Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Moody's предсказало ухудшение ситуации в российском банковском секторе Финансы, 16:39 Пашинян назвал способ достичь приемлемого решения вопроса Карабаха Политика, 16:38 Nord Stream 2 предупредила о последствиях санкций США для Европы Политика, 16:30 Новые ограничения из-за COVID-19 по всему миру. Главное Общество, 16:30 Безработица в Подмосковье за время пандемии выросла в шесть раз Общество, 16:28 Nissan показал свой самый маленький серийный кроссовер Авто, 16:24 Британские ученые выйдут в TikTok бороться с фейками о вакцине от COVID Стиль, 16:19 Как работают деньги: что предлагает финтех для управления капиталами РБК и Refinitiv, 16:19 Бизнесмены попросили Путина не вводить в России новый карантин Бизнес, 16:06 Кому и за что присуждают Нобелевскую премию по литературе Экономика образования, 16:00  Гендиректор «Зенита» прокомментировал поражение в Лиге чемпионов Спорт, 15:59 Компании из сферы туризма получили поддержку более чем на ₽​15 млрд Пресс-релиз, 15:56 В Мехико построят один из самых больших природных парков в мире Партнерский материал, 15:54 Кэтрин Джонсон: женщина-математик, отправившая астронавтов на Луну Совместный проект, 15:50
Кризис арендаторов: почему новые торговые центры открываются полупустыми
Коммерческая недвижимость ,  
0 

Кризис арендаторов: почему новые торговые центры открываются полупустыми

Новые московские торговые центры стоят полупустыми, в то время как количество магазинов «у дома» растет
Фото:Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images
Фото: Andrey Rudakov/Bloomberg via Getty Images

Средний показатель пустующих площадей в торговых центрах Москвы по итогам первого квартала составил 11% — это 560 тыс. кв. м GLA (арендопригодных площадей), подсчитали специалисты брокерской и консалтинговой компании «Магазин магазинов». До конца года они прогнозируют рост уровня незаполненных помещений в ТЦ столицы до 12–14%.

Динамика скорости заполнения площадей крупнейших торговых центров Москвы, открытых с 2014 года
Динамика скорости заполнения площадей крупнейших торговых центров Москвы, открытых с 2014 года (Фото: Магазин магазинов)
При этом многие из введенных за последний год торговых центров стоят полупустыми. «В среднем около половины площадей в торговых центрах, которые открывались с начала 2014 года, на момент ввода в эксплуатацию не работают, — говорится в аналитическом обзоре «Магазина магазинов». — Показатель, который с трудом воспринимался в середине 2014 года, из-за турбулентности на розничном рынке сейчас стал практически нормой». Если раньше в прогнозах девелоперов на момент открытия торговых центров арендаторы должны были занимать минимум 80–90%, то сейчас планка снижена до 60–70%.

Уровень пустующих помещений на момент ввода в эксплуатацию в некоторых комплексах достигает 94%, как в ТЦ Columbus. Хотя есть центры, где незаполненными при открытии оставалось не так много площадей. В частности, ТЦ «Весна», где пустовало всего 8% магазинов.

Впрочем, в условиях кризиса, по мнению консультантов, более актуальным индикатором относительных успехов торгового центра является динамика его заполняемости. «Почти все центры открываются с большой долей неработающих магазинов, — поясняет руководитель отдела исследований и консалтинга «Магазин магазинов» Андрей Васюткин. — На наш взгляд, важно оценивать и то, насколько быстро в этих объектах открываются точки уже после открытия. В одних торговых центрах, к примеру Columbus, арендаторы довольно быстро начинают открывать свои точки, а в других, как «Мозаика», не проявляют особой активности».

ТЦ Columbus стал абсолютным лидером по скорости поглощения площадей — за полтора месяца после открытия новые арендаторы заняли 38,6 тыс. кв. м. В марте доля пустующих площадей в ТЦ составляла уже 67%. Хорошую динамику, по данным «Магазина магазинов», продемонстрировали ТРЦ «Авиапарк» и Vegas Crocus City.

