Падение цен и отток айтишников: что ждет рынок недвижимости Белоруссии
В Белоруссии почти две недели продолжаются протесты несогласных с результатами выборов. Первые дни после результатов голосования сопровождались столкновениями участников акций с правоохранительными органами, жесткими задержаниями и отключением интернета. В результате несколько тысяч человек были задержаны.
Выяснили, как ситуация с протестами повлияла на продажи жилья и аренду в Минске и ждать ли обвала цен в будущем.
Рынок замер
В первом полугодии ситуацию на рынке жилья Белоруссии, как и в большинстве стран, определяли экономические последствия COVID-19: было зафиксировано падение сделок, цены снизились до 5–7%. После активной фазы пандемии рынок жилья достаточно быстро оправился, и уже к середине лета ситуация стабилизировалась. Продажи были сопоставимы со среднестатистическими показателями. Однако положение дела на рынке изменилось после президентских выборов, которые вылились в протесты.
По словам аналитика рынка недвижимости белорусского портал Realt.by Артема Сахаревича, рынок недвижимости замер на фоне событий, происходящих в стране после президентских выборов. Общая активность заметно упала — все следят за развитием ситуации.
«В день голосования и два дня после него у нас не было интернета, то есть любая сфера, где он необходим, была попросту лишена возможности нормально функционировать. Что-то можно было делать с помощью VPN-сервисов, но и они работали крайне нестабильно. Просмотры объявлений о продаже и аренде недвижимости в день голосования и после него упали более чем на 90%. И хотя после выборов прошло уже более десяти дней, интерес к недвижимости так и не вернулся на нормальный уровень», — рассказал «РБК-Недвижимости» Артем Сахаревич.
Местные риелторы тоже говорят о затишье на рынке жилья: число входящих заявок сократилось, покупатели заняли выжидательную позицию. «Во-первых, это связано с перебоями в работе интернета. Во-вторых, в ситуации неопределенности и нестабильности люди делают правильный выбор: вначале думают о главном, вопросы приобретения недвижимости несколько отошли на второй план», — сказала директор АН «Смарт Риэлт», председатель Союза компаний по реинжинирингу риелторской деятельности Татьяна Недерева-Архипец.
Сейчас рынок недвижимости Минска находится на плато. Объем и цены поддерживаются в первую очередь программами кредитования, добавила она.
Директор агентства недвижимости «БелЦТН» Николай Простолупов пока не видит кардинальных перемен на рынке недвижимости из-за политической обстановки. «Единственное, что произошло: люди стали менее охотно смотреть квартиры. Если раньше по вечерам они выезжали на осмотр трех-четырех квартир, сейчас не более одной-двух. Что касается спроса и цен, то здесь пока все стабильно», — добавил он.
Аренда жилья пострадала меньше всего
Август для рынка аренды жилья традиционно является одним из самых горячих месяцев. Снять квартиру в это время достаточно сложно из-за ажиотажного спроса — студенты приезжают на учебу и ищут жилье. Кроме того, в сентябре стартует деловой сезон — многие возвращаются в большие города и арендуют квартиры. Этот август для рынка аренды жилья Минска не стал исключением, несмотря на масштабные митинги, говорят эксперты.
Если в первые дни процесс поиска и аренды жилья был парализован из-за отсутствия интернета и уличных столкновений, то сейчас ситуация нормализовалась. Спрос на аренду жилья вернулся к прежнему уровню (он ниже прошлых лет, но серьезного проседания нет). Популярностью пользуются недорогие лоты стоимостью 250−300 белорусских рублей в месяц, ценники на съемное жилье остались на привычном для рынка уровне.
«Единственный полностью восстановившийся сегмент — долгосрочная аренда квартир. Это связано с началом нового учебного года в вузах. Протесты-протестами, но жить новоиспеченным студентам где-то нужно», — отметил Артем Сахаревич.
