Элитный московский девелопер купил одну из крупнейших типографий в России
АО «Первая образцовая типография» — один из крупнейших в России полиграфических комплексов. Торги по его продаже прошли 18 мая в Гостином Дворе. Победителем аукциона стало ООО «Юнитекс», свидетельствуют данные организатора торгов — Российского аукционного дома (РАД). Эта фирма приобрела у Росимущества здания и земельные участки типографии в Москве, Санкт-Петербурге, Кирове, Ульяновске и Чехове, а также весь полиграфический бизнес за 2,03 млрд руб. — на 20 млн руб. больше начальной цены.
На покупку комплекса претендовало десять компаний. К участию в торгах были допущены пять из них — те, что оплатили задаток. На аукцион явились всего два участника — «Юнитекс» и БЦ «Замоскворецкое» (по данным базы данных «СПАРК-Интерфакс», на 100% принадлежит кипрской Stanhigh Limited), рассказала РБК пресс-секретарь РАД Алина Куберская.
Кто стоит за покупателем
Основной вид деятельности «Юнитекс», по данным СПАРКа, — консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления. Выручка у компании не указана, а ее чистая прибыль за 2014 год составила около 5,8 млн руб. (более свежих данных в базе нет). Фирма принадлежит офшорам Demanio Capital Ltd. (50%) и Sodbury Holdings Limited (49%). Еще 1% — у фирмы «Принткапитал», подконтрольной совладельцу инвестиционно-строительной компании «Крона-маркет» Леониду Баренбойму. Sodbury владеют на паритетных началах Борис Азаренко и Денис Китаев, свидетельствуют выписки из реестра компании. Так же зовут основных акционеров девелопера Vesper, который специализируется на строительстве элитной жилой недвижимости в Москве.
Представитель Vesper подтвердил РБК участие компании в аукционе и покупку 49% акций «Первой образцовой типографии». Контрольный пакет приобрели партнеры Vesper, которые будут развивать книжное производство, а сам девелопер рассматривает «возможные проекты девелопмента помещений типографии» на Валовой улице в Москве, говорит он. Детали проектов компания раскроет после получения разрешительной документации.
Vesper
|
Кто стоит за офшором Demanio, в выписках из реестра компании не уточняется. Представитель Vesper эту информацию также не раскрывает. Источник РБК в одной из крупных консалтинговых компаний, работающих на рынке недвижимости, утверждает, что старший партнер Vesper в покупке активов типографии — председатель совета директоров O1 Group Борис Минц. Другой собеседник, знакомый с условиями сделки, также говорит, что типография была куплена в интересах группы O1 Group Бориса Минца. Член совета директоров O1 Group Дмитрий Минц эту информацию опроверг. По его словам, O1 не имеет «никакого отношения» к сделке по приватизации «Первой образцовой типографии». Пресс-служба O1 Group от комментариев отказалась.
Но если верить данным «СПАРК-Интерфакс», гендиректором «Юнитекса» является Вячеслав Назаров, который одновременно возглавляет ООО «Даблю». Эта фирма с 11 мая 2016 года на 100% принадлежит кипрской «O1 Груп Лимитед» (среди ее действующих директоров указан Борис Минц). Предыдущим собственником «Даблю», как следует из ЕГРЮЛ, была указана кипрская «ВЕСПЕР РИЭЛ ЭСТЕЙТ (КИПР) ЛИМИТЕД». При попытке связаться с Назаровым через еще одну компанию, которую он возглавляет, корреспондент РБК по номеру, указанному в «СПАРК-Интерфакс», дозвонился на ресепшен O1 Group.
Инвестиционная группа О1 Group Бориса Минца, который занимает 62-е место в российском рейтинге Forbes с оценкой состояния $1,2 млрд, — один из крупнейших в Москве собственников офисной недвижимости. В портфель группы входит компания O1 Properties (ее крупнейший после О1 акционер — группа ИСТ Александра Несиса), которой принадлежит 14 бизнес-центров общей арендуемой площадью 517,5 тыс. кв. м (по оценке Forbes, общий доход от аренды в 2015 году — $395 млн). В их числе — БЦ Lighthouse, расположенный по адресу улица Валовая, 26. Здание по соседству на Валовой, 28, занимает офис «Первой образцовой типографии». Также в Lighthouse находится центральный офис Vesper.
Сама Vesper до недавнего времени также контролировалась O1 Group: 70% девелопера компания Минца приобрела в мае 2014 года. Летом 2015-го основатели Vesper выкупили эту долю обратно. Представитель О1 ранее говорил РБК, что участие в капитале Vesper «было временным» — O1 поддержала девелопера, когда тому были нужны дополнительные средства для развития.
