Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
ЦБ назвал регионы, где жители берут самые крупные ипотечные кредиты Деньги, 14:24
Объем вывода жилья в продажу в России вырос на треть за год Жилье, 14:00
Правкомиссия одобрила проект о трате маткапитала на ремонт таунхаусов Загород, 13:21
Какие виды перепланировок запрещено делать в квартире Жилье, 13:13
Власти Москвы назвали объемы текущего строительства домов по реновации Город, 11:53
Когда вместе с недвижимостью можно получить долги. Разъяснения нотариусов Деньги, 10:54
Light industrial: чем интересен формат и где выбрать подходящий объект Город, 10:42
Названы города Подмосковья с наибольшим ростом цен на новостройки Деньги, 10:32
Минстрою предложили урегулировать рынок посуточной аренды жилья Жилье, 05 июн, 17:01
Суд разрешил расторгать договор аренды из-за тараканов в квартире Жилье, 05 июн, 16:39
«Домклик» сообщил о трех ипотечных рекордах Сбербанка в мае Деньги, 05 июн, 15:08
Доходность от сдачи квартиры в аренду перестала снижаться Деньги, 05 июн, 14:18
Москва выставит на торги участки под строительство частных домов Жилье, 05 июн, 13:33
Уют мегаполиса: каким будет новый клубный дом на Васильевском острове Жилье, 05 июн, 13:10
Московский хайвэй: как создавался и что символизировал Новый Арбат
Город ,  
0 

Московский хайвэй: как создавался и что символизировал Новый Арбат

Новый Арбат, построенный сразу после полета в космос Юрия Гагарина, символизировал дорогу в будущее, где залогом счастья для всего человечества станет технологический прорыв
Проспект Калинина, 1977 год
 
Проспект Калинина, 1977 год   (Фото: Анатолий Ковтун / Фотохроника ТАСС)

В этом году исполняется 55 лет с начала строительства первого столичного хайвэя — Нового Арбата (до 1994 года — проспект Калинина), который раз и навсегда изменил облик центра Москвы.

«РБК-Недвижимость» вспоминает историю создания самой интернациональной столичной улицы.

Прокладка центральной городской магистрали, которая соединила бы центр столицы с ее западной частью, где располагались новые жилые микрорайоны и резиденции глав государства, была предусмотрена еще генеральным планом реконструкции Москвы 1935 года. Однако строительство, отложенное войной и трудным послевоенным восстановлением страны, началось лишь в начале 1960-х. Проектированием магистрали занималась группа архитекторов под руководством Михаила Посохина.

Строительство проспекта Калинина в Москве, 1967 год
 
Строительство проспекта Калинина в Москве, 1967 год   (Фото: Алексей Стужин / Фотохроника ТАСС)

Улица должна была пролегать параллельно Арбату и потому получила негласное название — Новый Арбат, которое официально закрепилось лишь через три года после распада СССР. В советские годы магистраль носила имя Михаила Калинина. Известно также рабочее название этой улицы, которое использовалось архитекторами при ее проектировании, — Новоарбатский проспект.

Вид на вечерний проспект Калинина, 1969 год
Вид на вечерний проспект Калинина, 1969 год (Фото: репродукция Фотохроники ТАСС)

«У Нового Арбата с самого начала была плохая репутация: его прорубали через старые московские переулки и дворы. Например, в результате строительства была полностью уничтожена знаменитая Собачья площадка — одно из самых красивых мест купеческой Москвы. За это новую магистраль прозвали вставной челюстью столицы, и название закрепилось на долгие годы. Но такой радикализм — не частный случай, а характерная особенность всего московского градостроительства 1960-х годов. Новый Арбат, соединивший центр столицы с западной частью города, стал первым московским хайвэем. До этого Москва была городом, в котором даже просто широких улиц насчитывалось крайне мало, не говоря о хайвэях», — вспоминает историк архитектуры Наталья Самовер.

