Советский урбанизм: придумали в СССР, процветает в Китае
Американский журналист, редактор пекинского журнала Lifestyle Magazine Джейкоб Дрейер написал для англоязычного онлайн-журнала о России The Calvert Journal статью, в которой высказал свое видение градостроительного развития Китайской Народной Республики. По словам журналиста, китайская градостроительная школа - плоть от плоти советского урбанизма.
Социализм, открывший Китаю двери в современность, пришел в Поднебесную из России, пишет журналист. Вместе с социализмом в эту дверь был экспортирован и градостроительный опыт Советского Союза, который сегодня буквально расцвел в КНР.
"Пожалуй, самым ощутимым наследием этого является внешний вид современного китайского города, - пишет Джейкоб Дрейер - И так как Китай является централизованной плановой экономикой, то и города выглядят на удивление едино".
"Главным фактором формирования [облика современных китайских городов] является советский урбанизм, или, точнее, сталинский урбанизм, - продолжает автор статьи. - В 1949г., когда коммунисты пришли к власти, Пекин был полумиллионным городом. Сегодня 95% населения и сооружений современной 20-миллионной агломерации - это заслуга революции, которая переняла опыт Советского Союза". Далее Джейкоб Дрейер приводит цитату китайского историка Ван Цзюня: "16 сентября 1949г. в Пекин прибыла группа советских архитекторов. Они должны были помочь новому китайскому правительству создать новый город. В действительности, их власть была неограниченной". Возглавлял группу М. Баранников, выступивший перед китайскими товарищами с докладом, в котором высказал свои предложения по развитию столицы и крупных городов КНР. Именно им и были заложены корни градостроительной школы, к сегодняшнему дню успешно реализованные в Китае.
"Советская модель города реализована на китайской земле, в то время как в самой России - нет, - пишет далее Джейкоб Дрейер. - В Китае меньше препятствий. Мао был готов снести все старые здания, построить китайские города с чистого листа (tabula rasa)". Советскую идеологию развития городов, таким образом, оказалось проще реализовать в китайской пустыне, среди полей и малограмотных крестьян, чем в "исторически сложных" Москве или Ленинграде.
Градостроительное развитие Пекина, заложенное в 1950-х гг., в дальнейшем ретранслировалось и на другие города Китая. Со временем китайские мегаполисы заполнили спальные районы дешевого панельного жилья, вокруг них появились кольцевые автомобильные дороги, в пригородах поселились нувориши в дворцах а-ля Версаль, а городские тротуары по-прежнему плохо убирают - Китай сегодня очень похож на города северного соседа, пишет американский журналист. "Современные города Китая - это мутировавшие "дети" сталинской Belle Epoque", - считает он.
Многие западные архитектурные критики "с покровительственной близорукостью" называют советскую градостроительную модель недееспособной, продолжает редактор пекинского глянцевого журнала. Однако Китай это опровергает - просто своим фактом существования и своей экономической успешностью. "Китайские города тщательно спланированы как части целостной транспортной сети в рамках единой страны, - говорится в статье. - Внутренние коммуникации по большей части находятся в государственной собственности или под контролем государства".
Нацеленность на достижение "светлого будущего" и является главным в советской градостроительной теории. "Конечная цель сталинизма - создание экономики, которая уничтожила бы западную гегемонию", - пишет Джейкоб Дрейер. По его словам, этого можно достичь, если дать анонимным массам рабочих жизнь в организованных и строго подчиненных интересам государства мегаполисах: "Эта модель отвратительна своим материализмом, но в высшей степени практична".
Современная китайская модель урбанизма - это создание бесконечно дублирующихся "архитектурных типологий" (спальных районов), а город - экономическая система, направленная на увеличение производства.
"Советский город мертв, да здравствует Пекин!" - завершает свою онлайн-лекцию американский журналист из Пекина Джейкоб Дрейер.
Подготовил Игнат Бушухин