной Вал) триумфальные ворота в честь победы русских войск в Полтавской битве. Именно эти невысокие (менее 10 м) деревянные ворота стали первой в России триумфальной аркой, которая за двести с небольшим лет несколько раз полностью перестраивалась.

Первая трансформация ворот связана с именем императрицы Екатерины I — в 1724 году по ее приказу на месте петровской арки была воздвигнута новая, тоже деревянная. Через десять лет постройка сгорела и была восстановлена уже во время царствования Елизаветы Петровны.

Российская Империя. Москва. Красные ворота, построенные по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского в середине ХVIII века (из материалов Архитектурного музея СССР). Репродукция Фотохроники ТАСС (Фото: Фотохроника ТАСС)

В 1753–1757 годах ворота вновь были уничтожены в результате сильного пожара. Их увеличенную копию (постройка была на 26 м выше прежней), но уже в камне воссоздал главный архитектор Москвы Дмитрий Ухтомский, он же разработал проект новой площади, в центре которой возвышалась барочная триумфальная арка. Тогда же за триумфальными воротами закрепилось название Красных, то есть красивых.

Старая Москва. Красные ворота, архитектор Д.В.Ухтомский. /Репродукция Фотохроники ТАСС, 1954 год (Фото: Фотохроника ТАСС)

Ярко-красные ворота были декорированы лепниной, золотыми капителями, бронзовыми фигурами с изображением гербов губерний Российской империи, а также восемью статуями, которые олицетворяли собой Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство, Меркурия и Милость. Арка была увенчана портретом Елизаветы Петровны и бронзовой статуей трубящего ангела.

Красные ворота. 1902 год (Фото: Фотохроника ТАСС)

В XIX веке Красные ворота трижды пытались снести, однако всякий раз у них находились защитники. Судьбу постройки Ухтомского решили большевики, постановившие снести арку, которая мешала проезду трамваев. В 1927 году при перепланировке Москвы по проекту Лазаря Кагановича Красные ворота были демонтированы и сохранились лишь в названии площади.

Станция метро «Лермонтовская» (ныне — «Красные Ворота»). 1985 год (Фото: Олег Иванов /Фотохроника ТАСС)

Под этой площадью в мае 1935 года в составе первого участка Сокольнической линии Московского метрополитена открылась станция «Красные Ворота» (в 1962–1986 годах — «Лермонтовская»), за которую архитектор Иван Фомин и конструктор Александр Денищенко в 1937 году получили Гран-при на Всемирной выставке в Париже. И сводчатый зал станции, выполненный из красного мрамора, и ее южный вестибюль, созданный по проекту архитектора Николая Ладовского, отсылают к образу триумфальных ворот Ухтомского.

Садово-Черногрязская улица. Вид на высотку у Красных Ворот. 1961 год (Фото: Наум Грановский/Фотохроника ТАСС)

В 1952 году рядом на площади была построена одна из семи сталинских высоток, созданная по проекту главного архитектора Центральной архитектурной мастерской МПС Алексея Душкина. Выбор не был случайным: высотка частично принадлежала Министерству путей сообщения (МПС), сотрудники которого впоследствии поселились в жилой части здания. Первоначальный проект Душкина и его соавтора Бориса Мезенцева мало походил на то, что мы видим сейчас, рассказывает внучка архитектора, историк и профессор МАРХИ Наталья Душкина.

Фото: Наталья Гарнелис/ТАСС

Вместо остроконечного шпиля, которым увенчаны все сталинские высотки, здесь предполагалось установить шлемовидный купол — так распорядился Сталин. В результате дом походил на прижимистого богатыря в доспехах и шлеме — оммаж русскому воину, победившему в только что окончившейся войне. Однако впоследствии от этой идеи отказались из-за технической сложности замысла — «шлем» оказался слишком тяжелым для хрупкой конструкции здания. Тем более что его строительство в какой-то момент оказалось близко к краху в прямом смысле слова.

Южный вход на станцию метро «Красные ворота» (Фото: Николай Галкин/ТАСС)

В отличие от шести других высоток душкинское сооружение было связано с метро: здание возвышается прямо над станцией «Красные Ворота», которая до 1952 года имела только один, южный выход. Душкин настоял на строительстве второго выхода на противоположной стороне Садового кольца. Над наклонным спуском в метро находился тяжелейший каркас здания, перекрыть Каланчевскую улицу для строительства означало парализовать движение по основной городской трассе.

Высотное здание на площади Красных Ворот (Фото: Василий Шитов/ТАСС)

Тогда Душкин вместе с инженером-конструктором Виктором Абрамовым предложил заморозить грунт, а каркас здания строить с контркреном влево на 16 сантиметров. По их расчету, при оттаивании грунта здание будет постепенно опускаться, вследствие чего каркас выпрямится. Ничего подобного никто в мире тогда не делал (как не делал и после). Эксперимент завершился успешно, единственное, в чем просчитались архитекторы, оказались сроки: вместо запланированных двух-трех лет на выравнивание высотки ушло почти десять.

В административно-жилом здании на площади Красных Ворот (Фото: Василий Шитов/ТАСС)

В 1990-е и нулевые некоторые радикальные историки и активисты предлагали восстановить Красные ворота наряду с Сухаревой башней и Чудовым монастырем. «Технически это осуществить крайне сложно, поскольку ворота стояли посреди Садового кольца. И потом, для восстановления этого памятника сегодня недостаточно научной базы: в отличие от других памятников, Красные ворота не были тщательно обмерены и зафиксированы перед сносом.

Вид на наземный вестибюль станции метро «Красные ворота» (Фото: Василий Шитов/ТАСС)

Именно поэтому говорить о полном воссоздании триумфальной арки тяжело — даже если власти на это решатся, мы получим неудачную и мало похожую на оригинал копию. Но и совсем противиться идее сердце не позволяет, поскольку подобный жест был бы восстановлением исторической справедливости», — говорит координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов.

Фото: Наталья Гарнелис/ТАСС

Однако сохранить память об утраченном памятнике можно, уверен градозащитник, — достаточно сделать небольшое археологическое раскрытие фундаментов Красных ворот и стоявшей рядом с ними церкви Трех Святителей. 

Поиск недвижимости
Купить
Купить
Снять
Квартиру
Квартиру
Квартиру в новостройке
Комнату
Дом
Участок
Коммерческую недвижимость
Найти Подать объявление
Уважаемый пользователь!

Сервис объявлений о продаже и аренде недвижимости на сайте РБК.Недвижимость перешел на технологии Яндекса.

Чтобы разместить свое объявление, воспользуйтесь личным кабинетом на сайте Яндекс.Недвижимость. Добавленные объявления будут доступны как на нашем сайте, так и на сайте Яндекс.Недвижимость.

Личный кабинет Яндекс.Недвижимости