Лента новостей
Все новости Недвижимость
«Оренбург» объявил имя нового главного тренера 10:15, Спорт Вредные советы для вашего бизнеса 10:10, РБК и УРАЛСИБ Аналитики назвали самые популярные в России марки автомобилей в ноябре 09:48, Бизнес Жириновский заявил о «самом страшном преступлении в истории России» 09:17, Политика Пушкина и Роднина предложили расширить круг защищаемых от насилия в семье 09:00, Политика В Нью-Дели погибли 43 человека в результате пожара на фабрике 08:58, Общество Соловьев напомнил Киеву предупреждение Путина о Донбассе 08:44, Политика Открытый диалог с Германом Грефом 08:30, РБК и Сбербанк Первый В Подмосковье из-за пожара в гостинице эвакуировали 19 человек 08:27, Общество В Роструде разъяснили положение о дополнительном оплачиваемом отпуске 08:12, Общество В Нижнем Новгороде задержан предполагаемый виновник ДТП со школьниками 07:37, Общество На Avito выставили на продажу монету с «очень редким браком» за ₽1 млрд 07:30, Общество Российские фигуристки заняли весь пьедестал в финале Гран-при в Турине 07:06, Спорт Роскошь и инвестиции: как состоятельные люди вкладывают в себя и будущее 06:58, РБК и Райффайзенбанк Четыре человека погибли при стрельбе у президентской резиденции в Мексике 06:40, Общество Северная Корея объявила о проведении «очень важного» испытания 06:20, Политика Эксперты назвали самый популярный напиток у россиян к Новому году 06:02, Общество ВВС Израиля нанесли ответный удар по объектам ХАМАС в секторе Газа 05:37, Политика Премьер Украины назвал новую помощь от МВФ «маркером доверия» к стране 05:28, Политика Диетолог назвал причину сезонной депрессии россиян 05:13, Общество В США отреагировали на данные об отправке новых войск на Ближний Восток 04:37, Политика КНДР заявила о снятии денуклеаризации с повестки переговоров с США 04:14, Политика Минпросвещения предложило повысить зарплаты учителям 03:56, Общество Сейчас разберемся: кто из великих прозаиков это написал. Тест 03:50, РБК и Билайн СМИ сообщили о подрыве автомобиля сотрудника министерства в Киеве 03:27, Общество Джефф Безос заявил о желании активнее работать с Пентагоном 03:14, Бизнес Пентагон приказал усилить меры безопасности после стрельбы во Флориде 03:01, Политика Мединский оценил влияние высылки дипломатов на «Русские сезоны» в ФРГ 02:34, Политика
Будущее наступило: как устроены китайские гигаполисы
Материалы по теме Советский урбанизм: придумали в СССР, процветает в Китае
0
Будущее наступило: почему китайские гигаполисы непригодны для жизни
На Московском урбанистическом форуме международные архитекторы назвали четыре главные причины, по которым города Китая неудобны для проживания
Фото: Jьrgen Effner / DPA / TASS

Гигаполисы — новое явление в истории развития городов. Люди только успели привыкнуть к агломерациям с миллионным населением, а в Китае уже начали проектировать масштабные жилые зоны, рассчитанные на сотни миллионов человек. К примеру, в такую агломерацию должны слиться столица страны Пекин, промышленный Тяньцзинь и целая провинция Хэбэй, которая окружает столичный регион КНР. На Московском урбанистическом форуме подобные супергорода назвали гигаполисами.

Перспективы развития нового формата обсуждались на сессии «Преимущества масштаба», гостями которой стали партнер голландской архитектурной студии OMA Рейнир де Граф, заместитель директора по международным проектам архитектурной студии Arep Ville Сирил Югон, партнер известного китайского бюро MAD Architects Юсуке Хаяно, директор департамента городского планирования Нью-Йорка Пурнима Капур и основатель собственной архитектурной студии в Пекине Пэй Чжу.

Сегодня гигаполисы остаются внутренней историей Китая: жилые массивы такого размера сформировались только там. В КНР расположены 25% из 500 крупнейших городов планеты, а количество агломераций с миллионным населением превысило полторы сотни, рассказала руководитель центра городских исследований бизнес-школы «Сколково» Ксения Мокрушина. Она уверена, что в любой другой стране мира число городов-миллионников в лучшем случае исчисляется десятками.

В Китае каждый год из деревни в город переселяются 13 млн человек; к 2050 году 66% населения Азии будет жить в городах, заявил Владимир Коровкин из московской школы управления «Сколково». «На сегодняшний день сельские жители КНР зарабатывают в среднем в три раза меньше, чем обитатели городов», — объяснил причину миграции Рейнир де Граф.

