Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 730 300 руб +0.03%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Как девелоперы становятся цифровыми компаниями Недвижимость, 14:10
Что такое молдинг и как он работает в интерьере: советы дизайнера Недвижимость, 08:01
В «Авито» назвали самые популярные районы для аренды жилья в Москве Недвижимость, 27 ноя, 13:30
Вид на Финский залив: в Петербурге GloraX построит премиальный квартал Недвижимость, 27 ноя, 09:18
Индукционные плиты: какие бывают, плюсы и минусы эксплуатации Недвижимость, 27 ноя, 08:17
Минстрой поднял нормативную стоимость жилья в России на 27% Недвижимость, 26 ноя, 18:27
КС уточнил правила сноса домов в зоне газопроводов Недвижимость, 26 ноя, 17:08
В Госдуме предложили увеличить вычет для семей с детьми при покупке жилья Недвижимость, 26 ноя, 13:34
13-я московская церемония Urban Awards: наступившее будущее Недвижимость, 26 ноя, 11:06
60% девелоперов готовы переплачивать топ-менеджерам из-за дефицита кадров Недвижимость, 26 ноя, 10:45
Spires «вышел в свет»: что надо знать о городских резиденциях Недвижимость, 26 ноя, 10:29
Соседи вошли в чат: как устроены площадки общения по дому Недвижимость, 26 ноя, 09:50
Средняя сумма ипотеки в России выросла на 5% за месяц Недвижимость, 25 ноя, 18:55
В ЦИАН назвали города, обогнавшие Москву по росту цен на жилье Недвижимость, 25 ноя, 18:31
Музей вместо ДК: каким будет клуб «Буревестник» после реставрации
Город ,  
0 

Музей вместо ДК: каким будет клуб «Буревестник» после реставрации

В Москве отреставрировали бывший клуб рабочих фабрики «Буревестник» — одну из лучших построек Константина Мельникова. Осенью здесь откроется Музей русского абстрактного искусства
Фото: Денис Есаков
Фото: Денис Есаков

В субботу, 3 августа, исполняется 129 лет со дня рождения архитектора Константина Мельникова. В конце лета в Москве завершится реставрация одной из самых известных его построек — бывшего клуба фабрики «Буревестник» в Сокольниках. Осенью здесь откроется Музей русского абстрактного искусства — частный проект главы IT-компании Cognitive Technologies Ольги Усковой. Рассказываем, как изменилось здание за время трехлетней реставрации и что в нем будет теперь.

В 2013 году предприниматель и коллекционер Ольга Ускова основала Фонд русского абстрактного искусства, который занимается изучением, сохранением и популяризацией наследия студии «Новая реальность». Она была основана в конце 1950-х годов художником-абстракционистом Элием Белютиным и на протяжении 30 с лишним лет базировалась на его подмосковной даче в Абрамцеве. В экспозицию будущего музея войдут сотни работ самого Белютина и его учеников из коллекции искусствоведа Самвела Оганесяна, которую Ускова приобрела в 2013 году за $10 млн.

Клуб «Буревестник». Фасад. Разрезы. Планы. 1929 год
Фоторепродукция В. В. Робинова. 1977 год
Клуб «Буревестник». Фасад. Разрезы. Планы. 1929 год Фоторепродукция В. В. Робинова. 1977 год (Фото: Музей архитектуры им. А. В. Щусева)

Клуб «Буревестник». Вид на центральную часть фасада
Фото М. А. Ильин. 1931 год
Клуб «Буревестник». Вид на центральную часть фасада Фото М. А. Ильин. 1931 год (Фото: Музей архитектуры им. А. В. Щусева)

Клуб «Буревестник». Общий вид. Фото М. А. Ильин. 1931 год
Клуб «Буревестник». Общий вид. Фото М. А. Ильин. 1931 год (Фото: Музей архитектуры им. А. В. Щусева)

Для размещения музея в 2015 году Фонд русского абстрактного искусства выкупил у Сергея Гордеева бывший клуб, построенный в 1930 году для рабочих обувной фабрики «Буревестник». Предыдущие собственники провели в начале 2000-х частичную реконструкцию здания, в результате которой оригинальные конструкции, планировочные решения и элементы интерьера оказались утраченными. Проект реставрации мельниковского клуба, или «дворца креатива», как называл его сам архитектор, воссоздает первоначальный облик и структуру здания.

