Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Собянин рассказал о результатах реновации с начала ее запуска Жилье, 13:58
Спрос на новостройки в Москве и Подмосковье вырос после обвала в октябре Жилье, 12:13
Власти Москвы одобрили строительство более 14 млн кв. м недвижимости Город, 11:32
Премиальная недвижимость — это не только локация и квадратные метры Жилье, 10:23
Конституционный суд уточнил нормы перерасчета платы за вывоз мусора Жилье, 10:18
Названы округа Москвы с максимальным ростом цен на новостройки Деньги, 10:05
Путин подписал закон о снижении пошлин при изменении условий аренды Деньги, 05 дек, 19:05
Путин подписал закон о передаче невостребованных военными квартир Деньги, 05 дек, 18:17
Маткапитал-2023: как потратить ₽779 тыс. на улучшение жилищных условий Деньги, 05 дек, 17:25
Около 70% продаж офисов в Москве пришлось на бизнес-центры STONE Новости компаний, 05 дек, 17:25
В Москве за год в 1,5 раза увеличилось предложение новостроек Жилье, 05 дек, 15:18
Стоит ли продавать дачу зимой или подождать до весны Загород, 05 дек, 14:20
Россияне назвали плюсы и минусы льготной ипотеки Деньги, 05 дек, 13:05
Росреестр назвал округа Москвы с наибольшим вводом домов по реновации Город, 05 дек, 11:52
Огни Москвы: как за 70 лет изменилась архитектура света
Городская недвижимость ,  
0 

Огни Москвы: как за 70 лет изменилась архитектура света

Редакция «РБК-Недвижимости» вместе с ведущими архитекторами и дизайнерами проследила историю того, как менялось освещение зданий в Москве – от Кремля с гирляндами к эпохе светодиодов и стен-экранов

В  Москве на прошлой неделе открылся фестиваль «Световая архитектура». До 27 марта для специалистов и горожан в столице пройдет ряд мероприятий, объединенных общей темой освещения городской архитектуры. Историю того, как менялось освещение зданий в Москве, редакция «РБК-Недвижимости» проследила вместе с ведущими архитекторами и дизайнерами, собравшимися на конференции в рамках фестиваля.

 

1940–1980 годы

Подсветка объектов архитектуры в Москве появилась в 1947 году. Тогда в канун майских праздников у стен Московского Кремля была смонтирована установка для контурной подсветки, а сами стены украшены гирляндами. Десять лет Кремль оставался единственным памятником архитектуры в Москве, который подсвечивался по ночам.

Как менялась подсветка Кремля

 

Вид на Кремль, 1947 год

 

Подсветка Кремля и жилого дома на Котельнической набережной в 1970-е годы

 

Наши дни

 

В 1957 году к Всемирному фестивалю молодежи и студентов власти города установили системы фасадного освещения на стенах семи сталинских высоток, а также изменили подсветку Кремля: световой контур дополнился заливающим светом прожекторов, который использовали до середины 1990-х годов.

Праздничное освещение проспекта Калинина (Новый Арбат), здания МГУ и Кремля в 1970–1971 годах

Более широко архитектурную подсветку в городе начали внедрять к летней Олимпиаде 1980 года и Универсиаде 1985 года.

Системы праздничного освещения гостиницы «Россия» встроены в структуру здания (1970 год)

Гостиница «Россия» около Кремля первой в Москве получила структурное освещение фасадов, встроенное в архитектурные конструкции.

Ежедневное заливающее освещение собора Покрова на Рву (Василия Блаженного) в 1970–1980-х годах мало отличается от современного решения

 

1990–2000 годы

К концу 2000-х, по данным Моссовета, в Москве использовалось 500 осветительных объектов, а в период с 2011 по 2014 год было введено в эксплуатацию уже более 800 систем архитектурного освещения. В 2013 году появилась комплексная автоматизированная система управления, которая задает режимы и позволяет их контролировать.

Долгое время освещение московских улиц и парков в темное время суток с помощью уличных фонарей развивалось отдельно от архитектурных систем подсветки исторических памятников, соборов и зданий. Только в 1993 году появился первый комплексный проект светоцветового плана Москвы, который приурочили к подготовке празднования 850-летия города.

 

План развития освещения в Москве

В 2000-х освещение московских высоток приобрело новый вид. Подчеркнута ярусная структура зданий. По-новому выделены архитектурные объемы

С довоенных лет и до реконструкции фасад Большого театра освещался ежедневно и одинаково – софитами высвечивался портик здания. Сегодня схема изменилась: теперь изнутри подсвечены треугольные фронтоны, карнизы и ниши

В 1994 году было сделано освещение Новодевичьего монастыря, главной арены спорткомплекса «Олимпийский» и Цирка на Воробьевых горах

Сегодня только по ночам можно увидеть картину Москвы с яркими световыми доминантами, которые прорисовывают силуэт города

Днем панорама Москвы выглядит более однообразно

 

Главный художник Москвы в 2000–2013 годах Игорь Воскресенский:

 

– Праздничное оформление давно стало влиять на облик города. В 1980 году появились светодинамические панно, новые светящиеся номера домов. К концу десятилетия сделали первую пешеходную улицу – Старый Арбат, украсив ее декоративными фонарями. В 2000-х на фоне светового хаоса стали внедряться по 50–70 проектов в год. В то же время рекламные конструкции большого размера подошли вплотную к Кремлю и стали светиться с большой силой, перебивая сигналы светофоров. Только в 2010-е началась масштабная борьба с засильем рекламы.

2010–2015 годы. Эра светодиодов

Существенные изменения в ночном облике столицы произошли с появлением светодиодных систем освещения с переменным цветом. Они могут излучать белый свет и цветной (зеленый, красный, синий – в пределах всего видимого спектра).

В 2000 году (слева) некоторые элементы Триумфальной арки на Кутузовском проспекте были засвечены. К 2012 году освещение сделали на основе LED. После его юстировки стали лучше видны скульптуры

С появлением светодиодных источников света изменилось и само освещение домов, появилось больше контурной иллюминации. В данном случае снизилась выразительность освещения

Медиафасады современного Нового Арбата с возможностью передачи цветных изображений

Голубое освещение элементов зданий

Цветные сценарии освещения Крымского и пешеходного мостов. Вид Останкинской башни до и после изменения освещения

Разные по цвету светильники позволяют делать акцент на элементах зданий

 

Заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды Московского архитектурного института Андрей Ефимов:

 

– В Москве больше освещения, чем в Париже или Лондоне, но качество намного ниже. Упор сделан на отдельные здания, а не на архитектурную среду в целом. К сожалению, архитекторы не всегда думают об этой проблеме. Даже при разработке проектов зданий они оценивают лишь его дневное освещение сверху, в то время как ночная подсветка полностью меняет архитектурные черты сооружений.

В материале использованы фотоматериалы из книги «Световой дизайн города» Н. И. Щепеткова

Антон Елистратов

Главное Лента