Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Административные барьеры на стройке. Опрос московских девелоперов Город, 13:12
Доля ипотеки в сделках с элитными новостройками Москвы упала в 2 раза Деньги, 12:34
Названы регионы с наибольшим снижением цен на аренду домов Деньги, 12:00
ЦИАН назвал мегаполисы с наибольшими темпами роста предложения новостроек Жилье, 11:18
ЦБ зафиксировал снижение объемов выдачи ипотеки Деньги, 10:23
Какие правовые нормы о недвижимости и ЖКХ заработают в декабре 2022 года Город, 00:05
Москва вошла в топ-3 городов, где в ноябре сильнее всего подешевело жилье Жилье, 00:01
В Новой Москве за год удвоилось предложение новостроек Жилье, 30 ноя, 17:59
В Москве заработал сервис по вывозу из жилья старой мебели и электроники Город, 30 ноя, 15:50
На новом метрокольце ввели подземную подстанцию размером с девятиэтажку Жилье, 30 ноя, 14:58
Путин заявил о новом рекорде по строительству жилья в России Жилье, 30 ноя, 13:15
Москва вошла в топ-3 городов, где сильнее всего упал спрос на новостройки Жилье, 30 ноя, 12:55
В промзоне на юго-востоке Москвы построят 445 тыс. кв. м недвижимости Город, 30 ноя, 12:13
Свыше 36 тыс. обманутых дольщиков восстановлены в правах в 2022 году Город, 30 ноя, 12:01
Коммуналка онлайн: как PropTech меняет рынок ЖКХ
Мнения ,  
0 
Дарья Воронова

Коммуналка онлайн: как PropTech меняет рынок ЖКХ

В 2019 году в мировой PropTech (Property Technologies — технологии в недвижимости) инвестировали $31,5 млрд, что в три раза превосходит показатели предыдущего, 2018 года. Львиная доля вложений приходится на страны Европы и Северной Америки. Например, жители Франции, Финляндии и Нидерландов уже не представляют, что придется вручную передавать показания счетчиков — данные с приборов учета собираются автоматически, а коммуналка оплачивается через мобильное приложение. Всевозможные датчики напоминают управляющим компаниям о сроках службы оборудования и сообщают о неисправностях.

В нашей стране сегодня работает свыше 60 тыс. управляющих организаций, но только 10% из них используют технологии в своих процессах. Поэтому ЖКХ в России является одной из самых потенциально перспективных сфер для применения технологий.

Очевидно, что будущее недвижимости невозможно без современных технологий. И те компании, которые продолжат работать в традиционной форме управления бизнесом, не смогут развиваться — их быстро обгонят и вытеснят с рынка молодые технологичные игроки. И вот почему.

Во-первых, 25 мая 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 156, который внес изменения в Жилищный кодекс РФ в части проведения онлайн-голосования собственников помещений многоквартирных домов (МКД). Теперь закон позволяет жителям голосовать онлайн и существенно оптимизирует процедуру мероприятия. Формулировки вопросов повестки дня можно не вносить вручную, а выбрать из большой библиотеки, которая постоянно пополняется. Сервис сам подсчитывает голоса, бюллетени и протокол собрания формируются автоматически. Это упрощает работу с документами, сокращает время подготовки и затраты на проведение такого мероприятия.

Еще до вступления в силу изменений в ЖК РФ, первое дистанционное собрание собственников в мае провела управляющая компания из Перми. Собрание полностью соответствовало нормам Жилищного кодекса, кворум был набран, а само голосование длилось всего пять дней. Подготовка и проведение собрания в традиционной, очной форме, заняло бы не меньше 60 дней. По нашим прогнозам, с учетом принятых на государственном уровне мер доля компаний, которые проводят такие собрания онлайн, к 2022 году составит 80%.

Во-вторых, с 1 июля 2020 года все приборы учета электроэнергии перешли в ведение ресурсоснабжающих организаций. При этом по мере замены новые счетчики будут только умными, то есть подключаться к интеллектуальной системе учета. В новостройках такие приборы будут установлены сразу. Новая система максимально удобна для жителей — сдавать показания не нужно, они снимутся автоматически. А вот должникам стоит задуматься — поставщик электроэнергии теперь может отключать электричество дистанционно одним нажатием кнопки в своей программе.

В-третьих, технологии меняют стиль управления недвижимостью и помогают формировать у компаний новую культуру обслуживания. Цифровые сервисы уже сегодня на 30% снижают количество звонков в диспетчерскую. А во время пандемии управляющие организации, подключенные только к нашей системе, отметили рост онлайн-обращений более чем в два раза.

Другие колонки про PropTech

И наконец, технологии экономят время и управляющим компаниям, и — главное — жителям. Современный человек хочет тратить свободное время на самое важное: себя и семью. Походы в УК или ожидание сантехника в этот список, очевидно, не входят. Поэтому онлайн-сервисы управления квартирой становятся необходимостью. Оплатить ЖКУ, подать показания счетчиков, застраховать, вызвать мастера, заказать клининг, доставку воды, еды или цветов — все можно сделать в одном мобильном приложении, а затем видеть статус каждой заявки и общаться в чате с исполнителем. Здесь же обсуждают вопросы отдельно по каждому подъезду (не переживая, что в чате посторонний человек): можно познакомить детей из одного дома, продать парковочное место соседям или найти хозяина потерявшегося кота. Это первый шаг к созданию локальных комьюнити.

Кроме того, цифровизация процессов управляющих компаний дисциплинирует сбор платежей за коммунальные услуги и сокращает дебиторскую задолженность почти на 20%. По опыту наших клиентов, напоминание в приложении работает куда лучше, чем платежка в почтовом ящике. Счет после напоминания можно оплатить моментально, не отвлекаясь на другие дела, и долги за коммуналку при этом не копятся.

Технологичным, открытым, прозрачным УК доверяют и застройщики, они требовательны к компаниям, в которые передают на управление жилые объекты. Жители, видя работу УК, ассоциируют ее с именем застройщика. Если репутация у управляющей компании положительная, застройщик может рассчитывать на рекомендации и повторные продажи.

По прогнозам Glorax Infotech, объем инвестиций в перспективные PropTech-стартапы увеличится как минимум в два раза. По итогам 2020 года девелоперы и инвестиционные фонды вложат в новые технологии для рынка недвижимости до 1,5 млрд руб.

Таким образом, только компании, способные быстро адаптироваться к рыночным изменениям, в будущем удержат объем управления и будут масштабироваться. Что сложно: доля самого крупного игрока на рынке управления недвижимостью сегодня не превышает 5%.

Кроме того, последствия пандемии и развитие удаленного взаимодействия компаний и клиентов стимулируют рынок PropTech к созданию новых сегментов и ниш. Это происходит на всех этапах жизненного цикла недвижимости — от проектирования и строительства до продаж и управления.

Об авторе
Дарья Воронова Дарья Воронова генеральный директор «Домиленд»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное Лента