Зелень вместо бетона: как сделать идеальную набережную
В 2015 году обустройство набережных в российских городах и возвращение прогулочных зон к воде вышло на первый план при долгосрочном развитии территорий. Масштабные планы реновации прибрежных зон опубликовали Москва и Казань, новые проекты появляются в Санкт-Петербурге. Обустройство набережных приводит к подорожанию недвижимости с видом на водоем, повышает инвестиционную привлекательность прибрежных участков.
По просьбе «РБК-Недвижимости» архитекторы выбрали пять главных компонентов, которые необходимы каждой хорошей набережной в крупном городе.
Концепция
Основа любой набережной — концепция, на основе которой возникают все структурные элементы. При создании проекта архитектор всегда может выбрать один из типовых вариантов, уже опробованных в других городах, но по-настоящему выдающиеся набережные имеют собственную концепцию, созданную для конкретного города и конкретных условий, в которых будет использоваться прогулочная зона. Помимо внутреннего удобства и единообразия, концепция предполагает эффектный вид снаружи — с противоположного берега или с высоты птичьего полета.
Так, концепция Симоновской набережной в Москве подразумевает постиндустриальное мышление. Новая набережная словно превращает промышленное наследие в объекты городской среды, отбирая город у заводов и возвращая его людям.
Набережна в Салониках
Григориос Гавалидис,
генеральный директор архитектурной
студии GaFa
— Я участвовал в проекте реконструкции набережной города Салоники в Греции. Нашей задачей было обустроить пространство на довольно узкой территории между водой и уже существующими постройками. Когда-то это место было заполнено небольшими частными садами, которые формировали береговую линию, так что современная концепция немного напоминает историческую. Сейчас набережная Салоник — это система сменяющих друг друга садов со своим собственным характером. Здесь есть Сад песка, Сад теней, Сад скульптур, Сад музыки. Обустройство 13 небольших участков заняло несколько лет. Прогуливаясь по набережной, человек будто бы переходит из одной комнаты под открытым небом в другую, при этом одна уникальная атмосфера сменяется следующей, и только водное пространство остается неизменным.
Интересные прогулочные маршруты
Набережная может выглядеть красиво и стильно, но если по ней неудобно гулять, туда никто не придет. Чтобы сделать берег активной частью города, набережной необходима продуманная сеть маршрутов для разных групп горожан — пенсионеров, мам с детьми, велосипедистов, молодых пар и многих других. Каждой группе необходим маршрут, по которому будет интересно и удобно передвигаться.
Сергей Труханов,
глава архитектурного
бюро T+T Architects
— Это может быть система переходов, чередование разных пешеходных участков или просто широкий бульвар c локальными точками притяжения: смотровыми площадками, фонтанами, скульптурными формами, кафе. Желательно, чтобы наряду с пешим маршрутом была велосипедная дорожка с качественным гладким покрытием. При зонировании надо учитывать, с какой скоростью будут двигаться потоки, и выделить для каждого отдельную территорию. Например, аллея, где неспешно прогуливаются пожилые люди, влюбленные пары и мамы с колясками, не должна пересекаться с более скоростной трассой для велосипедистов, роллеров и скейтеров. А для экстремального катания желательно выделить отдельную огороженную площадку. При этом важно сохранить ощущение доступности берега и визуальную связь с водным пейзажем.
Григориос Гавалидис,
генеральный директор архитектурной
студии GaFa
— Один из самых интересных проектов в мире по благоустройству береговой зоны — создание набережных в Нью-Йорке. В процессе исторической застройки почти весь берег оказался отрезанным от города промзонами, железнодорожными и автомобильными магистралями. Но благодаря грандиозному проекту по созданию нового «водного фасада Нью-Йорка» город приобрел современную экологичную и удобную береговую зону с единой системой пешеходных и велосипедных маршрутов. В некоторых местах, где пролегает скоростная автострада, архитекторы вынесли участки набережной на специальные платформы, подвешенные над водой, а другие части разместили под автострадой.