Николай Васильев, историк архитектуры, генеральный секретарь российского отделения международной организации по защите архитектурного наследия DOCOMOMO:

— Из всех клубов Мельникова «Буревестник» конструктивно ближе всего к тому, что делали его творческие оппоненты — конструктивисты. Обычно он пытался выстроить четкий объем, внутри которого распределял помещения, которые всегда предполагали значительную трансформацию. Здесь Мельников поступил по-другому: для каждой функциональной зоны отдал отдельное пространство. Например, в центре башни-пятилистника была сквозная бетонная колонна и остекление, и получалось, что люди сидели кружком, лицом друг к другу, потому что в таких клубах, как правило, были кружковые помещения — здесь располагались учебные классы. К башне примыкает зрительный зал с плоским полом, который освещался через крышу естественным светом: она имела двойное остекление, внутри были матовые стекла. Мельников не любил плоские крыши как вещь непрактичную с точки зрения эксплуатации, но в «Буревестнике» сделал исключение. К сожалению, кроме капитальных стен и общей конфигурации объемов, там мало что сохранилось: слишком много было ремонтов. Так что нынешняя реставрация, скорее, является воссозданием, поскольку за предыдущие десятилетия слишком много потеряно оригинальных элементов.

Авторы проекта реставрации Андрей Емельянов и Владимир Покачалов восстанавливали здание по оригинальным чертежам Константина Мельникова, которые, впрочем, никогда не были воплощены до конца. Существующее здание заметно отличается от того, каким его видел сам архитектор.

Здание клуба «Буревестник» после реставрации. Вид на центральную часть фасада
Здание клуба «Буревестник» после реставрации. Вид на центральную часть фасада (Фото: Фонд русского абстрактного искусства)

«Например, по его замыслу, в здании предполагался бассейн, в который можно было попасть через раздвижной пол в спортзале, однако реализовать это так и не удалось, — рассказывает директор Фонда русского абстрактного искусства Анна Карганова. — Зато мы восстановили верхний свет (двусторонние окна вдоль ската крыши. — Прим. ред.) в зрительном зале. Освещение было настолько ярким, что во время театральных представлений приходилось занавешивать стены и потолок, за что Мельникова нещадно ругали. В последующие годы в этом зале располагалась танцевальная школа, а сейчас — зона отдыха для сотрудников. Кроме того, мы восстановили и осовременили оригинальную мельниковскую систему вентиляции и очистки воздуха, в планах — обустроить эксплуатируемую крышу, где в 1930-е годы находилась обзорная площадка».

Здание клуба «Буревестник» после реставрации. Вид на центральную часть фасада
Здание клуба «Буревестник» после реставрации. Вид на центральную часть фасада (Фото: Фонд русского абстрактного искусства)

В башне-пятилистнике (из-за нее здание в свое время прозвали «клеткой попугая»), которая является самостоятельным архитектурным объемом, снесли все перегородки и восстановили единое пространство. Раньше здесь были библиотека и читальный зал, сейчас — кабинеты руководства и сотрудников Фонда.

Офис Фонда русского абстрактного искусства
Офис Фонда русского абстрактного искусства (Фото: Фонд русского абстрактного искусства )

В нижней части башни находится спортивный зал и кафе. На верхнем этаже основного объема здания оборудована галерея, в боковых пространствах — опен-спейс, рабочие кабинеты и переговорные комнаты. Последние выполнены из стекла, чтобы тело здания просматривалось с любой точки и не перегружало внутреннее пространство.

Здание клуба «Буревестник» после реставрации. Главный вход
Здание клуба «Буревестник» после реставрации. Главный вход (Фото: Фонд русского абстрактного искусства )

Главное Найти квартиру Лента