Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Nord Stream 2 предупредила о последствиях санкций США для Европы Политика, 16:30 Новые ограничения из-за COVID-19 по всему миру. Главное Общество, 16:30 Безработица в Подмосковье за время пандемии выросла в шесть раз Общество, 16:28 Nissan показал свой самый маленький серийный кроссовер Авто, 16:24 Британские ученые выйдут в TikTok бороться с фейками о вакцине от COVID Стиль, 16:19 Как работают деньги: что предлагает финтех для управления капиталами РБК и Refinitiv, 16:19 Бизнесмены попросили Путина не вводить в России новый карантин Бизнес, 16:06 Кому и за что присуждают Нобелевскую премию по литературе Экономика образования, 16:00  Гендиректор «Зенита» прокомментировал поражение в Лиге чемпионов Спорт, 15:59 Компании из сферы туризма получили поддержку более чем на ₽​15 млрд Пресс-релиз, 15:56 В Мехико построят один из самых больших природных парков в мире Партнерский материал, 15:54 Кэтрин Джонсон: женщина-математик, отправившая астронавтов на Луну Совместный проект, 15:50 Покидая Интерзону: почему нам нужны писатели-бунтари? Стиль, 15:44 В строй ввели атомный ледокол «Арктика». Фоторепортаж Общество, 15:39 
Огни Москвы: как за 70 лет изменилась архитектура света
Городская недвижимость ,  
0 

Огни Москвы: как за 70 лет изменилась архитектура света

Редакция «РБК-Недвижимости» вместе с ведущими архитекторами и дизайнерами проследила историю того, как менялось освещение зданий в Москве – от Кремля с гирляндами к эпохе светодиодов и стен-экранов

В  Москве на прошлой неделе открылся фестиваль «Световая архитектура». До 27 марта для специалистов и горожан в столице пройдет ряд мероприятий, объединенных общей темой освещения городской архитектуры. Историю того, как менялось освещение зданий в Москве, редакция «РБК-Недвижимости» проследила вместе с ведущими архитекторами и дизайнерами, собравшимися на конференции в рамках фестиваля.

 

1940–1980 годы

Подсветка объектов архитектуры в Москве появилась в 1947 году. Тогда в канун майских праздников у стен Московского Кремля была смонтирована установка для контурной подсветки, а сами стены украшены гирляндами. Десять лет Кремль оставался единственным памятником архитектуры в Москве, который подсвечивался по ночам.

Как менялась подсветка Кремля

 

Вид на Кремль, 1947 год

 

Подсветка Кремля и жилого дома на Котельнической набережной в 1970-е годы

 

Наши дни

 

В 1957 году к Всемирному фестивалю молодежи и студентов власти города установили системы фасадного освещения на стенах семи сталинских высоток, а также изменили подсветку Кремля: световой контур дополнился заливающим светом прожекторов, который использовали до середины 1990-х годов.

Праздничное освещение проспекта Калинина (Новый Арбат), здания МГУ и Кремля в 1970–1971 годах

Более широко архитектурную подсветку в городе начали внедрять к летней Олимпиаде 1980 года и Универсиаде 1985 года.

Системы праздничного освещения гостиницы «Россия» встроены в структуру здания (1970 год)

Гостиница «Россия» около Кремля первой в Москве получила структурное освещение фасадов, встроенное в архитектурные конструкции.

Ежедневное заливающее освещение собора Покрова на Рву (Василия Блаженного) в 1970–1980-х годах мало отличается от современного решения

 

1990–2000 годы

К концу 2000-х, по данным Моссовета, в Москве использовалось 500 осветительных объектов, а в период с 2011 по 2014 год было введено в эксплуатацию уже более 800 систем архитектурного освещения. В 2013 году появилась комплексная автоматизированная система управления, которая задает режимы и позволяет их контролировать.

Долгое время освещение московских улиц и парков в темное время суток с помощью уличных фонарей развивалось отдельно от архитектурных систем подсветки исторических памятников, соборов и зданий. Только в 1993 году появился первый комплексный проект светоцветового плана Москвы, который приурочили к подготовке празднования 850-летия города.

 

План развития освещения в Москве

В 2000-х освещение московских высоток приобрело новый вид. Подчеркнута ярусная структура зданий. По-новому выделены архитектурные объемы

С довоенных лет и до реконструкции фасад Большого театра освещался ежедневно и одинаково – софитами высвечивался портик здания. Сегодня схема изменилась: теперь изнутри подсвечены треугольные фронтоны, карнизы и ниши

В 1994 году было сделано освещение Новодевичьего монастыря, главной арены спорткомплекса «Олимпийский» и Цирка на Воробьевых горах

Сегодня только по ночам можно увидеть картину Москвы с яркими световыми доминантами, которые прорисовывают силуэт города

Днем панорама Москвы выглядит более однообразно

 

Главный художник Москвы в 2000–2013 годах Игорь Воскресенский:

 

– Праздничное оформление давно стало влиять на облик города. В 1980 году появились светодинамические панно, новые светящиеся номера домов. К концу десятилетия сделали первую пешеходную улицу – Старый Арбат, украсив ее декоративными фонарями. В 2000-х на фоне светового хаоса стали внедряться по 50–70 проектов в год. В то же время рекламные конструкции большого размера подошли вплотную к Кремлю и стали светиться с большой силой, перебивая сигналы светофоров. Только в 2010-е началась масштабная борьба с засильем рекламы.

2010–2015 годы. Эра светодиодов

Существенные изменения в ночном облике столицы произошли с появлением светодиодных систем освещения с переменным цветом. Они могут излучать белый свет и цветной (зеленый, красный, синий – в пределах всего видимого спектра).

В 2000 году (слева) некоторые элементы Триумфальной арки на Кутузовском проспекте были засвечены. К 2012 году освещение сделали на основе LED. После его юстировки стали лучше видны скульптуры

С появлением светодиодных источников света изменилось и само освещение домов, появилось больше контурной иллюминации. В данном случае снизилась выразительность освещения

Медиафасады современного Нового Арбата с возможностью передачи цветных изображений

Голубое освещение элементов зданий

Цветные сценарии освещения Крымского и пешеходного мостов. Вид Останкинской башни до и после изменения освещения

Разные по цвету светильники позволяют делать акцент на элементах зданий

 

Заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды Московского архитектурного института Андрей Ефимов:

 

– В Москве больше освещения, чем в Париже или Лондоне, но качество намного ниже. Упор сделан на отдельные здания, а не на архитектурную среду в целом. К сожалению, архитекторы не всегда думают об этой проблеме. Даже при разработке проектов зданий они оценивают лишь его дневное освещение сверху, в то время как ночная подсветка полностью меняет архитектурные черты сооружений.

В материале использованы фотоматериалы из книги «Световой дизайн города» Н. И. Щепеткова

Антон Елистратов

Главное Найти квартиру Лента