Инфраструктура
Инфраструктура набережной — это зоны отдыха, кафе, тренажеры под открытым небом, лодочные станции, детские и спортивные площадки, а также все остальные точки притяжения, благодаря которым человеку хочется вернуться на побережье. Примером продуманной инфраструктуры можно назвать набережную Москвы-реки в Нагатино у нового жилого комплекса у кромки воды. Архитектурное бюро T+T Architects не только выполнило зонирование набережной, но и предусмотрело скверы для прогулок, яхт-клуб, детскую парусную школу и стеклянное двухэтажное кафе с террасами, откуда гости смогут наблюдать за рекой и окрестным пейзажем.
Набережная у нового ЖК в Нагатино
Экология
Значительная часть новых набережных, проектируемых в России, появится на месте бывших промышленных территорий — а значит, риск получить загрязненную зону вместо пространства для прогулок очень велик.
Прогрессивные экологичные набережные все чаще появляются в Европе и США. Так, на побережье Ист-Ривер в Нью-Йорке построили целый приливной парк под названием «Дом мидий», где из остатков старого бетонного пирса соорудили искусственный риф для моллюсков. В результате мидии получили комфортную среду обитания, а люди — площадку для наблюдения за фауной.
Амир Идиатулин,
генеральный директор
IND Architects
— Самый важный аспект обустройства набережных — экологический. Дело в том, что большая часть городских набережных, над которыми идет работа сейчас, совсем недавно были промышленными зонами. Экология этих мест оставляет желать лучшего, поэтому стоит проводить очищение и оздоровление водоемов. Конечно, это требует немалых затрат, но дело того стоит. Например, сейчас мы совместно с французским бюро BASE Paris разрабатываем проект благоустройства набережной озера Кабан в самом сердце Казани. Мы планируем за счет специальных растений очистить воду таким образом, что там можно будет даже купаться. Кроме того, очень важно сохранить естественную среду и ритм ландшафта, это гораздо важнее строгой композиции.
Реконструкции берега реки Марна
Клеман Вильмен,
сооснователь
архитектурного бюро
BASE Paris
— Мы участвовали в реконструкции берега реки Марна во французском городе Ле Пере-Сюр-Марн. Проект был нацелен на то, чтобы вернуть горожан на набережную. Бетонные ограждения превратились в зеленые стены, для которых полноводье — только в радость, появилось ночное освещение, навесы для создания тени, малые архитектурные формы. Мы грамотно распределили потоки людей в зависимости от скорости их движения. У реки разместилась также игровая площадка с зоной тренажеров. За два года это место превратилось в популярный парк у воды, где можно заниматься спортом, отдыхать, наслаждаться пикниками и дружескими встречами. В итоге люди стали менять свой образ жизни, проводить здесь действительно много времени.
Дизайн
Последняя, но оттого не менее важная деталь — дизайн. Мощение, озеленение, малые архитектурные формы и даже мусорные корзины — это именно то, что создает индивидуальность и формирует лицо улицы. Некоторые архитекторы украшают свои набережные скульптурами, другие — фонтанами, третьи интегрируют прибрежную зону с инсталляциями или произведениями современного искусства. В конечном итоге запоминается дизайн — хотя без правильной концепции, инфраструктуры, экологии и грамотных маршрутов даже самый выдающийся дизайн останется ненужным и непонятым.
Набережная реки Сона
Клеман Вильмен,
сооснователь
архитектурного бюро
BASE Paris
— В проекте по обустройству набережной реки Сона в Лионе мы создали новую среду, в которой городской и природный ландшафты связаны совершенно неожиданным образом. Вдоль реки был построен контрастный маршрут с большим количеством развлечений. Также мы воплотили решения, позволяющие максимально приблизиться к воде — например, с помощью понтона.
Антон Погорельский