Читайте РБК без баннеров

Подписка отключает баннерную рекламу на сайтах РБК и обеспечивает его корректную работу

Всего 99₽ в месяц для 3-х устройств

Продлевается автоматически каждый месяц, но вы всегда сможете отписаться

Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 600 100 руб +3%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Умер американский художник Христо Явашев Общество, 02:08 Число умерших пациентов с коронавирусом в Москве превысило 2,5 тыс. Общество, 01:56 Роспотребнадзор изучит возможность заражения COVID-19 от кошек Общество, 01:44 ЛДПР предложила ввести пособия для домохозяек Общество, 01:43 Франция предложила Twitter переехать из США в случае «нестабильности» Технологии и медиа, 01:08 Павлюченко заявил о сожалении из-за решения вернуться из Англии Спорт, 01:00 Духовное управление мусульман России установило правила посещения мечетей Общество, 00:56 Cемин объяснил причину своего ухода из «Локомотива» Спорт, 00:46 В Москве за сутки умерли 76 человек с коронавирусом Общество, 00:09 Кадыров анонсировал прибытие в Чечню и Дагестан медпомощи от ОАЭ Общество, 00:08 Как изменится туризм и гостиничный бизнес этим летом РБК и Центр поддержки экономики, 00:05 Что изменится в российских законах в июне Общество, 00:00 Reuters узнал о согласии России перенести встречу ОПЕК+ Экономика, 31 мая, 23:25 Прокуратура начала проверку в Видном из-за жалоб медиков в связи с COVID Общество, 31 мая, 23:22
Когда все дома: как меняется рынок недвижимости
Мнения ,  
0 
Антон Красильников.

Когда все дома: как меняется рынок недвижимости

Как самоизоляция повлияла на отношение людей друг к другу, к работе, к прогулкам — психологи и социологи будут изучать еще очень долго. Однако как изменилось наше отношение к собственному дому — понятно уже сейчас. Если раньше мы преимущественно жили в офисе, а домой возвращались покормить кота, принять душ и поспать, то этаж, размер комнат, вид из окна, ремонт, уровень влажности воздуха были вторичны по сравнению с дешевой арендой. Кроме этого, часто единственное, что имело значение для многих арендаторов, — география. Чем ближе к работе — тем лучше. И, в общем-то, переплатить чуть за аренду в таком случае не жалко, даже с «бабушкиным ремонтом» можно смириться. О собственной недвижимости думали, скорее, как об инвестиционном инструменте. Собственное жилье — это то, что пригодится в будущем, когда семья, дети…

Теперь же какая разница, где находится твой офис, насколько круто и экологично он обустроен. Важно, насколько комфортно работать дома. Все то, что раньше было «раскидано» по городу, теперь должно быть собрано в одном месте. И все это: работа, отдых, спорт, развлечения и даже прогулки — требует своего пространства. Так, балкон перестает быть приятным бонусом и становится необходимостью комфортной жизни. Когда все дома, вдруг становится нужно не просто больше пространства, а больше хорошо спланированного и организованного пространства именно для тебя.

Сейчас мы наблюдем, как перераспределяется интерес к формам недвижимости. Ожидаемо выросла привлекательность загородных домов. Там больше места (в том числе и для хранения разных съестных и не только припасов), есть своя безопасная территория для прогулок и физических упражнений (привет грядкам!), и фразеологизм «мой дом — моя крепость» становится актуален как никогда. Возможно, и после улучшения эпидемиологической обстановки многие останутся на удаленной работе и переберутся за город насовсем. Однако для тех, кому все же придется возвращаться в офисы, вновь станут актуальны и транспортная доступность, и наличие городской инфраструктуры.

После ожидаемого всплеска спроса на первичное жилье, подпадающее под программу «субсидии-2020», увеличится спрос в том числе и на апартаменты как вариант более дешевой недвижимости, использовать которую можно не только для жилья. Согласно нашему недавнему исследованию, почти 20% опрошенных планируют обустроить в апартаментах маленькую кофейню, ателье, кружок детского творчества… Апартаменты станут популярнее и для жилья. Главное их преимущество перед квартирой — свобода перепланировки помещения. Это оказалось значимо для 34% опрошенных.

Но после карантина многие могут и вовсе не вернуться в офис, так что не будет необходимости жить в крупных агломерациях. В таком случае стоит ожидать увеличения спроса на недвижимость в близких к Москве региональных центрах типа Дмитрова, Владимира, Калуги, Твери или Рязани. Был бы высокоскоростной интернет — и пожалуйста, получать московскую зарплату и жить не в Москве — в скором будущем уже не мечты.

Все это приведет к увеличению спроса на ипотеку как одному из самых простых и быстрых способов обзавестись собственным жильем.

Количество заявок на приобретение вторичного жилья после введения карантина снизилось по вполне логичным причинам: люди просто не могут посмотреть объекты и сделать осознанный выбор, испытывают страх перед крупными инвестициями, ну и просто не имеют технической возможности приобрести недвижимость — тут очевидным ограничивающим фактором выступило закрытие МФЦ. Многим клиентам работодатель на карантине не может выдать 2-НДФЛ, копию трудовой книжки, а также справку, подтверждающую доход, которые необходимы для подачи заявки на кредит. Приходится ждать либо выбирать зарплатный банк — это сужает выбор ипотечных предложений. Многие же отказываются от сделок по причинам самоизоляции, не рискуют ехать в банк, потому что одному из продавцов может быть просто больше 65 лет, например.

Сейчас активно формируется отложенный спрос на вторичное жилье, который реализуется после нормализации эпидемиологической обстановки. И есть вероятность, что не сразу, поскольку, если режим самоизоляции продлится, люди могут начать тратить те сбережения, которые откладывали на покупку недвижимости. Из-за замедления миграционных процессов снижается и инвестиционная привлекательность вторичной недвижимости, приобретаемой под будущую сдачу в аренду. Хотя при этом мы не видим снижения цен на недвижимость на фоне падения фондового рынка.

Все эти ограничения на практике дают банкам стимул к использованию новых возможностей. Первая точка роста для банков — электронная регистрация. Из-за этого на первичном рынке сейчас приобрести жилье, конечно, проще. Крупные застройщики используют собственные сервисы электронной регистрации. Сделка фактически проходит на их территории. Клиент приходит в банк только для открытия счета и реже для подписания кредитного договора. Время такие процедуры занимают минимальное, так как не требуется участия третьей стороны. К сожалению, на вторичном рынке все это менее распространено — что опять же существенно ограничивает выбор. Мы активно разрабатываем решение по электронной регистрации, которое даст нашим клиентам и партнерам максимальное удобство.

Вторая точка роста — интеграция с сервисом «Цифровой профиль», благодаря которой у заемщиков появится возможность идентификации с использованием сервисов госуслуг. Это позволит не только быстрее оформлять заявку на получение ипотечного кредита, но и не предоставлять документы, подтверждающие занятость и доход.

Кризис подталкивает бизнес к поиску новых решений, ускорению цифровизации всех ипотечных процессов — от подачи заявки до завершения сделки. И тот банк, который сейчас не оставит клиента, предложит ему максимально комфортную и выгодную удаленную сделку, стратегически приобретет очень много.

Об авторах
Антон Красильников., руководитель направления по развитию ипотечного кредитования Райффайзенбанка
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.