Человечество мечтало о гигаполисах долгие годы: концепции супергородов встречаются в культуре XX века, начиная с романов Айзека Азимова и Артура Кларка. В 2016 году будущее наступило — и перед жителями и планировщиками новых жилых единиц встали новые проблемы. На Московском урбанистическом форуме эксперты из Нидерландов, Японии, Франции, США и, конечно, Китая рассказали, какими в действительности получились первые гигаполисы Земли и почему они оказались непригодными для нормальной жизни.

Загрязнение окружающей среды

Главным недостатком китайских супергородов архитекторы назвали высокий уровень загрязнения окружающей среды. Смог над Пекином стал настолько привычным для местного населения, что многие жители постоянно ходят по улицам в защитных масках, а представитель современного китайского искусства Brother Nut даже сделал кирпич, спрессованный из столичного смога. «Огромная трагедия китайских мегаполисов заключается в масштабе загрязнения окружающей среды. Я провел в Москве всего пару дней — но мне хватило этого, чтобы увидеть, сколько у вас лесов и водоемов. Помните: леса — это главное, что есть в каждом городе», — заявил китайский архитектор Пэй Чжу.

Загрязнение воздуха в Пекине (Фото: Luo Xiaoguang / Zuma / TASS)

В районах старой застройки, которые прилегают к Запретному городу в центре Пекина, еще сохранились деревья и парки, но территории вокруг не оставляют места для зелени, рассказал архитектор. «Если вы посмотрите на старую застройку Пекина с одного из современных небоскребов, то увидите, сколько деревьев было между домами, — объяснил Пэй Чжу. — Я очень надеюсь, что в будущем Москва не превратится в гигаполис наподобие китайских. Надеюсь, Москва успеет выучить урок, который ей преподали китайские города: не превращайте вашу столицу в сплошную застройку».

Транспортная недоступность

В Москве три транспортных кольца. В Пекине таких колец шесть, а в ближайшее время к ним присоединится седьмое, большая часть которого пройдет по пригородам в провинции Хэбэй. Протяженность седьмого кольца — 187 км. Длина МКАД составляет 108 км.

Трафик в китайском Чунцине (Фото: Wen Hua / Sipa Asia / Zuma / TASS )

Через несколько лет ключевые города нового гигаполиса должна соединить сверхскоростная железная дорога: власти Китая проложат пути между Пекином и Тяньцзинем. Тем, кто живет в других районах, придется довольствоваться автобусами. «Каждый будний день в 5:30 дюжина пенсионеров выходят на остановку общественного транспорта в пекинском пригороде Янджиао, — описывает современную ситуацию в пригородах Пекина газета New York Times. — Они ждут автобус, но не садятся в него. Они один за другим пропускают автобусы, в каждый из которых заходят по 50 пассажиров из никогда не заканчивающейся очереди. Около 6:30 утра на остановке появляются дети пенсионеров. К этому моменту очередь на автобус растягивается на всю улицу, но молодые люди проходят в начало и занимают места своих родителей. Теперь пенсионеры могут вернуться домой, а их дети поедут на работу: им предстоит 40-километровая дорога в Пекин, которая займет три часа в одну сторону».

Бытовые неудобства

Транспорт — не единственная проблема гигаполисов. Зачастую жители супергородов сталкиваются со сложностями на элементарном уровне: от нехватки детских площадок до перебоев с мобильной связью. «Вы знаете, почему в Пекине так популярны голосовые сообщения? Там постоянно обрывается сотовый сигнал. Из-за этого местные жители вынуждены общаться друг с другом через голосовые чаты», — рассказал на форуме Владимир Коровкин.

Виды китайского Яньцзи (Фото: Кирилл Чаплинский/ТАСС )

Отдельная тема — отсутствие социальной инфраструктуры. В отличие от России китайские девелоперы зачастую не строят школы, детсады и поликлиники рядом с новыми домами. В результате по всей стране возникают масштабные спальные районы без образовательных учреждений, а за элементарными бытовыми услугами приходится ездить на машине.

Разорванный город

В результате быстрой урбанизации китайские города оказались разорваны на отдельные районы, плохо связанные между собой, объяснил Пэй Чжу. «У Москвы и Пекина похожий уровень культурного багажа. Проблема в том, что после начала масштабной застройки Пекина архитектурное и культурное наследие старого города оказалось полностью изолировано от остальных районов и обычных жителей, — рассказал архитектор. — Увы, общественные пространства и скверы заканчиваются одновременно со старой застройкой. В новых районах этого нет».

Пригород китайского города Ухань (Фото: Ke Hao / Zuma / TASS )

До XX века природа была интегрирована в городскую среду китайских населенных пунктов на всех уровнях вплоть до самого центра, заявил специалист. «К сожалению, современная застройка Пекина полностью игнорирует природу и общественные связи», — резюмировал Пэй Чжу.

Параллельно с объединением Пекин — Тяньцзинь — Хэбэй в одну суперагломерацию уже сливаются Шэньчжэнь, Гуанчжоу, Гонконг и Макао на юге, а также Шанхай, Сучжоу и Цзясин на востоке страны.