Проспект Калинина, 1969 год
Проспект Калинина, 1969 год (Фото: Виктор Великжанин / Фотохроника ТАСС)

В создание Нового Арбата были вложены лучшие силы, ресурсы и технологии, которые имелись в стране на тот момент. «Это показательный проект хрущевского времени, когда объявили мирное соревнование с США. Новый Арбат был призван показать советскую столицу мировым, интернациональным городом. В 1960-е в СССР легализовали культуру потребления, и Новый Арбат стал первой в Москве торговой улицей с обилием магазинов, кафе, ресторанов и зоной для променада. Тщательно продуманный дизайн фасадов, вывесок и малых архитектурных форм, которые сегодня сохранились частично, — все это было абсолютно невиданно для советского уклада жизни», — говорит историк архитектуры и основатель Института модернизма Анна Броновицкая.

Манекенщицы на проспекте Калинина, 1969 год
Манекенщицы на проспекте Калинина, 1969 год (Фото: Виктор Великжанин / Фотохроника ТАСС)

В советские годы Новый Арбат стал местом сосредоточения крупных, модных, современных магазинов. Например, там много лет находились единственный в Москве институт красоты, ресторан «Ангара», универмаг «Весна», культовый магазин фотопринадлежностей «Юпитер». А в жилых домах на противоположной стороне располагались известный на всю Москву парфюмерный магазин «Сирень» и магазин грампластинок «Мелодия».

Проспект Калинина, 1970 год
Проспект Калинина, 1970 год (Фото: репродукция Фотохроники ТАСС)

Новый Арбат, построенный сразу после полета в космос Юрия Гагарина, символизировал дорогу в будущее, где залогом счастья для всего человечества станет технологический прорыв. «Художественный образ, который заложен в этот ансамбль, предполагает прорыв, полет в будущее. Прямое как стрела пространство, на одном конце которого находится Троицкая башня Кремля, а на другом — шпиль гостиницы «Украина». Дальше эта ось продолжается Кутузовским проспектом и уводит в открытое пространство — как в открытое будущее. В этом есть смелость и прямолинейность, очень характерные для восприятия мира 1960-х годов», — указывает Наталья Самовер.

Ночной проспект Калинина, 1970 год
Ночной проспект Калинина, 1970 год (Фото: Валентин Мастюков / Фотохроника ТАСС)

Подобный символизм нашел отражение в технологии строительства Нового Арбата. В 1960-х в Советском Союзе было очень ограничено применение монолитного железобетона — считалось, что все здания должны строиться из сборных железобетонных элементов. Но в случае с Новым Арбатом архитекторы получили разрешение на использование в каркасе монолитных элементов — иначе возвести столь высокие и довольно тонкие дома было бы невозможно. Еще одной строительной новацией стала прокладка вдоль всей магистрали подземного тоннеля шириной почти 10 м — по нему осуществлялась доставка товаров в магазины и предприятия общепита.

Проспект Калинина в Москве, 1972 год
Проспект Калинина в Москве, 1972 год (Фото: Виктор Янков / Фотохроника ТАСС)

Согласно первоначальному проекту, дома-книжки должны были стать жилыми — предполагалось, что квартиры в них получат молодые семьи. В стилобатной части планировалось разместить всю необходимую инфраструктуру бытового обслуживания: детские сады, магазины, библиотеки, прачечные.

Женская мода, 1975 год
Женская мода, 1975 год (Фото: Виталий Созинов / Фотохроника ТАСС)

«Самая интересная деталь — стилобатная часть зданий должна была иметь эксплуатируемую кровлю, архитекторы хотели оборудовать там спортивные площадки и места для отдыха, а уровнем ниже — зону для прогулок. Но это все отменили в конце 1963-го — начале 1964 года, еще до отставки Хрущева. Почему — доподлинно не известно, но могу предположить, что столь радикальный пересмотр проекта связан с введением мер повышенной безопасности глав государства после убийства американского президента Джона Кеннеди», — рассуждает Анна Броновицкая.

