Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Захарова сочла актера Моргана Фримена жертвой «подставы» 17:36, Политика Цена нефти Brent из-за ураганов поднялась выше $56 впервые за полгода 17:34, Экономика Дворкович подтвердил переговоры о возможной покупке En+ Олега Дерипаски 17:32, Бизнес Поклонская пояснила позицию «не смотрел, но осуждаю» из-за «Матильды» 17:28, Общество Как деятели кино выступали с критикой в адрес властей других стран 17:25, Фотогалерея  Минкультуры нашло пользу в поимке поджигателей авто адвоката Учителя 17:21, Общество Москалькова рассказала о 18 уголовных делах об исчезновении людей в Чечне 17:15, Политика Лукашенко объяснил отсутствие Путина на учениях «Запад-2017» в Белоруссии 17:12, Политика Эксперты оценили влияние реновации на рынок торговой недвижимости Москвы 17:07, Город Власти Петербурга нашли место для сквера Довлатова 17:04, Общество Голодец заявила об «огромном» числе пожилых в России 17:02, Общество Арбитр матча чемпионата России «Тосно» — «Спартак» получил двойку 16:54, Спорт Синоптики пообещали москвичам продолжительное бабье лето 16:51, Общество В Бинбанке сообщили о продлении времени работы отделений на два часа 16:45, Финансы Ростовских шахтеров оштрафовали после обращения к Путину 16:41, Общество Кремль подтвердил визит Путина в офис «Яндекса» 16:34, Политика Конец матрицы: как мировой банковский бизнес перестал быть современным 16:33, Мнение Имя Мухаммед вошло в топ-10 самых популярных имен для младенцев в Англии 16:28, Общество МИД выразил протест из-за осквернения в Польше воинских мемориалов 16:23, Политика Путин остался доволен результатами губернаторских выборов 16:20, Политика Владельцы Бинбанка обсуждали с ЦБ возможную санацию в течение года 16:04, Финансы Сергей Бубка отверг обвинения в связях с коррупционерами 16:02, Общество МВД опубликовало видео задержания лидера «Христианского государства» 16:01, Общество Российские туристы рассказали о землетрясении в Мексике 16:00, Общество Шредер предсказал сохранение Крыма в составе России при новом президенте 15:55, Политика Пучков оценил волну звонков о минировании 15:51, Общество Мосгордума одобрила установку памятников Солженицыну и Айтматову 15:48, Общество СМИ сообщили об изъятых у лидера «Христианского государства» листовках 15:47, Общество
80 лет метро: как менялась московская подземка
Материалы по теме В Москве одновременно строят 35 станций метро Метро за МКАД: куда пойдет подземка в Новой Москве Какие станции метро откроют в Москве в 2015 году
15 мая, 2015 19:10
0
80 лет метро: как менялась московская подземка
Московскому метрополитену исполнилось 80 лет. Редакция «РБК-Недвижимости» проследила, как менялся облик московских станций с 1935 года до наших дней
Фото: ИТАР-ТАСС

Московский метрополитен, которому 15 мая исполнилось 80 лет, многие годы является не только основной транспортной артерией для миллионов жителей столицы, но и одной из главных достопримечательностей города. За 80 лет построено 196 станций, многие из которых являются отражением разных исторических эпох и архитектурных стилей.

Условно их можно поделить на несколько периодов. Позднему сталинскому периоду был присущ стиль советского монументального классицизма, во многих чертах близкий к ампиру, эклектике и ар-деко. Он выражался в классическом декоре, лепнине, барельефах, мозаичных панно, обилии камня и бронзы. Это позволило создавать уникальные интерьеры для каждой станции того времени.

При Хрущеве на смену излишней роскоши пришли простые формы, унификация и менее дорогие поточные технологии строительства и отделки. Тогда появились так называемые типовые станции-«сороконожки». Это тренд сохранялся до 1980-х, когда снова возродился индивидуальный подход к интерьерам метрополитена при сохранении универсальности строительства. Тема оформления и сегодня, как и в 1930–1950-е, задается названием станции и окружающей городской средой. Современные архитекторы много экспериментируют с освещением, цветом и формами конструкций в стиле хай-тек.

Несмотря на однообразие конструктивных решений именно индивидуальный, а не функциональный дизайн стал характерной чертой всего Московского метрополитена. «РБК-Недвижимость» подобрала характерные примеры станций различных периодов постройки.

Архитектура метрополитена

 

Архитектура метрополитена — это сложное понятие, включающее в себя трассы, надземные вестибюли, пересадочные узлы и станции. При этом композиция самих станций во многом зависит от их конструкции и глубины залегания, а сегодня можно говорить и о наземной архитектуре для веток легкого метро.

 

Заложенные в 1930-е годы конструктивно-планировочные типы станций варьируются до сих пор. За редким исключением для всех станций была избрана наиболее удобная островная система платформ. Станции мелкого заложения имеют плоские перекрытия и колонны на платформе или единые своды без дополнительных опор. Станции глубокого заложения в большинстве случаев состоят из двух-трех раздельных тоннелей, соединенных между собой.

