Лента новостей
Все новости Недвижимость
Главный нарколог Минздрава предложил ограничить продажу крепкого алкоголя 12:19, Общество Звездные флешмобы: как селебрити помогают бороться с коронавирусом 12:17, Стиль В «Векторе» оценили сроки испытаний вакцины от вируса на людях 12:06, Общество Самообучение на карантине: что почитать, чему научиться и где «побывать» 12:04, Экономика образования  Тренды коронавируса: что происходит в мире вокруг пандемии 11:59, Экономика инноваций  В России выявили рекордное число умерших от коронавируса за сутки 11:59, Общество СМИ узнали об изменении возрастного лимита для футболистов на Олимпиаде 11:55, Спорт Reuters сообщил о переносе экстренной встречи ОПЕК+ 11:44, Экономика В Туле сообщили о смерти вылечившейся от коронавируса 93-летней женщины 11:30, Общество В США объяснили покупку попавшего под санкции медицинского оборудования 11:24, Политика В России за сутки коронавирусом заразились 582 человека 11:18, Общество Отец Нурмагомедова оценил финансовое состояние спортсмена 11:05, Спорт Правительство выделило ₽242 млн волонтерам-медикам 10:58, Общество В Москве за сутки выявили 434 заболевших коронавирусом 10:51, Общество Число заболевших коронавирусом на Украине превысило 1000 человек 10:44, Общество Тренер Макгрегора исключил участие бойца в поединке вместо Нурмагомедова 10:39, Спорт В ВЭФ оценили изменения в мировой экономике из-за пандемии 10:34, Экономика Кабмин выделил 321 млн руб. для лечащих больных с вирусом медиков 10:19, Общество Производители предупредили о рисках нехватки бытовой техники из-за вируса 10:06, Технологии и медиа Ферма в стиле Uber: как цифровые технологии прокормят 10 млрд человек 10:03, РБК и Россельхозбанк Меняем всех: как коронавирус за три дня изменил рынок труда в России 10:00, PRO Рост на фоне пандемии: 10 лучших акций первого квартала 10:00, Quote Кабмин одобрил выделение МИДу средств для помощи россиянам за границей 09:43, Общество В Сербию прилетели 11 самолетов ВКС России с медпомощью 09:23, Общество Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 4 апреля 09:08, Общество Ретейлеры зафиксировали снижение трафика в гипермаркетах 09:00, Бизнес Певица Pink сообщила о заражении коронавирусом 08:49, Общество Роспотребнадзор сообщил о нормах правильного питания во время изоляции 08:22, Общество
Почему новые ТЦ не открываются, а старые — меняются
Материалы по теме Аналитики связали сокращение пустых торговых площадей Москвы с ЧМ-2018 Диджитал или офлайн: как будут выглядеть торговые центры будущего В России стали закрываться торгово-развлекательные центры
0
Дмитрий Караваев Почему новые ТЦ не открываются, а старые — меняются

Новых торговых центров в стране практически нет, и развитие рынка торговой недвижимости в России с каждым годом замедляется. В 2018 году ожидается порядка 800 тыс. кв. м, при этом подавляющее большинство составляют проекты, которые уже находились в стадии строительства.

Говорит ли это о том, что рынок перенасыщен и торговых центров уже достаточно? Напротив, средняя цифра не превышает 200 кв. м на 1 тыс. человек, что в несколько раз ниже европейских показателей. Другой вопрос, что многие торговые центры морально и физически устарели. Сегмент таких объектов меняется, и я бы назвал это эволюцией. Да и саму сферу через несколько лет нельзя будет считать исключительно торговой — она превращается в торгово-развлекательную, и вчерашний торговый центр становится мультиформатным.

Дело здесь не в только в предложении, но и в спросе со стороны конечного покупателя, потребителя товаров и услуг, которые предлагают арендаторы торговых площадей. Можно выделить три основные причины изменений.