Проспект Калинина в Москве, 1975 год
Проспект Калинина в Москве, 1975 год (Фото: Альберт Пушкарев / Фотохроника ТАСС)

В результате жилую функцию домов-книжек поменяли на административную — здесь разместились государственные учреждения, а стилобатную часть заняли магазины, кафе и рестораны. Дома на противоположной стороне остались жилыми.

Вид на проспект Калинина с Арбатской площади, 1977 год
 
Вид на проспект Калинина с Арбатской площади, 1977 год   (Фото: Борис Корзин / Фотохроника ТАСС)

Интересно, что изначально дома-книжки выглядели совсем не так, как сегодня. «Цвет домов-книжек радикально изменился в результате многолетнего загрязнения выхлопными газами. Если сейчас спросить людей, какого цвета Новый Арбат, все скажут — серый. И это звучит как приговор, потому что серый значит некрасивый. Но в действительности это не так. На торцевых стенах домов-книжек оборудованы пожарные лестницы, которые с самого начала были остеклены. Стекло защищает облицовку зданий от жирной копоти, которая ложится на все остальные поверхности, и там хорошо виден ее изначальный цвет — цвет утренней зари. Стены этих домов покрыты мелкой стеклянной плиткой смешанных цветов: розовых, голубо-палевых с перламутровыми переливами. Если мысленно перекрасим Новый Арбат в эти оттенки, мы его просто не узнаем — настолько контрастны эти ансамбли», — уверена Наталья Самовер.

Вывеска кафе «Валдай» на проспекте Калинина, 1976 год
Вывеска кафе «Валдай» на проспекте Калинина, 1976 год (Фото: Игорь Зотин / Фотохроника ТАСС)

Однако самым впечатляющим контрастом является соседство новоарбатских высоток с крошечной церковью Симеона Столпника XVII века в начале Поварской улицы. Существует легенда, что при прокладке Нового Арбата городские власти решили снести эту церковь — обветшавшее здание не вписывалось в грандиозный модернистский ансамбль новой магистрали. Когда к церкви подогнали экскаватор, архитектор-реставратор Леонид Антропов залез в ковш и потребовал отменить решение о сносе. Выходка архитектора увенчалась успехом. Церковь не только не снесли, но и восстановили — правда, конечно, без крестов, которые появились там уже в постсоветское время. В советское время в этой церкви был выставочный зал Всероссийского общества охраны природы.

Вид на Москву-реку, Краснопресненскую набережную, здание Совета Экономической Взаимопомощи (слева) и высотные дома на проспекте Калинина, 1977 год
Вид на Москву-реку, Краснопресненскую набережную, здание Совета Экономической Взаимопомощи (слева) и высотные дома на проспекте Калинина, 1977 год (Фото: Валентин Соболев / Фотохроника ТАСС)

Сохранение церкви стало важным символическим жестом. Контраст старой и современной архитектуры должен был олицетворять прогресс, движение вперед. Не случайно этот прием неоднократно использовался при строительстве крупных модернистских комплексов в Москве. Например, при строительстве гостиницы «Россия» архитекторы сохранили старые церкви Зарядья, которые подчеркивали монструозный масштаб чечулинской постройки.

Польские эстрадные исполнители: Марыля Родович (слева), Чеслав Немен и Здислава Сосницка на Калининском проспекте, 1979 год
Польские эстрадные исполнители: Марыля Родович (слева), Чеслав Немен и Здислава Сосницка на Калининском проспекте, 1979 год (Фото: Валентин Мастюков / Фотохроника ТАСС)

«Именно после строительства Нового Арбата началась систематическая забота об историческом наследии Москвы, — вспоминает Анна Броновицкая. — Тот же Михаил Васильевич Посохин инициировал сплошное обследование исторической застройки центра, чтобы выявить ценные памятники архитектуры. Тогда же было принято решение о выделении в центре города заповедных зон, где строительство может быть очень ограниченным. Надо сказать, что в это же время во всех странах началось мощное движение в защиту исторического наследия. С наступлением космической эры люди думали только о будущем, и казалось, что прошлое совсем неважно. Нужно было напомнить миру, что это не так».

Фотогалерея: Проспект Калинина в 1980-е годы

Главное Лента