В данный момент на рынке нет единого понимания, что такое умный дом, какие функции среди его систем должны быть обязательно, а какими можно пренебречь. Поэтому любое исследование на эту тему имеет высокую ценность, отметили в девелоперской компании «Брусника».
По результатам опроса видно, что для потребителей на первом месте стоят сервисы, обеспечивающие безопасность, а уже потом идут элементы, добавляющие комфорта. «Исключение — автоматизированная сдача показаний в управляющую компанию. Она за последние несколько лет из категории дополнительных услуг перешла в разряд обязательных атрибутов любого современного дома. Оценки экспертов в целом совпадают с мнением покупателей. Однако по ряду позиций мы видим существенные расхождения», — уточнили в пресс-службе компании «Брусника».
В целом эксперты и покупатели схожим образом оценивают привлекательность тех или иных функций системы «Умный дом». Однако по ряду позиций наблюдаются заметные отличия (см. таблицу выше).
Исследование показало, что потребители и эксперты (продавцы технологий, девелоперы) одинаково смотрят на решения умного дома
(Фото: NicoElNino\shutterstock)
Основные выводы исследования
Кирилл Холопик, руководитель портала ЕРЗ.РФ:
- Абсолютным лидером как по мнению экспертов, так и покупателей стала функция автоматического сбора и передачи в управляющую компанию данных о потреблении энергии, воды и тепла. По этому параметру мнения респондентов из двух групп полностью сошлись.
- Очевидно, что эксперты недооценили значимость для покупателей функции видеонаблюдения за двором, подъездом и входами. Этот параметр относится к самым важным по мнению 71% покупателей и только 56% экспертов.
- Начиная с третьего места мнения по важности отдельных функций системы «Умный дом» разошлись. Мы видим, что застройщики недооценивают важность таких функций, как фиксирование протечек и автоматизированное запирание стояков, а также системы удаленного обнаружения проникновения в квартиру и ряда других. При этом переоценивают такие функции, как управление системами освещения и подсветки дома и удаленное управление доступом людей и транспорта на территорию.
- В целом покупатели отмечают в качестве привлекательных гораздо больше функций, чем эксперты, что говорит о недооценке профессиональными участниками рынка значимости этих параметров и уровня потребительского спроса на технологии системы «Умный дом».
Сколько готовы платить за умный дом
Согласно результатам опроса, 39% из принявших участие в опросе готовы платить за работу систем умного дома до 500 руб./мес., 30% — до 1,5 тыс. руб./мес., 14% — до 3 тыс. руб./мес. Однако за счет наиболее состоятельных покупателей, готовых выкладывать по 10–50 тыс. руб. и даже по 100 тыс. руб в месяц, средняя сумма возможного платежа составила 3,5 тыс. руб.
В домах стандарт-класса потенциальная плата за функции умного дома в 1,8 раза ниже, чем в комфорт-классе, и в 3,6 раза ниже, чем в бизнес-классе. Оценка покупателей стандарт-класса в целом совпадает с экспертной, но средняя потенциальная сумма ниже: 1,8 тыс. против 2,3 тыс. руб. Покупатели в комфорт-классе настроены чуть щедрее экспертов, а средняя потенциальная сумма выше: 3,3 тыс. против 2,2 тыс. руб. Покупатели в бизнес-классе в основном готовы платить меньше, чем ожидают эксперты, но за счет «сверхщедрых» покупателей средняя максимальная сумма от покупателей заметно выше экспертной оценки: 6,5 тыс. против 4,7 тыс. руб.
Фото: Институт развития строительной отрасли / «Брусника» / «РБК-Недвижимость»
Почти 40% респондентов сегодня готовы ежемесячно доплачивать за «ум» дома не более 500 руб., чего недостаточно для внедрения полного функционала умных домов, считает Кирилл Холопик. Скорее всего, именно этим, по его мнению, и объясняется пессимизм застройщиков в части востребованности широкого внедрения всех функций умных домов в новостройках.
По результатам внутреннего исследования компании «Брусника», почти половина потребителей не хотят платить за установку сервисов умного дома больше 10 тыс. руб., хотя «железо» и софт для сервисов, которые им необходимы, в среднем стоят 60 тыс. руб.