Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте realty.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Глава штаба Навального сообщил о задержании директора ФБК 02:20, Общество В Дагестане при взрыве газа пострадали несколько человек 01:45, Общество Трамп заявил о бездействии Обамы по «вмешательству России в выборы» 01:33, Политика Киев оценил идею отправки белорусских миротворцев в Донбасс 01:15, Политика «Первый канал» показал видео получения посадочных талонов главой Якутии 01:04, Общество Суд над «русской мафией» в Испании: в чем обвиняют 18 россиян 01:01, Общество «Первый канал» назвал слухами уход Андреевой из программы «Время» 00:17, Общество Принять как данные: как менеджмент превращается в точную науку 00:04, Свое дело Все медалисты десятого дня Олимпиады в Пхёнчхане. Фотогалерея 00:03, Спорт  Госдума предложила схему передачи Промсвязьбанка в госсобственность 00:01, Финансы Турция назвала соглашение между Дамаском и курдами «нереалистичным» 00:00, Политика Мамут нарастил долю в «Открытие холдинге» до 20% 19 фев, 23:19, Бизнес В Москве нашли убитым шансонье Петра Гара 19 фев, 23:17, Общество Киев исключил ведение диалога о размещении миротворцев с ДНР и ЛНР 19 фев, 23:00, Политика Курды не достигли соглашения с армией Асада о вводе войск в Африн 19 фев, 22:47, Политика ОНЭКСИМ Прохорова полностью вышел из UC Rusal 19 фев, 22:14, Бизнес Анонимный трейдер стал миллиардером на обвале курса биткоина 19 фев, 22:03, Финансы СМИ узнали о задержании члена совета директоров «дочки» «Газпрома» 19 фев, 21:15, Общество Умер обладатель олимпийского рекорда в метании молота Сергей Литвинов 19 фев, 21:15, Общество Фильм «Движение вверх» заработал в прокате 3 млрд руб. 19 фев, 21:03, Технологии и медиа Россия пригрозила США судом ВТО из-за пошлин на импорт металла 19 фев, 21:03, Экономика Московский омбудсмен не нашла «ВИП-камер» в «Матросской Тишине» 19 фев, 20:51, Общество Росстат зафиксировал остановку падения реальных доходов 19 фев, 20:49, Экономика Главу Центробанка Латвии освободили под залог в €100 тыс. 19 фев, 20:36, Общество В «Матросской Тишине» после скандала с ВИП-камерами сменился начальник 19 фев, 20:28, Общество На красной ветке московского метро произошел сбой 19 фев, 20:13, Общество ФАС ответила на заявления ретейлеров о возможном росте цен на лекарства 19 фев, 20:10, Общество Екатерина Андреева перестала в будни вести «Время» на европейскую Россию 19 фев, 20:10, Общество
Новый бизнес в кризис: чего не боятся стартапы
Материалы по теме Мнение: менять или не менять квартиру в кризис Основные ошибки продавцов квартир в кризис Мнение: Что ждет российский рынок недвижимости в 2015 году
27 мар 2015, 16:56
0
Тимур Сайфутдинов Новый бизнес в кризис: чего не боятся стартапы
Кризис – непростое время для рынка недвижимости. Однако многие успешные предприниматели начинали свою деятельность именно в кризисы. В чем преимущества нового бизнеса перед раскрученным и каковы перспективы стартап-проекта в риелторском бизнесе, рассказывает в авторской колонке на «РБК-Недвижимости» Тимур Сайфутдинов, генеральный директор агентства недвижимости Point Estate

 Тимур Сайфутдинов

Лучше меньше, да лучше

Во время кризиса сильные стороны давно работающих компаний становятся их недостатками, а слабости стартапов помогают им удержаться на плаву и начать активно расти.

