Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 730 300 руб +0.03%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Как устроен iCITY — новый небоскреб в «Москва-Сити». Инфографика Недвижимость, 17:17 Каждый четвертый рантье в Москве повысил ставку аренды Недвижимость, 16:54 Крыши, сады и дворы с лавочками: 8 нетипичных офисных пространств Москвы Недвижимость, 13:59 Чайки, паруса и античность: как будет выглядеть станция метро «Крымская» Недвижимость, 13:45 Газовикам выдадут QR-коды для входа в квартиры жителей Подмосковья Недвижимость, 12:41 В ЦИАН назвали районы Москвы с максимальным ростом цен на жилье Недвижимость, 11:29 Архитектура жилого комплекса как отдельный вид спроса Недвижимость, 11:13 Ценовая стагнация и охлаждение: что ждет вторичный рынок жилья в Москве Недвижимость, 10:30 Стройка со всеми неизвестными: как излишнее регулирование мешает отрасли Недвижимость, 10:00 Как отличить классицизм в архитектуре: 7 главных принципов Недвижимость, 26 сен, 14:45 7 популярных приложений для поиска жилья: плюсы и минусы для пользователя Недвижимость, 26 сен, 12:02 «Дом.РФ» оценил число семей, которые получат ₽450 тыс. на ипотеку Недвижимость, 25 сен, 10:53 6 вариантов отделки стен, которые будут актуальны в ближайшие 10 лет Недвижимость, 25 сен, 08:28 Минэнерго предложило отложить штрафы за неустановку «умных» счетчиков Недвижимость, 24 сен, 19:39
Мнение: Что ждет генподрядные компании в условиях дешевого рубля
Мнения ,  
0 
Дмитрий Кунис

Что ждет генподрядные компании в условиях дешевого рубля

Президент компании STEP Дмитрий Кунис рассуждает в авторском тексте о судьбе генподрядных компаний в условиях снижения рынка недвижимости России

Дмитрий КунисКак показывает опыт прошлых кризисов, в условиях экономического обвала страдают почти все сферы бизнеса. Рынок генподрядных услуг оказался в особо затруднительном положении, поскольку он держится на исполнении инвесторских замыслов, целиком завязан на внешний запрос. Плюс ко всему генподрядчики – это компании с длительным производственным циклом – от одного до трех лет, между тем сегодня прогноз даже на краткосрочный период весьма затруднителен. Не секрет, что инвесторы напуганы, они не имеют доступа к деньгам из-за предельно высоких процентных ставок по кредитам. Они не могут финансировать свои объекты – не решаются анонсировать новые и замораживают уже запущенные.

Отмечу, что если у крупных международных генподрядных компаний все-таки есть возможность, пусть и с потерями, но временно уйти с российского рынка, то у локальных генподрядчиков остается не так много возможностей для выживания. Однако из любых экономических пике можно найти адекватный выход.

Отечественные инвестпроекты: анализ возможностей

Для начала следует дать общие характеристики текущих процессов и разделить их по отраслям. Безусловно, сейчас мы наблюдаем схлопывание объемов рынка и связанное с ним сокращение проектов, находящихся в нулевой фазе строительства. Помимо запредельно высоких процентных ставок по кредитам это связано и с общим насыщением рынка, особенно в столичных регионах. В большей степени это коснулось офисной недвижимости – из-за необходимости снижения арендных ставок и повального ухода арендаторов в 2016–2017 годах неизбежна просадка в строительстве новых проектов. Из числа анонсированных бизнес-центров до финиша в ближайшие годы смогут дойти только около 35–40%. Под вопросом, в частности, большинство дорогостоящих проектов класса А.

Похожая ситуация наблюдается в проектах ТРЦ – тем же камнем преткновения стали арендные ставки. Однако в целом с торговыми площадями ситуация будет несколько лучше, нежели с офисами. Так, из 4 млн кв. м, анонсированных к вводу на территории России в 2015 году, до финиша могут дойти около 60–65% от заявленного. Прирост же будет обеспечен в основном за счет сетевых ретейлеров, а большая часть объектов сосредоточится в региональных городах. Ретейлеры будут строить, поскольку, в отличие от инвесторов ТРЦ, у них есть собственные ресурсы финансирования за счет основной деятельности.

В неоднозначном положении оказалась реализация промышленных инвестпроектов. С одной стороны, недоступность фондирования по адекватной стоимости стала универсальной проблемой, лежащей вне отрасли, и касается почти всех производств. С другой – есть направления промышленности, которые кризис коснулся в меньшей степени или даже поспособствовал их развитию. Это экспортоориентированные, такие как оборонный комплекс, горнодобывающая промышленность, частично лес и лесопереработка, производство минеральных удобрений. Также имеют шансы производители, связанные с импортозамещением. Но многие из них пока только готовят инвестпроекты и находятся в ожидании стабилизации кредитных ставок. Когда это произойдет, пока сказать сложно.

