Новая нормальность: почему Россию ждет бум коворкингов
Вследствие пандемии COVID-19 у компаний появился стимул изменить существующие стандарты и пересмотреть практики организации работы. «Новой нормальностью» стал гибридный формат работы сотрудников и аренды офисов. Эта реальность коснулась не только столицы. Регионы активно подхватывают новый тренд.
Гибридная модель работы становится повсеместной. Она позволяет вести свои дела из разных мест, выбирать наиболее продуктивные варианты, которые подходят конкретному сотруднику. Опыт вынужденной удаленки позволил бизнесу понять, что ключевым элементом является цель работы, а место не столь важно.
За время самоизоляции люди стали лояльнее воспринимать удаленную работу. Руководители осмыслили, какие задачи компании можно эффективно решать с большим количеством удаленщиков. После того как пандемия пойдет на спад, экспериментирование с гибридной организацией работы не закончится.
По данным международной консалтинговой компании CBRE, в 2020 году бурный рост рынка гибких офисных пространств, включая коворкинги и сервисные офисы, замедлился из-за влияния пандемии COVID-19 на экономику в целом и на рынок офисной недвижимости в частности. Замедление динамики развития операторов гибких офисных пространств характерно для всех рынков в мире. В среднесрочной перспективе по мере восстановления деловой активности и полноценного возвращения сотрудников на рабочие места спрос на гибкие офисные пространства будет увеличиваться.
Арендаторы продолжат осторожно планировать свои потребности в офисных площадях, благодаря чему гибкие решения станут альтернативой долгосрочной аренде или будут удовлетворять краткосрочную потребность в дополнительных площадях. В долгосрочной перспективе гибкие офисные решения могут стать частью новых гибридных стратегий арендаторов, которые сформируются вследствие опыта, полученного во время пандемии, и более гибкого подхода к организации рабочего процесса. Под влиянием трансформации рынка владельцы офисных объектов будут более охотно рассматривать привлечение операторов в свои бизнес-центры либо активно развивать свои форматы гибких пространств, чтобы удовлетворить увеличивающийся спрос, прогнозируют в CBRE.
У гибридного или удаленного подхода есть ряд преимуществ — сокращение расходов на офисы, мобильность персонала, сбор «мозгов» со всей России. Держать сотрудника для редких задач «на месте» попросту нерационально.
Как там в регионах
В регионах стагнация коммерческой недвижимости: новые объекты не вводятся в эксплуатацию, остаются только офисы середины 2000-х годов с соответствующей тому времени инфраструктурой. Все здания класса А давно разобраны, компании, расположенные в них, съезжать не планируют. Например, в Самаре недавно анонсировали открытие бизнес-центра класса А, расположенного в IT-парке города. Помещения в нем были арендованы за несколько месяцев до его официального открытия. Наблюдается дефицит качественной коммерческой недвижимости с хорошим ремонтом, дизайн-проектом, продуманным и современным сервисом.
Между тем количество потенциальных арендаторов растет — увеличивается число вакансий, предполагающих удаленную работу. По данным компаний, занимающихся подбором персонала, число таких вакансий увеличилось на 77%. Регионы активно включились в добавление вакансий с удаленной работой. Сюда входят проектные команды, которые готовы работать на столичные и зарубежные компании. Им на помощь могут прийти форматы гибких пространств. Они решили бы проблему качественных офисных помещений. Также подобный формат позволит оптимизировать затраты для компаний, чьи сотрудники предпочли гибридный график. Основной спрос у таких потребителей приходится на небольшие офисные помещения, вмещающие до восьми человек, которыми команда может пользоваться по очереди. Например, команда из 16 человек будет чередоваться в посещении офиса: восемь человек пользуются им одну неделю, а следующую неделю — остальная часть команды.
Во время пандемии было заявлено о нескольких новых проектах. Федеральные сети Page и Meeting Point объявили о выходе по франшизе в регионах. Подобный тренд виден и на столичном рынке. Входящая в Capital Group сеть коворкингов Business Club запускает проект Home Office. К началу 2021 года планируется запустить более 250 гибких офисов в отелях со средней вместимостью до пяти человек. Концепция рабочих пространств меняется — на первый план выходят специализированные коворкинги. Так, ответом на пандемию стал проект «коворкингов у дома» от сети EasyBusy, инициированный девелопером А101. Появляются коворкинги, ориентированные на представителей отдельных профессий. В основном это бьюти-коворкинги, креативные пространства. Главная их ценность в том, что офис перестает быть просто местом для работы, а становится инструментом для взаимодействия людей, у которых можно почерпнуть опыт, найти партнеров.
Аналитики рынка гибких пространств в R2 Asset Management уверены, что за ближайшие два года общая площадь отечественных коворкингов вырастет в два раза. Новым витком развития сегмента станет появление гибких пространств в экономически активных городах. И потребителями будут не только компании из сектора малого и среднего бизнеса, но и крупные корпорации.
Стоит ли овчинка выделки?
Затраты на строительство коворкинга в регионе не сильно отличаются от затрат на столичные пространства. Стоимость одного квадратного метра на обустройство гибкого пространства начинаются от 25 тыс. руб. при учете аренды помещения. Чаще всего для создания коворкингов берутся уже готовые пространства. Например, офисные центры или недействующие промышленные объекты.
В среднем один объект окупается за три — три с половиной года при загрузке коворкинга от 70%. Впрочем, в первый год работы коворкинги приносят убытки. Средняя выручка на 1 кв. м коворкинга в регионах — 2–2,5 тыс. руб.
Стоимость рабочего места варьируется от 5 тыс. до 10 тыс. руб. Отдельные офисы в региональных коворкингах редки и дорого обходятся, например, офис на четырех человек обойдется примерно в 48 тыс. руб. Несмотря на это, формат пользуется спросом, о чем говорит полная загрузка коворкингов бизнес-класса в Самаре и в Екатеринбурге.