Что делать с типографией
Vesper давно интересовался помещением типографии на Валовой и вел переговоры о покупке, сообщил собеседник РБК, близкий к компании: вероятнее всего, этот объект был куплен для того, чтобы получить землю в центре Москвы под строительство элитного жилья. На территории типографии находятся три объекта культурного наследия, построенные в период 1880–1917 годов, говорит представитель Vesper. Но «у компании уже есть успешный опыт реновации», — отмечает он.
По данным ЕГРП, площадь участка, на котором находятся здания типографии на Валовой, составляет почти 1,8 га. На нем расположены девять объектов общей площадью 38,2 тыс. кв. м. По оценке исполнительного директора департамента рынков капитала Colliers International Станислава Бибика, рыночная стоимость участка вместе с объектами составляет 2,5-3 млрд руб. Аукционная и рыночная стоимость актива отличаются, поскольку на балансе типографии находится кредит в размере €17 млн (по текущему курсу, это 1,3 млрд руб.), объяснил РБК источник в РАД.
Место хорошо подходит для комплекса смешанного формата: торговые помещения на первых этажах с выходящими на Пятницкую улицу витринами, небольшой объем офисных площадей и значительной долей жилых помещений — апартаментов, считает директор департамента финансовых рынков и инвестиций Knight Frank Алан Балоев. По его оценке, себестоимость нового строительства на участке составит $2,5–3 тыс. за 1 кв. м. Прогнозировать доходность проекта на данном этапе затруднительно, поскольку не известны параметры и функциональное назначение площадей, но она может составить «обычные для таких проектов 20–25%», то есть проект может окупиться за четыре-пять лет, говорит Балоев.
«Профильный» бизнес типографии имеет «невысокую рентабельность», ему трудно «конкурировать с девелоперскими проектами», так что немалая доля выручки «Первой образцовой типографии», вероятно, приходится на доход от сдачи помещений в аренду, рассуждает Павел Арсеньев, генеральный директор полиграфического комплекса «Парето Принт» (работает с издательствами «Азбука-Аттикус», «АСТ», «Эксмо», «Амфора» и др.). По его мнению, офис на Валовой улице — это «бриллиант во всей этой структуре» для девелопера, который смог бы перепрофилировать объект. Покупатель типографии, скорее всего, сохранит за собой московский офис и продаст активы в регионах местным девелоперам. Еще один сценарий — продажа полиграфического бизнеса отдельным структурам, считает Арсеньев.
«Первая образцовая типография»
Предприятие отсчитывает историю с 1876 года, когда литографию на Валовой открыл купец Петр Шарапов. В 1919 году предприятие было национализировано и получило свое нынешнее название. В 2011–2012 годах у типографии появилась филиальная сеть в Петербурге, Кирове, Ульяновске и подмосковном Чехове. В июле 2013 года ОАО, на 100% принадлежавшее государству, вошло в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2014–2016 годы.
|
Лидер рынка полиграфии
«Первая образцовая типография» называет себя лидером российской полиграфической отрасли. В 2015 году типография выпустила 118,1 млн экземпляров книг в твердом и мягком переплете. Согласно данным Российской книжной палаты, это составило около четверти объема всего книжного производства в стране. Выручка предприятия в прошлом году составила 2,9 млрд руб., сообщил РБК представитель «Первой образцовой типографии». Это на 4,5% больше, чем годом ранее, свидетельствуют данные «СПАРК-Интерфакс». Данных по прибыли за 2015 год компания не раскрывает, в 2014-м этот показатель составил 10,2 млн руб.
Московская типография лишь управляет филиалами предприятия в регионах, а часть помещений сдает в аренду, рассказал РБК Арсеньев из «Парето Принт». В целом предприятие занимает порядка 25% российского книгопечатного рынка, больше — только издательство «Высшая школа» с долей в 30%, оценивает он.
Новый акционер «Первой образцовой типографии» не планирует отказываться от существующей стратегии развития полиграфического комплекса и продолжит работу над новыми проектами, рассказал РБК генеральный директор предприятия Яков Соскин. По словам его советника Галины Устиновой, руководство типографии «имело краткую беседу» с представителем покупателей, они подтвердили, что продолжат «штатную работу». «Работа ведется в прежнем режиме на производственных площадках и в офисе компании на Валовой, 28», — сообщила Устинова. Связаться с представителями «Юнитекс» не удалось, представители «Крона-маркет» на момент публикации материала не ответили на запрос РБК.
Настя Березина и Анна Дерябина при участии Дмитрия Филонова и Елены Мязиной, РБК