Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Гараж, Третьяковка и Эрмитаж: как работает скорая помощь для музеев РБК и Фонд Потанина, 05:37 Матвиенко заявила о нарушении законов России иностранными IT-компаниями Технологии и медиа, 05:25 СМИ узнали о вакцинации Трампа и его супруги от COVID-19 Политика, 05:06 Опрос показал долю выбирающих пиратский контент для экономии россиян Общество, 05:02 В «Нафтогазе Украины» заявили о готовности к запуску «Северного потока-2» Бизнес, 04:46 Четыре человека пострадали при пожаре в Тверской области Общество, 04:22 Джоли продала картину Черчилля за рекордные для его работ $11,5 млн Общество, 04:21 Феномен черного: как цвет изменил жизнь, моду и представления о вселенной РБК и ASUS, 04:16 В США подросток погиб в результате стрельбы в школе Общество, 03:59 СМИ узнали о скором появлении платного интернета на коротких авиарейсах Бизнес, 03:28 Когда малый бизнес получает рейтинг ААА РБК и Альфа-Банк, 02:50 СМИ сообщили о нападении боевиков на базу ООН в Нигерии Общество, 02:40 Инвесторы TON потребовали от Дурова возместить десятки миллионов долларов Технологии и медиа, 02:36 В Крыму отвергли условия главы МВД Украины по возобновлению подачи воды Политика, 02:00
Музей вместо ДК: каким будет клуб «Буревестник» после реставрации
Город ,  
0 

Музей вместо ДК: каким будет клуб «Буревестник» после реставрации

В Москве отреставрировали бывший клуб рабочих фабрики «Буревестник» — одну из лучших построек Константина Мельникова. Осенью здесь откроется Музей русского абстрактного искусства
Фото: Денис Есаков
Фото: Денис Есаков

В субботу, 3 августа, исполняется 129 лет со дня рождения архитектора Константина Мельникова. В конце лета в Москве завершится реставрация одной из самых известных его построек — бывшего клуба фабрики «Буревестник» в Сокольниках. Осенью здесь откроется Музей русского абстрактного искусства — частный проект главы IT-компании Cognitive Technologies Ольги Усковой. Рассказываем, как изменилось здание за время трехлетней реставрации и что в нем будет теперь.

В 2013 году предприниматель и коллекционер Ольга Ускова основала Фонд русского абстрактного искусства, который занимается изучением, сохранением и популяризацией наследия студии «Новая реальность». Она была основана в конце 1950-х годов художником-абстракционистом Элием Белютиным и на протяжении 30 с лишним лет базировалась на его подмосковной даче в Абрамцеве. В экспозицию будущего музея войдут сотни работ самого Белютина и его учеников из коллекции искусствоведа Самвела Оганесяна, которую Ускова приобрела в 2013 году за $10 млн.

Клуб «Буревестник». Фасад. Разрезы. Планы. 1929 год
Фоторепродукция В. В. Робинова. 1977 год
Клуб «Буревестник». Фасад. Разрезы. Планы. 1929 год Фоторепродукция В. В. Робинова. 1977 год (Фото: Музей архитектуры им. А. В. Щусева)

Клуб «Буревестник». Вид на центральную часть фасада
Фото М. А. Ильин. 1931 год
Клуб «Буревестник». Вид на центральную часть фасада Фото М. А. Ильин. 1931 год (Фото: Музей архитектуры им. А. В. Щусева)

Клуб «Буревестник». Общий вид. Фото М. А. Ильин. 1931 год
Клуб «Буревестник». Общий вид. Фото М. А. Ильин. 1931 год (Фото: Музей архитектуры им. А. В. Щусева)

Для размещения музея в 2015 году Фонд русского абстрактного искусства выкупил у Сергея Гордеева бывший клуб, построенный в 1930 году для рабочих обувной фабрики «Буревестник». Предыдущие собственники провели в начале 2000-х частичную реконструкцию здания, в результате которой оригинальные конструкции, планировочные решения и элементы интерьера оказались утраченными. Проект реставрации мельниковского клуба, или «дворца креатива», как называл его сам архитектор, воссоздает первоначальный облик и структуру здания.