При этом риелторы на фоне митингов ввели для своих клиентов «безопасные показы». «Это значит, что мы работаем исключительно в дневное время и стараемся завершать все показы до 17:00. Все встречи и заселения мы проводим до этого часа, чтобы обезопасить людей. К сожалению, вечернее время в нашем городе пока нельзя считать полностью безопасным. После пяти вечера мы ставим работу на паузу и переносим все на следующий день», — рассказал представитель белорусского агентства недвижимости «Гарант-недвижимость» Владислав Сафронов.
Что касается остальных сегментов недвижимости, то везде в период с 9 по 21 августа просмотры упали на 50% и более, продолжил Артем Сахаревич. «Хуже всего дела обстоят в сегменте аренды офисов, которая еще не отошла от последствий коронавируса. Многие компании работают удаленно, оттого интерес к офисным площадям и без того был низким», — отметил он.
Падение цен неизбежно
Падение интереса к недвижимости в августе аукнется малым числом сделок в сентябре-октябре. Что касается более долгосрочных прогнозов, то произошедшее в стране скажется на рынке недвижимости крайне негативно, считает аналитик рынка недвижимости портала Realt.by.
«Действия властей всецело брошены на решение политического кризиса. Экономика пока остается в стороне, хотя негативные моменты там уже назревают. Если продолжится ослабление национальной валюты и ухудшение условий кредитования, то снижение цен на недвижимость не заставит себя долго ждать», — не исключил он.
Аналогичную позицию озвучила Татьяна Недерева-Архипец. «Нет никаких объективных предпосылок того, что стоимость останется на сегодняшнем уровне. Цена, по моему мнению, будет падать. Сроки экспозиции объектов увеличатся, возможен существенный рост объема предложения», — считает эксперт.
Согласна со своими коллегами и аналитик международного брокера недвижимости Tranio Саглара Оконова. По ее мнению, цены на недвижимость в Белоруссии упадут. При этом кардинальных изменений не произойдет. «Можно ожидать появления на рынке отдельных сделок, если собственник закредитован в валюте или не справляется с содержанием объекта. А также роста спекулятивного спроса на такие активы», — пояснила «РБК-Недвижимости» Саглара Оконова.
В целом белорусский рынок недвижимости — рынок внутренний, иностранцы покупают здесь мало, отметил главный редактор Prian.ru Филипп Березин. «Волнения в Минске и других городах страны пока, к счастью, не стали настолько радикальными, чтобы в стране появилась угроза самому рынку. Здания не разрушаются, погромов нет. Одновременно нет и значительного изменения спроса. В последние месяцы цены в стране изменялись незначительно», — рассказал «РБК-Недвижимости» Филипп Березин.
«Если конфликт между действующим президентом и оппозицией не войдет в горячую фазу, цены и спрос вряд ли сильно изменятся. У покупателей нет оснований приобретать дороже, у продавцов — продавать дешевле», — считает он.
Отток IT-специалистов, которые являются драйвером рынка недвижимости
Важным драйвером рынка недвижимости Белоруссии эксперты называют стартаперов и представителей IT-индустрии, которые работают на европейский и американский рынки. «Десятки тысяч специалистов имеют соизмеримый с европейским уровень доходов, которые они тратят здесь, поддерживая другие отрасли. Эти молодые люди активно покупают жилье, а до коронавируса они полностью определяли погоду на рынке коммерческой недвижимости. Расширение числа их компаний постоянно требовало новых площадей», — отметил Артем Сахаревич.
По его мнению, нежелание действующей власти идти на диалог и дальнейшее «закручивание гаек» может привести к массовой миграции таких специалистов и даже целых компаний. «Для рынка недвижимости такой вариант развития событий может означать резкое падение инвестиционной привлекательности у всего сегмента коммерческой недвижимости, а также нецелесообразность инвестиций в жилые проекты высокого качества», — добавил белорусский аналитик.
Саглара Оконова из Tranio в этом вопросе настроена более оптимистично. По ее мнению, IT-сфера в Белоруссии продолжит и дальше развиваться вне зависимости от политического контекста — ежегодно на IT-рынок труда выходит большое количество специалистов. «Стартапам и разработчикам нужны комфортные офисы и жилье. Какая-то часть кадров, конечно, может уехать, но это существенно скажется на их стоимости для западных рынков», — сказала она.