Торговые центры, открытые в Москве с 2014 года

Название объекта

GBA, кв.м

GLA, кв.м

Девелопер

Дата ввода

Авиапарк 

390 000

230 000

AMMA Development 

Q4 2014

Columbus 

277 000

140 000

МИРС 

Q1 2015

Vegas Crocus City

285 000

112 500

Crocus International

Q2 2014

Мозаика 

134 000

67 000

«ОСТ-групп» 

Q4 2014

Кунцево Плаза 

114 300

63 600

Enka 

Q1 2015

Весна

126 000

56 000

Central Properties

Q2 2014

Гудзон

120 000

56 000

IMMOFINANZ Group

Q1 2014

Твой дом 

60 000

40 000

Crocus Group 

Q4 2014

Центральный Детский Магазин на Лубянке

60 500

35 200

«Галс Девелопмент» 

Q1 2015

Водный

50 000

32 200

MR Group

Q3 2014

Браво

24 000

21 000

«Дарья-СТ»

Q4 2014

Москворечье

30 000

16 500

«Гарант-Инвест»

Q1 2014

Outlet Village Belaya Dacha, 2-я очередь

16 000

13 000

Hines

Q4 2014

Отрада, 3-я очередь

14 600

11 500

«Эльт»

Q2 2014

Алфавит

14 400

11 000

Кристина НВН

Q3 2014

ОранжПарк

16 500

10 300

City & Malls PFM

Q4 2014

МЦ

9 255

6 400

«Союз»

Q2 2014

В течение первого квартала 2015 года в Москве открылись три торговых центра совокупной арендопригодной площадью (GLA) 238,8 тыс. кв. м:

  • Columbus (140 тыс. кв.м GLA)
  • Кунцево Плаза (63,6 тыс.кв.м GLA)
  • Центральный Детский Магазин на Лубянке (35,2 тыс.кв.м GLA).

Это рекордный ввод первых кварталов всех предыдущих лет. Уровень обеспеченности качественными торговыми площадями на конец марта составил 421 кв. м на 1000 жителей. Для сравнения, в конце 2014 года показатель равнялся 400 кв.м на 1000 человек.

Магазины «у дома»

На популярность торговых центров косвенное влияние оказывает рост популярности магазинов шаговой доступности, которые активно открываются в Москве сетевыми ретейлерами. Это приводит к частичному оттоку покупателей от крупных гипермаркетов, которые являются якорными арендаторами в торговых центрах.

По данным международной консалтинговой компании Knight Frank, за последние десять лет число продуктовых сетей на рынке Москвы выросло с 21 до 48. Общее количество сетевых продуктовых магазинов за рассматриваемый период увеличилось в 3,2 раза и на 1 апреля 2015 года составило более 2,1 тыс. Совокупная торговая площадь превышает 2,3 млн кв. м. В среднем в Москве на 1 кв. м торговых площадей приходится порядка 5 жителей, для сравнения: в 2005 году на 1 кв. м приходилось 9 человек.

Наибольший рост по числу магазинов показали сети «Пятерочка», «Дикси» и «Магнит». Кроме того, за прошедшее десятилетие появились новые форматы продуктовых магазинов. В частности, торговые операторы стали большее внимание уделять развитию магазинов малых форматов, а также «дискаунтерам».

Так, X5 Retail Group активно развивает магазины шаговой доступности «Перекресток Экспресс» и дискаунтеры «Пятерочка», французский ретейлер «Ашан» — сеть дискаунтеров «Атак». Рынок пополнился новыми сетями, среди них присутствуют как международные, так и региональные российские операторы. Региональные сети представлены такими супермаркетами, как «Бахетле» (Татарстан), «Магнит» (Краснодарский край), «О’КЕЙ» (Санкт-Петербург), «Лента» (Санкт-Петербург) и др. Среди международных операторов — Globus и Selgros Cash&Carry.

Как говорит директор департамента аналитики Knight Frank Russia & CIS Ольга Ясько, у разных форматов продуктового ретейла еще большой потенциал для развития. «Многие районы столицы, особенно периферийные, где ведется массовая жилая застройка, все еще плохо обеспечены продуктовыми магазинами», — считает она.

Владимир Миронов

Главное Найти квартиру Лента