Прощание с Кузьминками: каким был первый классический спальник Москвы
Правительство Москвы опубликовало окончательный список домов, подлежащих сносу в рамках программы реновации жилого фонда города. Столицей реновации власти назначили район Кузьминки, где будут снесены 286 пятиэтажек. Это самый высокий показатель среди всех районов столицы.
«РБК-Недвижимость» вспоминает, как в ХХ веке застраивался один из самых густонаселенных районов Москвы.
До середины прошлого века современный район Кузьминки, как и большинство спальных районов столицы, представлял собой небольшой поселок на границе с Москвой. В 1960 году, когда началось строительство Московской кольцевой автодороги (МКАД), поселок и прилегающий к нему лесопарк вошли в состав столицы. Именно Кузьминки наряду с Черемушками стали главной столичной площадкой для возведения новых хрущевских кварталов.
Первые пятиэтажки между Рязанским проспектом и Старыми Кузьминками появились еще в 1957 году. В частности, здесь возвели несколько домов экспериментальной серии II-38, а позднее — десятки «лагутенок», домов серии К-7, разработанной первой мастерской Моспроекта под руководством инженера Виталия Лагутенко. Сборка пятиэтажек из готовых панелей, произведенных на заводе, занимала меньше месяца — небывало короткий срок для такого типа зданий.
«История хрущевок началась в Новых Черемушках — там возводились единичные экспериментальные дома, некоторые, как, например, в 9-м квартале, — по авторским проектам. А в Кузьминках их строительство было поставлено на поток. В этом смысле Кузьминки стали первым классическим спальным районом Москвы. Строительство самых распространенных хрущевских серий — I-510, I-515/5, II-35, К-7 — здесь велось вплоть до 1970-х. Большинство из них было снесено еще в середине 2000-х», — говорит активист общественного движения «Архнадзор» Юрий Егоров.
С началом массового строительства жилья район стал быстро разрастаться. Чтобы связать Кузьминки с центром города, сюда продлили Таганско-Краснопресненскую линию метро. Торжественное открытие станции «Кузьминки» состоялось 31 декабря 1966 года. После хрущевского постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955 года богатый декор столичной подземки вышел из моды, поэтому новая станция была построена по типовому проекту. Над его созданием работала группа архитекторов во главе с Любовью Шагуриной.
Появления второй станции — «Волжской» Люблинско-Дмитровской линии — местным жителям пришлось ждать почти 30 лет, до 1995 года. Сегодня эти две станции столичной подземки входят в число наиболее загруженных. Активная застройка района на протяжении последних десятилетий привела к росту плотности населения — до 17,8 тыс. чел./кв. км (данные 2010 года), это почти в 20 раз больше, чем в среднем по Москве.
В 1999 году столичное правительство приняло программу комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения, по которой в Кузьминках снесли большую часть хрущевок 1950–1960-х годов. В основном они располагались на Есенинском и Волжском бульварах, улицах Федора Полетаева, Юных Ленинцев, Зеленодольской и Окской. В середине 2000-х на их месте были построены современные многоэтажки.
Кузьминки сегодня
Риелторы называют Кузьминки «лучшим из худшего». Несмотря на то что юго-восток считается непрестижным направлением, этот район выгодно выделяется на фоне остальных. В Кузьминках нет ни одной промышленной зоны, практически четверть района занимает огромный лесопарковый массив. На части его территории расположена бывшая усадьба князей Голицыных XVIII века — ныне усадебный комплекс «Влахернское-Кузьминки».
Несмотря на то что район застроен по большей части кирпичными пятиэтажками, а также блочными и панельными девятиэтажками, он не выглядит устаревшим и тем более ветхим: в 2000-е здесь велась активная работа по ремонту существующих домов. Так, у многих блочных девятиэтажек фасад был утеплен и обшит разноцветными панелями.
«В начале 2010-х годов Кузьминки активно застраивала компания СУ-155 — в квартале 114 из 117 домов было построено несколько многоэтажек серии И-155 (улучшенная серия). Часть этих домов появилась на месте уже снесенных. Сейчас в Кузьминках нет места, чтобы строить новые дома, — нет промышленных зон, а существующая застройка довольно плотная и упорядоченная. На первичном рынке сейчас реализуется только одна точечная новостройка — на месте бывшей АТС», — говорит генеральный директор компании «Миэль-Новостройки» Наталья Шаталина.
Почти треть всех выставленных на продажу квартир в Кузьминках приходится на хрущевки. Минимальная стоимость таких квартир составляет 4,2 млн руб., рассказали по запросу редакции в агентстве «Миэль-Сеть офисов недвижимости». За 4,2 млн руб. можно приобрести, к примеру, однокомнатную квартиру площадью 32 кв. м на Волгоградском проспекте. Самая дорогая квартира в пятиэтажках этого района продается за 8,2 млн руб. Речь идет о 59-метровой трехкомнатной квартире на улице Юных Ленинцев.
В ходе программы реновации в районе планируется снести 286 пятиэтажек. Большая часть таких домов расположена на Волгоградском проспекте, Волжском бульваре, Жигулевской, Окской, Зеленодольской улицах, а также улице Федора Полетаева и Юных Ленинцев.