Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Глава Красного креста  — РБК: «Не хочу винить COVID-19 во всем» Политика, 07:00 Роспотребнадзор сообщил о превышении эпидпорога по ОРВИ в 42 регионах Общество, 06:56 Илон Маск поднялся на вторую строчку в списке богатейших людей мира Бизнес, 06:50 Как устроен отпуск в новой реальности: не так, как год назад РБК и Hyundai Mobility, 06:45 Мясников дал совет о встрече Нового года Общество, 06:21 Минфин предложил возмещать импортерам экосбор при условии утилизации Бизнес, 06:00 Россияне стали вдвое меньше тратить на подготовку машин к зиме Авто, 06:00 Елизавета II запустила производство джина собственной марки Бизнес, 05:56 Пять «зеленых» офисов Москвы РБК и ДПиООС, 05:48 Число случаев заражения COVID-19 в мире превысило 59 млн Общество, 05:41 В Совфеде назвали размер индексации пенсий в 2021 году Общество, 05:04 Как пандемия повлияла на бизнес в России. Цифры и факты РБК и SAP, 04:45 Рогозин подал в суд против трех СМИ и потребовал взыскать ₽300 тыс. Общество, 04:45 В Роспотребнадзоре назвали самый грозный признак COVID-19 Общество, 04:43
Аналитики назвали главных арендаторов торговых помещений в центре Москвы
Город ,  
0 

Аналитики назвали главных арендаторов торговых помещений в центре Москвы

Половина всех сделок по аренде помещений уличной торговли в 2016 году была заключена с владельцами кафе, ресторанов и продуктовых магазинов
Фото:DPA/TASS
Фото: DPA/TASS

Основной спрос на аренду помещений уличной торговли приходится на общепит и продовольственную розницу — 35% и 20% всех сделок соответственно. Об этом говорится в отчете компании «Магазин магазинов», который подводит итоги 2016 года на рынке стрит-ретейла столицы. Еще 10% спроса формируют магазины одежды и обуви, оставшиеся 35% распределены между операторами связи, салонами красоты, аптеками, банками и предприятиями сферы услуг.

Самые высокие арендные ставки аналитики «Магазина магазинов» зафиксировали в Столешниковом переулке — 2–2,5 тыс. руб./кв. м в месяц, самые низкие — на проспекте Мира (участок от центра до ТТК), где стоимость аренды составляет порядка 300–400 руб./кв. м. Лидерство Столешникова переулка в рейтинге самых дорогих для аренды улиц Москвы подтверждают и в компании JLL. «При этом проспект Мира некорректно называть самым дешевым торговым коридором: если смотреть в разрезе до ТТК, то наиболее низкие ставки наблюдаются на восточном направлении [например, Старая Басманная, Таганская, Марксистская улицы. — «РБК-Недвижимость»]», — отмечает руководитель отдела стрит-ретейла JLL Наталья Озерная.

Сокращение реальных доходов населения и, как следствие, платежеспособного спроса привело к тому, что арендаторы стали чаще настаивать на скидках по арендной плате, стремясь уменьшить свои затраты. Экономия — главная тенденция и в потреблении россиян, отмечают аналитики «Магазина магазинов». Именно поэтому операторы общепита все чаще делают ставку на экспресс-форматы (Cofix, «Три правила») и недорогие рестораны (True Cost Live, Ploveberry) со средним чеком 600–700 руб. «После первой волны кризиса число посетителей ресторанов значительно снизилось, но основные игроки ресторанного бизнеса быстро перестроились и стали выводить на рынок форматы недорогих заведений, которые оказались крайне востребованы. Именно это обстоятельство привело к тому, что сегмент общепита так вырос за последний год. Причем особой популярностью пользуется формат бургерных», — добавляет Наталья Озерная.

Спрос на аренду торговых помещений в Москве

Сегмент Доля, %
Рестораны и кафе 35
Продукты питания 20
Одежда и обувь 10
Прочее 9
Товары для дома 7
Услуги 5
Аптека, оптика 4
Салоны связи 4
Банки 2
Косметика и парфюмерия 2
Аксессуары 2

Источник: «Магазин магазинов»

Еще одним проявлением кризисной ситуации на рынке стало сокращение арендуемых площадей. Заметнее всего это проявилось в поведении банков. Если во время прошлого кризиса банки старались оптимизировать расходы, закрывая несколько маленьких и открывая одно большое отделение, то сейчас предпочтение отдается небольшим форматам площадью не более 50 кв. м, говорится в отчете «Магазина магазинов». Начиная с прошлого года продолжает развиваться практика, когда арендная плата имеет и фиксированную часть, и часть, которая рассчитывается как процент от товарооборота. В нынешнем году собственники чаще готовы обсуждать это условие, чем в прошлом, указывают аналитики. Оно выгодно и арендаторам (как сокращение расходов на аренду в случае, если товарооборот окажется низким), и собственникам (как защита от девальвации, когда при обесценивании денег растет товарооборот и, соответственно, арендная плата). Однако такие случаи пока очень редки. Под рестораны арендаторы теперь, как правило, берут помещения с готовыми коммуникациями, где прежде располагалось другое заведение общепита. Если раньше средние инвестиции в открытие одного ресторана составляли около 20 млн руб., то сегодня — не более 15 млн руб., следует из отчета «Магазина магазинов».

Незначительное влияние на уличную торговлю оказала реализация программы по благоустройству московских общественных пространств «Моя улица», говорится в отчете «Магазина магазинов». В прошлом году в столице реконструировали 59 улиц, что, по подсчету аналитиков, увеличило пешеходный трафик на них до 20%. В результате вырос товарооборот ретейлеров — в частности, на улицу стали постепенно возвращаться магазины непродовольственных профилей: товаров для дома, косметики, бытовых услуг. Процесс благоустройства привел к формированию новых торговых зон, имеющих синергетический эффект, — например, Патриаршие пруды как зона баров и кафе. Аналитики отмечают, что на реконструируемых улицах собственники готовы рассматривать процент от оборота в качестве арендных платежей или до 25% дисконта от арендных договоренностей. Вместе с тем полный запрет парковки в некоторых зонах, арендаторы которых ориентированы в том числе на автомобилистов, негативно сказался на уличной торговле. На Кутузовском и Ленинградском проспектах, где высока доля пустующих помещений, арендные ставки упали, потому что операторы общепита не заинтересованы в этих локациях.

Негативное влияние на уличную торговлю оказывает и недостаточная парковочная инфраструктура в окружении парковых зон, пользующихся популярностью для семейного отдыха, следует из отчета «Магазина магазинов». Прошедшие в 2016 году две волны массового сноса самостроя, когда было ликвидировано свыше 200 объектов общей площадью порядка 80 тыс. кв. м, не оказали существенного влияния на рынок, заключают аналитики.

Главное Найти квартиру Лента