Для гостиничной отрасли 2015 год станет глухим, но в дальнейшем мы увидим постепенное возрождение рынка туриндустрии. Произойдет это потому, что из-за девальвации существенно вырастет интерес иностранных туристов к России. Более того, поскольку заграничные поездки для многих россиян стали менее доступными, можно ожидать развития внутреннего туризма. Тот и другой факторы так или иначе потребуют в будущем строительства объектов гостиничной инфраструктуры хотя бы среднего уровня по всей России.

В целом в ближайшие годы наиболее активны будут те компании, которые могут использовать спред, возникший между дешевым рублем и дорогой валютой. Инвесторов в России привлекает дешевая рабочая сила, земля, энергоносители – то, что на западе имеет высокую добавочную стоимость.

Новые рынки – новый вектор развития 

Несмотря на то что многие отрасли все же имеют перспективы на ближайшие пару-тройку лет, локальному генподрядчику я бы не рекомендовал выжидать и ограничиваться работой только в своем регионе. Особенно это касается рынков Северо-Запада и Москвы. В условиях перенасыщения тендер на строительство любого инвестпроекта обернется «толкучкой» генподрядчиков, и потому компании рискуют столкнуться с банальной ценовой конкуренцией.

Потому я считаю, что наиболее эффективным путем будет активный выход на новые рынки. Это работа  в отдаленных регионах России, таких как Сибирь и Дальний Восток, а также выход на рынки стран СНГ и Азии.

Реализация проектов на Дальнем Востоке и в Сибири в настоящее время привлекает китайских и японских инвесторов. Кстати, для сотрудничества с первыми сегодня есть прямая политическая воля и поддержка. Китайцы занимают самую активную позицию, готовы вливать большие объемы инвестиций в предприятия металлургии, горной и автомобильной промышленности. Правда, российским бизнесменам, начинающим работу с инвесторами Поднебесной, важно знать, что это совершенно иная философия и психология ведения бизнеса, разительно отличающаяся от работы с европейцами.

Ту же активность на российском рынке проявляют корейские инвесторы, готовые, помимо горнопрома и автопрома, к реализации крупных коммерческих проектов. Пример их активности – заявленный проект отеля Lotte, который планируют построить в Петербурге, рядом со знаменитым «Англетером». Что немаловажно, в планах корейской Lotte Group на ближайшие три года – вложение в Россию инвестиций, сумма которых может превысить $1 млрд. Это сообщение свидетельствует об интересе корейских партнеров к российскому рынку.

Немаловажную роль для наиболее дальновидных генподрядчиков будут играть рынки стран СНГ, в частности Казахстана. Сегодня на территории республики идет активное строительство проектов абсолютно разного масштаба и направленности. Что важно для российских крупных генподрядчиков, спрос на их услуги будет превышать предложение.

А что если?..

Безусловно, выход на новые, особенно зарубежные рынки – это своего рода челлендж, поскольку отношения здесь придется выстраивать с нуля в совершенно иной бизнес-среде, отличной от Москвы или Санкт-Петербурга. Понятно, что этот процесс не произойдет одномоментно и к этому нужно быть готовыми.

Удаленные территории России – тоже вызов. Еще год тому назад организовать работу на Дальнем Востоке или в Сибири было крайне проблематично: на переезд из столицы соглашались единицы, а найти субподрядчиков на месте становилось задачей почти невозможной. Но, как показывает практика, в этих сферах генподрядным компаниям кризис играет на руку. Массовые сокращения в строительстве привели к тому, что на рынок труда поступили специалисты высокого уровня. Таким образом, вполне логично применить негативные перемены рынка к собственному бизнесу, превратив их в свое преимущество. Сегодня люди значительно легче готовы менять удобный стереотип работы рядом с домом на более актуальную в современных условиях готовность к перемене места дислокации.

Несмотря на кризис, генподрядным компаниям всегда есть куда идти и всегда есть возможность найти достойное поле деятельности. При этом главным и необходимым условием для развития является высокий уровень мобильности как на территории России, так и за ее пределами.

Президент компании STEP Дмитрий Кунис специально для «РБК-Недвижимости»

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Эксперты/Мнения», может не совпадать с мнением редакции

Об авторе
Дмитрий Кунис Дмитрий Кунис STEP
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
РБК Сервис
База новостроек
без рекламы
Главное Найти квартиру Лента