Как изменились портрет и предпочтения покупателей домов в Подмосковье
Спрос на рынке загородной недвижимости Московской области в январе — апреле вырос на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказали аналитики риелторской компании «Инком-Недвижимость». По их данным, такая динамика объясняется введением льготных ипотечных программ и адаптацией покупателей к новым экономическим реалиям.
Аналитики рынка загородной недвижимости отметили изменения в приоритетах при выборе частных домов и в портрете приобретателей. Эксперты рассказали «РБК-Недвижимости», кто и что покупает в 2024 году на загородном рынке Подмосковья.
Покупатели помолодели
Покупатели домов и участков стали моложе как на вторичном, так и на первичном рынке загородной недвижимости Московской области, единогласно утверждают аналитики, опрошенные редакций.
«При анализе профиля современного покупателя в массовом сегменте загородной недвижимости отмечается явное омоложение аудитории. Ранее преобладавший интерес старшего поколения к индивидуальным жилым домам и удаленности от городской суеты сместился в сторону молодого поколения, ориентированного на формирование сообществ и социальных связей в загородных поселках. Вопрос расстояния от Москвы ушел на второй план. По нашим данным, доля покупателей в возрасте 21–38 лет сегодня составляет 50% от общего спроса, пару лет назад показатель был на уровне 5%», — комментирует директор департамента вторичной недвижимости Est-a-Tet Юлия Дымова.
Если раньше загородные дома приобретали люди 35–45 лет, которые имеют городское жилье и средства на дополнительное приобретение дома в Подмосковье, то сейчас зачастую молодые семьи переезжают за город на постоянное место жительства — их возраст до 25–35 лет, уточнила начальник отдела направления «Загородная недвижимость» компании «Инком-Недвижимость» Татьяна Максимова. Она подчеркнула, что этому активно способствует политика государства в сфере ИЖС, а именно льготная ипотека на приобретение или строительство дома.
«Обычно дом для постоянного проживания выбирают специалисты IT-сферы, фрилансеры, то есть люди, которые работают на удаленке, ведь в доме есть возможность оборудовать себе комфортное рабочее место. Но с развитием МЦД в 2024 году появилось все больше и больше покупателей, которые ездят на работу ежедневно, рассматривают вариант постоянного проживания за городом», — уточнила Максимова.
Директор по развитию «KASKAD Недвижимость» Екатерина Истомина рассказала, что на первичном рынке загородного жилья портрет покупателя в этом году выглядит следующим образом:
- семья с одним или двумя детьми (3–6 лет, школьники);
- возраст 35–44 года (45,31%), 45–54 (26,9%), 25–34 (12,75%), 55–64 (10,36%);
- наличие животных: 54%;
- доход одного члена семьи: 100–150 тыс. руб. — 31,88%, более 150 тыс. руб. — 34,49%;
- 45% покупателей работают на себя или являются собственниками малого или среднего бизнеса.
Популярные форматы и маленькие площади
Наибольшим спросом на загородном рынке в 2024 году пользуются участки и готовые первичные дома, которые приобретают за счет развития ипотечных программ на ИЖС, в том числе льготных, утверждают эксперты. «В этом году загородный рынок в Подмосковье однозначно стал намного активнее. Безусловно, ключевую роль сыграла возможность использовать льготную ипотеку как дополнительный стимул для принятия решения», — считает аналитик «Инкома».
В случае покупки готовых домов все больше покупателей обращают внимание на эргономичность планировочных решений, а не на формальное число квадратных метров, уточнил руководитель «ЦИАН.Аналитики» Алексей Попов. По его словам, растет популярность одноуровневых домов (где нет потерь на пространство под и рядом с лестницами) с большой площадью остекления.
Вместе с тем покупатели в 2024 году выбирают дома меньшей площади. Фактический спрос смещен в сторону метража — 150–170 кв. м, уточнил Попов. По его словам, еще год назад покупатели зачастую искали объекты площадью более 200 «квадратов». «Теперь же в Московской области выросло предложение домов маленькой площади — 65–75 «квадратов», входной чек стал меньше, что в том числе повлияло на омоложение целевой аудитории. Уменьшилась и площадь приобретаемых участков. Если в 2021 году это было 15 соток, то сейчас — 6 соток», — отметила директор департамента маркетинга ФСК Family Екатерина Коган.
Наименьшую ликвидность на загородном рынке Подмосковья в 2024 году имеют недостроенные объекты, уточнила Максимова. По ее словам, спрос на них очень низкий: покупатели не готовы брать на себя бремя стройки и ремонта, то же касается участков с объектами под снос или с ветхими домами.
Бюджеты уменьшились
Средняя стоимость предложения коттеджа на первичном рынке Московской области в апреле 2024 года составляет 26,2 млн руб. (в годовом выражении она снизилась на 5%), объекта блокированной застройки — 29,5 млн руб. (+8% за год), а участка без подряда — 3,3 млн руб. (–1% за год), уточнила Дымова из Est-a-Тet. При этом, по ее словам, средний бюджет покупки дома для постоянного проживания снизился.
«Стоит отметить, что 2023 году в середине и в конце года происходил всплеск активности на рынке из-за субсидий и бюджетных вливаний. Поэтому средний чек составил 15 млн руб. В 2024 году средний чек на покупки — 10 млн руб. Именно этим и объясняется популярность домов и участков меньшей площади, расположенных в более удаленных локациях (от 20 км от Москвы до ЦКАД)», — уточнил владелец строительной компании «Дом Лазовского» Максим Лазовский.
Читайте также:
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»