Лента новостей
Все новости Недвижимость
В Приморье возбудили дело из-за незаконного вылова косаток и белух 15:22, Общество В Англии выставлена на продажу 400-летняя усадьба 15:13, Город Углеродное волокно, вода и магний: легкий и мощный ноутбук для поездок 15:12, РБК и Lenovo СМИ анонсировали переход капитана сборной Уругвая в «Манчестер Юнайтед» 15:08, Спорт В Иркутской области в ДТП с автобусом и трактором пострадали девять детей 15:04, Общество «Аэрофлот» запретит своим сотрудникам пользоваться телефонами в офисе 14:42, Бизнес В Алтайском крае уволили напавших на мужчину на костылях полицейских 14:39, Общество Bitcoin подешевел, Ethereum не подорожал: как работают сигналы экспертов 14:31, Крипто 6 правил путешествия с друзьями 14:31, РБК и Билайн В Петербурге обнаружили склад со 125 тыс. бутылок контрафактного алкоголя 14:31, Общество Кто и как оформляет модные бутики 14:30, Стиль Владельцы «Северного Кузбасса» решили продать угольный бизнес 14:29, Бизнес Глава Минэнерго передал полномочия куратора электроэнергетики Текслеру 14:27, Общество Последствия пожаров Camp Fire в Калифорнии 14:26, Фотогалерея  Что происходит на табачном рынке после турбулентности 14:25, Потребрынок  Командная работа: семиместный минивэн для бизнеса на колесах 14:21, РБК и Volkswagen В московском метро девушку зажало между вагоном и платформой 14:16, Общество Футболист сборной России Зобнин пропустит матч Лиги наций со Швецией 14:13, Спорт ФАС предложила ужесточить требования к биржевым трейдерам бензином 14:09, Бизнес СМИ сообщили о готовности противников Терезы Мэй начать ее отстранение 14:07, Политика Минобороны сообщило о подконтрольных США боевиках в сирийском Эр-Рукбане 14:02, Политика Самый хоккейный тест для настоящих болельщиков 14:00, РБК и Mastercard Песков назвал правомерными действия России в Азовском море 13:53, Политика В «Москва-Сити» открылась дизайн-студия IKEA 13:51, Дизайн «МегаФон» и Mail.Ru Group отказались от контроля над сервисом «Ситимобил» 13:48, Технологии и медиа В Кремле прокомментировали обещание Абэ не размещать базы США на Курилах 13:48, Политика В Кремле назвали «банкеты» Цеповяза в колонии отвратительной ситуацией 13:45, Общество Почему Bitcoin Cash подешевел на 50% за сутки 13:34, Крипто
Почему новые ТЦ не открываются, а старые — меняются
Материалы по теме Аналитики связали сокращение пустых торговых площадей Москвы с ЧМ-2018 Диджитал или офлайн: как будут выглядеть торговые центры будущего В России стали закрываться торгово-развлекательные центры
04 июл, 15:19
0
Дмитрий Караваев Почему новые ТЦ не открываются, а старые — меняются

Новых торговых центров в стране практически нет, и развитие рынка торговой недвижимости в России с каждым годом замедляется. В 2018 году ожидается порядка 800 тыс. кв. м, при этом подавляющее большинство составляют проекты, которые уже находились в стадии строительства.

Говорит ли это о том, что рынок перенасыщен и торговых центров уже достаточно? Напротив, средняя цифра не превышает 200 кв. м на 1 тыс. человек, что в несколько раз ниже европейских показателей. Другой вопрос, что многие торговые центры морально и физически устарели. Сегмент таких объектов меняется, и я бы назвал это эволюцией. Да и саму сферу через несколько лет нельзя будет считать исключительно торговой — она превращается в торгово-развлекательную, и вчерашний торговый центр становится мультиформатным.

Дело здесь не в только в предложении, но и в спросе со стороны конечного покупателя, потребителя товаров и услуг, которые предлагают арендаторы торговых площадей. Можно выделить три основные причины изменений.

Экономическая. Реальные доходы населения падают, покупательная способность снижается уже четвертый год, люди приобретают реже, а средние чеки становятся меньше. Рост цен на товары первой необходимости вынуждает сокращать расходы. То есть покупатели начинают искать более дешевую одежду, более демократичные марки. Находят они их на вещевых рынках, которые уже не выглядят как барахолки из 1990-х и предлагают довольно широкий выбор товаров из Китая — подчас не менее качественных, чем у известных фешен-ретейлеров среднего класса.