 

Сталинский период (1922–1953)

Первый поезд был пущен на участке «Сокольники» — «Парк культуры» 15 мая 1935 года. Линия протяженностью 11,2 км имела 13 станций. В ее проектировании принимали участие архитекторы разных поколений и стилистических направлений. «Дзержинскую» («Лубянка») проектировал рационалист Николай Ладовский, «Красные Ворота» разработал Иван Фомин — один из основателей советского монументального классицизма.

Первый поезд был пущен на участке Сокольники — Парк культуры 15 мая 1935 года

В 1938 году открылся радиус Горьковской линии от «Театральной» до «Сокола», станции которой считаются одними из самими элегантных. На станции «Сокол» свод поддерживают центральные колонны, переходящие в потолочные конструкции в виде купола. Новый подход реализован архитектором Алексеем Душкиным и при проектировании станции «Маяковская». Автор отказался от массивных пилонов в пользу поперечной трехпролетной металлической рамы, что дало возможность получить обширное свободное пространство. Визуальное ощущение простора усилено также системой потолочных куполов в центральном зале. В них расположили легендарные мозаичные плафоны Александра Дейнеки с изображениями на тему «Сутки Страны Советов».

На станции Сокол свод поддерживают центральные колонны, переходящие в потолочные конструкции в виде купола

На станции Маяковская легендарные мозаичные плафоны с изображениями на тему «Сутки Страны Советов»

Станции московского метро позднего сталинского периода (с 1950 по 1953 год) отличаются еще более богатым декором, достойным дворцовых залов. Станция «Киевская» Арбатско-Покровской линии, открытая 5 апреля 1953 года, является самым ярким примером вычурного сталинского ампира с массивными канделябрами, лепниной, барельефами и фресками. Не менее торжественно выглядит и станция «Комсомольская» Кольцевой линии с самой большой колоннадой, состоящей из 68 восьмигранных колонн. Ее потолок желтого цвета украшен мозаичными панно с патриотическими сюжетами и лепниной. Зал освещен массивными многорожковыми люстрами, висящими между панно; платформы освещаются люстрами меньшего размера. Колонны украшены мраморными капителями и отделаны светлым мрамором, как и стены станции. Пол выложен розовым гранитом.

Станции московского метро позднего сталинского периода (с 1950 по 1953 год) отличаются еще более богатый декором, достойным дворцовых залов Станция Киевская служит ярким примером вычурного сталинского ампира с массивными канделябрами, лепниной, барельефами и фресками

На станции Комсомольская самая большая колоннада из 68 восьмигранных колонн

Вестибюли метро

 

Структура станций стала уже традиционной для отечественного метростроения — это, собственно, станция с платформой, два вестибюля с входами, часто совмещенными с подуличными переходами. Сами же вестибюли в планировочном отношении неодинаковы, так как рассчитаны на различные пассажиропотоки. Вестибюли, как и станции, различны не только в планировочном решении, они еще бывают наземными и подземными, зачастую оформлены настенными панно, мозаиками, витражами и другими декоративными деталями.

Хрущевский период (1953–1964)

Постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1954 года вслед за появлением типового домостроения привело и к пересмотру проектов метрополитена. Строящиеся станции упрощаются («ВДНХ», «Спортивная» и др.), но не кардинально. Только в 1958 году открываются первые аскетичные наземные станции «Студенческая» и «Кутузовская». Станция «Университет», открытая в 1959 году и известная в том числе по фильму «Я шагаю по Москве», представляет собой классическую трехсводчатую конструкцию с массивными пилонами станционного зала, облицованными светлым мрамором. Украшения практически отсутствуют, путевые стены облицованы плиткой, полы выложены традиционным розовым и серым гранитом.

Станция Университет. В хрущевский период станции упрощаются

В 1960-х годах требования к художественной эстетике были минимальны, и с момента открытия первой типовой станции «Первомайская» в 1961 году почти 15 лет не происходило существенных изменений. Доминирующей становится трехпролетная конструкция с двумя рядами по 40 колонн («сороконожка»). Колонны обычно отделаны мрамором, стены облицованы керамической плиткой.

Наземные станции метро

Брежневский период (1964–1982)

В 1970-е годы начинается новый этап развития московской подземки. В это время в архитектуре станций проявляется индивидуальность сталинского метро и индустриальные технологии хрущевского периода. В центре столицы снова строят глубокие станции с традиционно более торжественной архитектурой, модернизируются типовые проекты. Количество колонн уменьшается до 26 пар, возводятся односводчатые конструкции, появляется индивидуальное архитектурно-художeственное решение.

Типовой «Ботанический сад» (1978) — колонная станция мелкого заложения (глубина — 7 м) с тремя пролетами, сооружена из сборных конструкций. Всего на станции два ряда по 26 железобетонных колонн, отделанных, как и стены, белым мрамором. В южном вестибюле установлены скульптурные цветники из поливной керамики. Путевые стены украшают пять парных панно из анодированного алюминия с подсветкой. На них отчеканены яблоки, виноград, рута и цветы. Ячеистый потолок тоже сделан из анодированного под золото алюминия.