Любая компания несет постоянную финансовую нагрузку, и одна из самых существенных статей расходов – фонд заработной платы. Со временем штат любой организации увеличивается, проходит несколько лет – и в компании уже работает три HR-менеджера, пять бухгалтеров, восемь водителей и т. д. А поскольку эффективно управлять можно не более чем 10–15 сотрудниками, руководитель компании вынужден привлекать новых директоров: финансового, коммерческого, исполнительного и прочих. Пока идут «жирные» годы, эта нагрузка ощущается не сильно. Но с наступлением кризиса доходы компании сокращаются, а расходы остаются прежними. И если руководство вовремя не почувствовало, что пора уменьшать издержки (проводить сокращение и снижать зарплату оставшемуся персоналу), то буквально за два-три месяца бизнес может очень сильно уйти в минус.

И здесь появляется первое преимущество стартапа: молодая компания только выходит на рынок, ее расходы, в том числе и на ФОТ, минимизированы. Одно направление «закрывает», как правило, один специалист (в штате всего один маркетолог, один бухгалтер и т. п.), кроме того, собственник старается брать людей, которые могут выполнять несколько функций. И при изначально небольших издержках удар во время кризиса получается не такой сильный.

Другой фактор, который тянет компании на дно во время кризиса, – аренда офиса. У большой сложившейся компании, как правило, и помещение немаленьких размеров. Многие снимают офисы по 900 кв. м, из которых 200 кв. м занимает руководство – с просторным кабинетом, VIP-переговорной и VIP-приемной. Договор на аренду такого офиса традиционно заключается на три года. И расторгнуть его, чтобы сократить издержки в кризис, не так просто: любое арендное соглашение подразумевает штрафные санкции. Кроме того, переезд в новый офис повлечет дополнительные расходы: как минимум стоимость «проживания» компании в течение трех месяцев. А это существенные деньги, которые нужно изъять из оборота. И если собственник сориентировался поздно и кризис дал о себе знать, то денег в обороте уже нет. Получается, что расти и «прибавлять метры» проще, чем сокращать.

У стартапов же помещения изначально скромнее: при том же количестве сотрудников молодая компания займет 200–300 кв. м, а не 900 кв. м, поскольку при общей политике минимизации издержек она и к пространству относится экономнее.

Кадры решают: «Все!»

Второе преимущество, возникающее у стартапа в кризис, – возможность привлечь лучшие высокопрофессиональные кадры, которые умеют и хотят работать, способны вместе с акционерами строить бизнес и зарабатывать деньги. Кризис – самый удачный момент для этого, поскольку на рынок труда выходит большое количество специалистов, недовольных своими работодателями или уже попавших под сокращение и готовых пробовать себя в новых проектах.

А обид на работодателей всегда бывает много. Не секрет, что сокращения и штата, и зарплат не всегда проходят справедливо. Один собственник может уволить тех, кто плохо работает, а другой – снизить зарплаты всем одинаково, независимо от заслуг и достижений. Самая же большая ошибка руководства риелторского агентства – задержка выплат брокерам. Это полностью демотивирует сотрудника, и в итоге он дожидается комиссии и покидает компанию. Поэтому у владельца бизнеса, который дорожит своими сотрудниками, должно быть незыблемое правило: прежде всего – выплаты брокерам. Все остальные расходы, в том числе и собственное вознаграждение, только после этого.

Одним словом, любые ошибки руководства «взрослых» компаний в кризис играют на руку молодым стартапам и создают им возможности для роста, поскольку успех риелторского бизнеса – это прежде всего профессиональные сотрудники.

Стабилизационный фонд в действии

Третье преимущество стартапов перед развитым бизнесом кроется в подходе к составлению бюджета. Дело в том, что работающие не первый год компании, верстая бюджет, рассчитывают на прибыль, и расходная часть у них формируется на основании доходной. Во время кризиса поступления в доходную часть бюджета сокращаются, если не прекращаются вовсе. А расходная часть (зарплаты сотрудникам, аренда офиса, реклама, интернет-продвижение и т. д.) остается. И доходы компании перестают компенсировать расходы.