Поколенческо-психологическая. Покупатель уходит за покупками в интернет. Сейчас в активной жизненной фазе находятся люди, родившиеся в 1980–1990-х годах, и их смело можно назвать «цифровым» поколением. Им проще и удобнее покупать товары широкого потребления — одежду, обувь, технику, детские товары — через интернет, они не приемлют классические формы походов в магазин.

Выбор и качество продуктов. Если раньше основными трафикообразующими якорями были продуктовые гипермаркеты, куда семьи приезжали, чтобы закупиться более дешевыми продуктами, то сегодня в таких гипермакертах основные товары уже не намного дешевле, чем в магазинах у дома. При этом в крупных гипермаркетах зачастую качество скоропортящихся продуктов оставляет желать лучшего, и за молоком, овощами и фруктами, мясом и хорошим сыром покупатели отправляются на фермерские рынки и в небольшие лавочки.

Итак, потребители рассредоточились: за продуктами — на рынок, за техникой — в интернет, за одеждой и обувью — на вещевые рынки. А где развлекаться, отдыхать с детьми, смотреть кино, заниматься спортом? Вы не поверите — в торговом центре. Вчерашние ТЦ все больше берут на себя функцию комьюнити, удобных и комфортных общественных пространств, куда люди приходят для того, чтобы общаться, развлекаться, проводить время, а магазины становятся некоей сопутствующей функцией — сходил в кино или на квест, а по дороге зашел за молоком, а не наоборот.

Поэтому грамотный подход к формированию и созданию качественных общественных зон с прицелом на завтра сегодня становится залогом успеха, и тот собственник, который понимает это, постоянно пробуя разные форматы (от фешен-ярмарок до криптоферм), в итоге останется в выигрыше, а не с тысячами метров пустующих площадей. И все те торговые центры, которые находятся в стадии проектирования, уже сейчас закладывают до 50% площадей под развлечения.

Сегодня в новые большие ТРЦ первыми «заходят» продуктовые якоря и семейные досуговые центры, в которых есть и развлечения для детей и взрослых, и спортивные зоны, и образовательная часть. Вот пример: в 2017 году открылся один из самых крупных торговых центров в ближайшем Подмосковье. Через полгода после открытия в нем работают огромный детский город, кинотеатр, боулинг, сетевой продуктовый гипермаркет и… все.

Думаю, что большого количества новых ТРЦ в ближайшем будущем в стране не появится, поскольку многие иностранные инвесторы сворачивают бизнес в России и по политическим, и по экономическим причинам, а страна становится все более высокорисковым рынком для новых потенциальных инвесторов. Существующие площади ждет постепенная эволюция. И лет через семь мы увидим уже не торговые центры, а общественные пространства с сохранившейся торговой функцией — важной, но не определяющей. Первые изменения уже видны в крупных московских ТЦ, а также в городах-миллионниках. Скорее всего, мы уйдем от застройки суперрегионального формата, оставив объекты площадью до 50 тыс. кв. м, но с грамотным tenant-mix, который будет отвечать новым вызовам времени.

Хорошо это или плохо для собственника? Думаю, что хорошо, ведь чем больше владелец диверсифицирует свои площади, тем стабильнее денежный поток и тем на меньшее количество уступок и компромиссов придется идти, когда наступит очередной кризис. Чем меньше его арендатор зависим от состояния экономики, тем спокойнее. 

Об авторах
Дмитрий Караваев Генеральный директор компании «Рент-Инвест»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Поиск недвижимости
Купить
Купить
Снять
Квартиру
Квартиру
Квартиру в новостройке
Комнату
Дом
Участок
Коммерческую недвижимость
Найти Подать объявление
Уважаемый пользователь!

Сервис объявлений о продаже и аренде недвижимости на сайте РБК.Недвижимость перешел на технологии Яндекса.

Чтобы разместить свое объявление, воспользуйтесь личным кабинетом на сайте Яндекс.Недвижимость. Добавленные объявления будут доступны как на нашем сайте, так и на сайте Яндекс.Недвижимость.

Личный кабинет Яндекс.Недвижимости