 Ячеистый потолок сделан из анодированного под золото алюминия

Оформление станции «Тверская», открытой в 1979 году, посвящено произведениям Максима Горького, имя которого она носила первоначально. Писателю посвящена также скульптурная композиция, располагавшаяся в торце центрального зала. После открытия пересадки на станцию «Чеховская» она была перемещена в зал между эскалаторными наклонами перехода.

Памятник Максиму Горькому на станции Тверская

Постсоветский период (1990–2000-е)

В этот период резко снижаются затраты на строительство и в основном достраиваются советские проекты. Пример — Люблинская линия с разнообразными по оформлению станциями и «Парк Победы», выполненная в единой стилистике с мемориальным комплексом на Поклонной горе. Помимо этого строятся новые вестибюли существующих станций.

Открытие станции Парк Победы

«Марьино» (1996) — однопролетная станция, сооружена по типовому проекту. Тема оформления — отдых москвичей. Путевые стены отделаны черным и темно-синим мрамором и плитками из штампованного алюминия. Пол выложен серым гранитом двух оттенков. Группы сидений, расположенные в центре по всей длине пассажирской платформы, совмещены с указателями. Освещение обеспечивают два ряда люстр с шестью шарообразными светильниками.

 Путевые стены отделаны черным и темно-синим мрамором и плитками из штампованного алюминия

Современность (2000–2010-е)

Последние десять лет ведутся активные поиски нового облика Московского метрополитена. Эксперименты с конструкцией односводчатых станций, разнообразным освещением и цветовыми решениями уже приносят результаты: графичная станция «Новокосино» с криволинейными потолочными конструкциями из железобетона, ярко-оранжевые колонны «Жулебино» и желто-зеленые панно «Лермонтовского проспекта», радиусная платформа станции «Пятницкое шоссе».

Радиусная платформа на на новой станции Пятницкое шоссе

В 2014 году впервые за последние десятилетия архитекторы предложили индивидуальное оформление новых станций московского метро. По итогам первого этапа международного конкурса на создание архитектурно-художественного облика станций «Солнцево» и «Новопеределкино» было отобрано десять финалистов. В конкурсе на проект станции «Солнцево» победило российское бюро Nefaresearch. На станции планируются светящиеся тумбы-колонны, а общее освещение будет реализовано в виде множества круглых световых окон в своде.

Станцию «Новопеределкино» оформят по проекту архитектурного бюро United Riga Architects из Латвии. В интерьере станции и вестибюля будут применены современные световые короба с перфорацией в виде растительного орнамента и светодиодные RGB-прожектора, способные менять цвет и транслировать видео.

Орнамент на стенах может менять цвета

В 2015 году власти столицы намерены открыть восемь новых станций метро. Они появятся на Сокольнической, Таганско-Краснопресненской, Люблинско-Дмитровской и Замоскворецкой линиях.

Желто-зеленые панно Лермонтовского проспекта

«Прежде всего это «Румянцево» и «Саларьево» на Сокольнической линии, работы на которых подходят к концу, — рассказал в интервью ТАСС о планах столичного метростроя заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. — Фактически уже построена и в начале следующего года откроется станция «Котельники» на Таганско-Краснопресненской линии».

Три новые станции появятся на Люблинско-Дмитровской линии: «Бутырская», «Фонвизинская» и «Петровско-Разумовская». На открытом участке Замоскворецкой линии между «Автозаводской» и «Коломенской» планируется к вводу станция «Технопарк», на этой же ветке метро на севере Москвы появится станция «Ховрино».

Всего к 2020 году в Москве намечается построить более 160 км новых линий и открыть 79 новых станций. Таким образом, общая протяженность линий столичного метро увеличится в 1,5 раза и составит свыше 450 км, а количество станций возрастет до 267. Это сопоставимо с протяженностью метро в крупных мегаполисах мира.

Также к 2020 году планируется сформировать третий пересадочный контур метро (Вторая кольцевая линия) протяженностью порядка 54,5 км и построить 25 станций, что позволит снять перегрузку с Кольцевой линии и центральных пересадочных узлов метрополитена.

Фото ИТАР-ТАСС

Антон Елистратов 

Поиск недвижимости
Купить
Купить
Снять
Квартиру
Квартиру
Квартиру в новостройке
Комнату
Дом
Участок
Коммерческую недвижимость
Найти Подать объявление
Уважаемый пользователь!

Сервис объявлений о продаже и аренде недвижимости на сайте РБК.Недвижимость перешел на технологии Яндекса.

Чтобы разместить свое объявление, воспользуйтесь личным кабинетом на сайте Яндекс.Недвижимость. Добавленные объявления будут доступны как на нашем сайте, так и на сайте Яндекс.Недвижимость.

Личный кабинет Яндекс.Недвижимости