Совсем другая ситуация складывается в молодой компании: стартап изначально нацелен на то, чтобы покрывать расходы, не имея доходов, а все траты проводить за счет инвестиций.

На мой взгляд, для того чтобы «взрослой» компании избежать дефицита бюджета, нужно в благополучные времена позаботиться о создании резервного фонда на случай кризиса. В идеале размер фонда должен равняться сумме расходов компании за два-три месяца. Этого будет достаточно, чтобы переждать пик кризиса. Например, в 2008 году сделки, начавшиеся в сентябре, несмотря на то что в октябре разразился кризис, закрывались в ноябре. А первые посткризисные продажи пошли уже в марте-апреле 2009 года, затем их количество стало удваиваться практически ежемесячно.

Удача – награда за смелость

В целом успешность нового бизнеса зависит от совокупности нескольких факторов, самый важный из которых – достаточность инвестиций. Главное, чтобы у акционеров хватило финансовых средств, которые они вкладывают в бизнес, до момента его выхода на уровень доходности.

Многое зависит и от того, насколько правильно выбрана модель бизнеса. Некоторые риелторы, работающие по франшизе зарубежных агентств или просто мечтающие о «цивилизованном» бизнесе, пытаются перенести западную модель на нашу почву. Например, некоторые иностранные франчайзеры требуют открытия офисов только в формате стрит-ретейл. Идея изначально неплохая, но сильно ограничивает возможности бизнеса: снять помещение в центре, на пешеходной улице, где есть потенциальные покупатели, не всегда рентабельно, особенно для стартапа, а открывать такой офис в спальных районах не имеет смысла из-за отсутствия целевой аудитории. Другие подражатели европейской модели начинают работать только с объектами на эксклюзиве, собственноручно загоняя себя в жесткие рамки. В итоге западная модель у нас далеко не всегда приживается, и для российских стартапов она в большинстве случаев не подходит: предприниматель получает слишком много ограничений в бизнесе.

Еще одна важная составляющая успеха стартапа – команда основателей бизнеса. Среди них обязательно должен быть авантюрист, готовый рискнуть и пуститься в самые смелые предприятия, и прагматик, который будет составлять грамотные бизнес-планы и вовремя сдерживать порывы своего импульсивного партнера. У бизнеса при такой команде гораздо больше шансов: дополняющие друг друга характеры соучредителей позволят в нужное время «броситься в бой» и двигаться вперед, а при необходимости – остановиться и взвешенно принять решение.

Конечно, стартап – это всегда рискованное предприятие. Но в нем есть и абсолютно новые и уникальные возможности, в том числе и для сотрудников, которые приходят в начале проекта: возможность быстро вырасти, превратиться из секретаря в брокера элитной недвижимости, а из брокера – в руководителя департамента. И в кризис, когда многие компании расслабляются и плывут по течению, самое время мобилизоваться, собрать хороший коллектив, наладить бизнес-процессы и приступить к работе, чтобы показать отличный результат в тот момент, когда рынок начнет расти.

Тимур Сайфутдинов, специально для «РБК-Недвижимости»

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Эксперты/Мнения», может не совпадать с мнением редакции 

Об авторах
Тимур Сайфутдинов Point Estate
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Поиск недвижимости
Купить
Купить
Снять
Квартиру
Квартиру
Квартиру в новостройке
Комнату
Дом
Участок
Коммерческую недвижимость
Найти Подать объявление
Уважаемый пользователь!

Сервис объявлений о продаже и аренде недвижимости на сайте РБК.Недвижимость перешел на технологии Яндекса.

Чтобы разместить свое объявление, воспользуйтесь личным кабинетом на сайте Яндекс.Недвижимость. Добавленные объявления будут доступны как на нашем сайте, так и на сайте Яндекс.Недвижимость.

Личный кабинет Яндекс.Недвижимости
×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.