Экономическая. Реальные доходы населения падают, покупательная способность снижается уже четвертый год, люди приобретают реже, а средние чеки становятся меньше. Рост цен на товары первой необходимости вынуждает сокращать расходы. То есть покупатели начинают искать более дешевую одежду, более демократичные марки. Находят они их на вещевых рынках, которые уже не выглядят как барахолки из 1990-х и предлагают довольно широкий выбор товаров из Китая — подчас не менее качественных, чем у известных фешен-ретейлеров среднего класса.

Поколенческо-психологическая. Покупатель уходит за покупками в интернет. Сейчас в активной жизненной фазе находятся люди, родившиеся в 1980–1990-х годах, и их смело можно назвать «цифровым» поколением. Им проще и удобнее покупать товары широкого потребления — одежду, обувь, технику, детские товары — через интернет, они не приемлют классические формы походов в магазин.

Выбор и качество продуктов. Если раньше основными трафикообразующими якорями были продуктовые гипермаркеты, куда семьи приезжали, чтобы закупиться более дешевыми продуктами, то сегодня в таких гипермакертах основные товары уже не намного дешевле, чем в магазинах у дома. При этом в крупных гипермаркетах зачастую качество скоропортящихся продуктов оставляет желать лучшего, и за молоком, овощами и фруктами, мясом и хорошим сыром покупатели отправляются на фермерские рынки и в небольшие лавочки.

Итак, потребители рассредоточились: за продуктами — на рынок, за техникой — в интернет, за одеждой и обувью — на вещевые рынки. А где развлекаться, отдыхать с детьми, смотреть кино, заниматься спортом? Вы не поверите — в торговом центре. Вчерашние ТЦ все больше берут на себя функцию комьюнити, удобных и комфортных общественных пространств, куда люди приходят для того, чтобы общаться, развлекаться, проводить время, а магазины становятся некоей сопутствующей функцией — сходил в кино или на квест, а по дороге зашел за молоком, а не наоборот.

Поэтому грамотный подход к формированию и созданию качественных общественных зон с прицелом на завтра сегодня становится залогом успеха, и тот собственник, который понимает это, постоянно пробуя разные форматы (от фешен-ярмарок до криптоферм), в итоге останется в выигрыше, а не с тысячами метров пустующих площадей. И все те торговые центры, которые находятся в стадии проектирования, уже сейчас закладывают до 50% площадей под развлечения.

Сегодня в новые большие ТРЦ первыми «заходят» продуктовые якоря и семейные досуговые центры, в которых есть и развлечения для детей и взрослых, и спортивные зоны, и образовательная часть. Вот пример: в 2017 году открылся один из самых крупных торговых центров в ближайшем Подмосковье. Через полгода после открытия в нем работают огромный детский город, кинотеатр, боулинг, сетевой продуктовый гипермаркет и… все.

Думаю, что большого количества новых ТРЦ в ближайшем будущем в стране не появится, поскольку многие иностранные инвесторы сворачивают бизнес в России и по политическим, и по экономическим причинам, а страна становится все более высокорисковым рынком для новых потенциальных инвесторов. Существующие площади ждет постепенная эволюция. И лет через семь мы увидим уже не торговые центры, а общественные пространства с сохранившейся торговой функцией — важной, но не определяющей. Первые изменения уже видны в крупных московских ТЦ, а также в городах-миллионниках. Скорее всего, мы уйдем от застройки суперрегионального формата, оставив объекты площадью до 50 тыс. кв. м, но с грамотным tenant-mix, который будет отвечать новым вызовам времени.

Хорошо это или плохо для собственника? Думаю, что хорошо, ведь чем больше владелец диверсифицирует свои площади, тем стабильнее денежный поток и тем на меньшее количество уступок и компромиссов придется идти, когда наступит очередной кризис. Чем меньше его арендатор зависим от состояния экономики, тем спокойнее. 

Об авторах
Дмитрий Караваев Генеральный директор компании «Рент-Инвест»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.