Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 600 100 руб +3%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Количество ипотечных сделок в Москве в июне выросло на 255% Недвижимость, 11:50 Самую дорогую детскую площадку в Москве возведут в форме трубы Недвижимость, 11:47 Опрос показал интерес россиян к частичной удаленной работе Общество, 11:46 Как доля онлайн-продаж «ВкусВилл» выросла в 30 раз РБК и #CloudMTS, 11:42 Новосибирские ученые получили нейтрализующие COVID-19 антитела Общество, 11:37 Сбербанк купил 80% «Союзмультфильма» Финансы, 11:33 В «Бессмертном полку» допустили перенос шествия на осень Общество, 11:33 «Флэт биткоина очень скоро закончится». Дневник трейдера #27 Крипто, 11:30 Пять личных навыков, которым стоит научиться в условиях неопределенности Pro, 11:29 РФС огласил итоги расследования в отношении судьи Лапочкина Спорт, 11:26 Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 15 июля Общество, 11:22 Панарин отреагировал на попадание в тройку финалистов «Тед Линдсэй Эворд» Спорт, 11:17 Что значит жить в легендарном здании с видом на Кремль Партнерский материал, 11:12 Как пандемия повлияет на стандарты оказания медпомощи в России Пресс-релиз, 11:10
Аналитики назвали главных арендаторов торговых помещений в центре Москвы
Город ,  
0 

Аналитики назвали главных арендаторов торговых помещений в центре Москвы

Половина всех сделок по аренде помещений уличной торговли в 2016 году была заключена с владельцами кафе, ресторанов и продуктовых магазинов
Фото: DPA/TASS
Фото: DPA/TASS

Основной спрос на аренду помещений уличной торговли приходится на общепит и продовольственную розницу — 35% и 20% всех сделок соответственно. Об этом говорится в отчете компании «Магазин магазинов», который подводит итоги 2016 года на рынке стрит-ретейла столицы. Еще 10% спроса формируют магазины одежды и обуви, оставшиеся 35% распределены между операторами связи, салонами красоты, аптеками, банками и предприятиями сферы услуг.

Самые высокие арендные ставки аналитики «Магазина магазинов» зафиксировали в Столешниковом переулке — 2–2,5 тыс. руб./кв. м в месяц, самые низкие — на проспекте Мира (участок от центра до ТТК), где стоимость аренды составляет порядка 300–400 руб./кв. м. Лидерство Столешникова переулка в рейтинге самых дорогих для аренды улиц Москвы подтверждают и в компании JLL. «При этом проспект Мира некорректно называть самым дешевым торговым коридором: если смотреть в разрезе до ТТК, то наиболее низкие ставки наблюдаются на восточном направлении [например, Старая Басманная, Таганская, Марксистская улицы. — «РБК-Недвижимость»]», — отмечает руководитель отдела стрит-ретейла JLL Наталья Озерная.

Сокращение реальных доходов населения и, как следствие, платежеспособного спроса привело к тому, что арендаторы стали чаще настаивать на скидках по арендной плате, стремясь уменьшить свои затраты. Экономия — главная тенденция и в потреблении россиян, отмечают аналитики «Магазина магазинов». Именно поэтому операторы общепита все чаще делают ставку на экспресс-форматы (Cofix, «Три правила») и недорогие рестораны (True Cost Live, Ploveberry) со средним чеком 600–700 руб. «После первой волны кризиса число посетителей ресторанов значительно снизилось, но основные игроки ресторанного бизнеса быстро перестроились и стали выводить на рынок форматы недорогих заведений, которые оказались крайне востребованы. Именно это обстоятельство привело к тому, что сегмент общепита так вырос за последний год. Причем особой популярностью пользуется формат бургерных», — добавляет Наталья Озерная.

Спрос на аренду торговых помещений в Москве

Сегмент Доля, %
Рестораны и кафе 35
Продукты питания 20
Одежда и обувь 10
Прочее 9
Товары для дома 7
Услуги 5
Аптека, оптика 4
Салоны связи 4
Банки 2
Косметика и парфюмерия 2
Аксессуары 2

Источник: «Магазин магазинов»

Еще одним проявлением кризисной ситуации на рынке стало сокращение арендуемых площадей. Заметнее всего это проявилось в поведении банков. Если во время прошлого кризиса банки старались оптимизировать расходы, закрывая несколько маленьких и открывая одно большое отделение, то сейчас предпочтение отдается небольшим форматам площадью не более 50 кв. м, говорится в отчете «Магазина магазинов». Начиная с прошлого года продолжает развиваться практика, когда арендная плата имеет и фиксированную часть, и часть, которая рассчитывается как процент от товарооборота. В нынешнем году собственники чаще готовы обсуждать это условие, чем в прошлом, указывают аналитики. Оно выгодно и арендаторам (как сокращение расходов на аренду в случае, если товарооборот окажется низким), и собственникам (как защита от девальвации, когда при обесценивании денег растет товарооборот и, соответственно, арендная плата). Однако такие случаи пока очень редки. Под рестораны арендаторы теперь, как правило, берут помещения с готовыми коммуникациями, где прежде располагалось другое заведение общепита. Если раньше средние инвестиции в открытие одного ресторана составляли около 20 млн руб., то сегодня — не более 15 млн руб., следует из отчета «Магазина магазинов».

Незначительное влияние на уличную торговлю оказала реализация программы по благоустройству московских общественных пространств «Моя улица», говорится в отчете «Магазина магазинов». В прошлом году в столице реконструировали 59 улиц, что, по подсчету аналитиков, увеличило пешеходный трафик на них до 20%. В результате вырос товарооборот ретейлеров — в частности, на улицу стали постепенно возвращаться магазины непродовольственных профилей: товаров для дома, косметики, бытовых услуг. Процесс благоустройства привел к формированию новых торговых зон, имеющих синергетический эффект, — например, Патриаршие пруды как зона баров и кафе. Аналитики отмечают, что на реконструируемых улицах собственники готовы рассматривать процент от оборота в качестве арендных платежей или до 25% дисконта от арендных договоренностей. Вместе с тем полный запрет парковки в некоторых зонах, арендаторы которых ориентированы в том числе на автомобилистов, негативно сказался на уличной торговле. На Кутузовском и Ленинградском проспектах, где высока доля пустующих помещений, арендные ставки упали, потому что операторы общепита не заинтересованы в этих локациях.

Негативное влияние на уличную торговлю оказывает и недостаточная парковочная инфраструктура в окружении парковых зон, пользующихся популярностью для семейного отдыха, следует из отчета «Магазина магазинов». Прошедшие в 2016 году две волны массового сноса самостроя, когда было ликвидировано свыше 200 объектов общей площадью порядка 80 тыс. кв. м, не оказали существенного влияния на рынок, заключают аналитики.