Николай Васильев, историк архитектуры, генеральный секретарь российского отделения международной организации по защите архитектурного наследия DOCOMOMO:

— Из всех клубов Мельникова «Буревестник» конструктивно ближе всего к тому, что делали его творческие оппоненты — конструктивисты. Обычно он пытался выстроить четкий объем, внутри которого распределял помещения, которые всегда предполагали значительную трансформацию. Здесь Мельников поступил по-другому: для каждой функциональной зоны отдал отдельное пространство. Например, в центре башни-пятилистника была сквозная бетонная колонна и остекление, и получалось, что люди сидели кружком, лицом друг к другу, потому что в таких клубах, как правило, были кружковые помещения — здесь располагались учебные классы. К башне примыкает зрительный зал с плоским полом, который освещался через крышу естественным светом: она имела двойное остекление, внутри были матовые стекла. Мельников не любил плоские крыши как вещь непрактичную с точки зрения эксплуатации, но в «Буревестнике» сделал исключение. К сожалению, кроме капитальных стен и общей конфигурации объемов, там мало что сохранилось: слишком много было ремонтов. Так что нынешняя реставрация, скорее, является воссозданием, поскольку за предыдущие десятилетия слишком много потеряно оригинальных элементов.

Авторы проекта реставрации Андрей Емельянов и Владимир Покачалов восстанавливали здание по оригинальным чертежам Константина Мельникова, которые, впрочем, никогда не были воплощены до конца. Существующее здание заметно отличается от того, каким его видел сам архитектор.

Здание клуба «Буревестник» после реставрации. Вид на центральную часть фасада
Здание клуба «Буревестник» после реставрации. Вид на центральную часть фасада (Фото: Фонд русского абстрактного искусства)

«Например, по его замыслу, в здании предполагался бассейн, в который можно было попасть через раздвижной пол в спортзале, однако реализовать это так и не удалось, — рассказывает директор Фонда русского абстрактного искусства Анна Карганова. — Зато мы восстановили верхний свет (двусторонние окна вдоль ската крыши. — Прим. ред.) в зрительном зале. Освещение было настолько ярким, что во время театральных представлений приходилось занавешивать стены и потолок, за что Мельникова нещадно ругали. В последующие годы в этом зале располагалась танцевальная школа, а сейчас — зона отдыха для сотрудников. Кроме того, мы восстановили и осовременили оригинальную мельниковскую систему вентиляции и очистки воздуха, в планах — обустроить эксплуатируемую крышу, где в 1930-е годы находилась обзорная площадка».

Здание клуба «Буревестник» после реставрации. Вид на центральную часть фасада
Здание клуба «Буревестник» после реставрации. Вид на центральную часть фасада (Фото: Фонд русского абстрактного искусства)

В башне-пятилистнике (из-за нее здание в свое время прозвали «клеткой попугая»), которая является самостоятельным архитектурным объемом, снесли все перегородки и восстановили единое пространство. Раньше здесь были библиотека и читальный зал, сейчас — кабинеты руководства и сотрудников Фонда.

Офис Фонда русского абстрактного искусства
Офис Фонда русского абстрактного искусства (Фото: Фонд русского абстрактного искусства )

В нижней части башни находится спортивный зал и кафе. На верхнем этаже основного объема здания оборудована галерея, в боковых пространствах — опен-спейс, рабочие кабинеты и переговорные комнаты. Последние выполнены из стекла, чтобы тело здания просматривалось с любой точки и не перегружало внутреннее пространство.

Здание клуба «Буревестник» после реставрации. Главный вход
Здание клуба «Буревестник» после реставрации. Главный вход (Фото: Фонд русского абстрактного искусства )

Главное Найти квартиру Лента