«Домашний Uber»: как интернет-технологии меняют бизнес по ремонту жилья
Рынок по обустройству дома — один из немногих секторов, который пока очень медленно переходит в онлайн. Заказ дизайна, поиск подрядчиков на ремонт, покупка стройматериалов и мебели — все эти процессы выполняются примерно так же, как и 20 лет назад.
Но ситуация быстро меняется: крупнейшие мировые экосистемы электронной коммерции активно смотрят на этот сектор. Какие они ставят перед собой цели и на что будет способен «домашний Uber» от Alibaba, Amazon или Сбербанка?
Кто создает Proptech
Крупнейшие мировые компании всерьез взялись за сферу обустройства дома и намерены автоматизировать этот пока непрозрачный сегмент рынка. То, чем они занимаются, можно назвать новым термином Proptech — это процесс цифровой трансформации, результатом которого станет создание экосистемы, включающей в себя комфортное и быстрое приобретение, обустройство и эксплуатацию недвижимости. Правда, пока мы наблюдаем попытки собрать из разрозненных сегментов единую систему.
Компании, которые достигли в этой сфере каких-то успехов, быстро получают финансовую поддержку от крупных корпораций и top-tier венчурных фондов. Так, в мае стало известно, что IКЕА инвестировала в индийский старт-ап Livspace, который занимается обустройством жилья от дизайн-проекта до ремонта и приобретения всей необходимой мебели. До этого Livspace уже получила инвестиции в размере $70 млн от Goldman Sachs и TPG Growth. Alibaba Group приобрела долю в китайском стартапе Many Craftsmen, который фокусируется на установке освещения и благоустройстве домов. Стартапом это уже назвать, правда, сложно — компания имеет филиалы в 300 городах Китая. Кроме этого, Alibaba инвестировала $635 млн в крупнейшего мебельного ретейлера Red Star Macalline.
Интерес к мебельным компаниям со стороны глобальных игроков совсем не случаен. Все больше производителей товаров для дома переходят на модель C2B (consumer to business, от потребителя к бизнесу), в которой потребители имеют возможность по вполне обычным ценам заказать онлайн изготовляемые индивидуально для них товары. Одним из пионеров в данной области можно считать китайскую компанию Shangpin Home Collection, сделавшую этот процесс простым и удобным. Теперь у ее клиентов нет необходимости приходить в торговый центр и выбирать из имеющегося ассортимента, примеряя каждый шкаф под размер комнаты. Производство кастомизированной мебели и предметов интерьера может стать одним из самых значительных рынков в мире, указывает в своем отчете HTF MI.
Крупнейшие венчурные фонды также заинтересовались Рroptech-стартапами — это значит, что они рассчитывают на взрывной рост рынка, который может принести им, как принято говорить в этой сфере, «10 икс», то есть до 1000% прибыли. Так, стартап Modsy, выполняющий онлайн-заказы по дизайну интерьеров, недавно привлек $37 млн от фонда TCV. В их индийского конкурента, компанию HomeLane фонды JSW Ventures, Accel и Sequoia Capital инвестировали $19,2 млн. Инвесторами Livspace выступает Goldman Sachs, а в упоминавшийся выше Homelane и китайскую онлайн-платформу для ремонта Tubatu вложила деньги Sequoia Capital, которая также является инвестором американского «единорога» Houzz. Tubatu, кстати, год назад объявила о планах по выходу на IPO c ориентиром по оценке более $2 млрд.
Как мы видим, традиционные ретейлеры и гиганты онлайн-торговли не жалеют денег, инвестируя в стартапы из сектора Proptech. Их интерес понятен: таким образом Alibaba, IКЕА и другие «киты» собираются оцифровать огромный рынок, включив его в орбиту своих интересов. Чего они хотят добиться?
Proptech: мечты и реальность
Возможность развития Proptech возникла благодаря изменению поведенческих стереотипов. Сначала люди привыкли покупать онлайн электронику и товары повседневного спроса, затем стали заказывать услуги, сейчас в онлайн переходят целые сферы нашей жизни. Ретейлеры понимают, что оцифрованные услуги по обустройству дома можно продать за меньшие деньги и быстрее, а заказ таких работ сделать проще и приятнее для клиента. Для этого необходимо реализовать принцип одного окна. Покупка квартиры, переезд, создание дизайн-проекта, заказ на ремонт, приобретение мебели, кухни и декора — все это можно положить в «корзину» покупок, а затем оплатить с помощью банковской карты или кредита онлайн.
Система, которая уже на наших глазах создается на крупнейших платформах (например, на том же Alibaba), будет работать так же, как и любой другой онлайн-сервис. Вполне возможно, что точками входа на такие маркетплейсы станут как раз компании, занимающиеся созданием в режиме онлайн дизайн-проектов по доступным ценам. Клиент, купив квартиру или дом, будет заходить на сайт Tubatu.com в Китае, Livspace.com в Индии или какой-либо сайт в России — и закажет себе дизайн-проект, затем — выполнение всех ремонтных работ, установку кухни, дверей и освещения. После этого подберет мебель и предметы декора. И все это на одном сайте, во много раз быстрее и разительно дешевле, чем через традиционные каналы.
Такие сервисы буду активно использовать Big Data и возникающий «сетевой эффект». Речь идет о процессе самообучения, благодаря которому, по сути, каждый следующий клиент сможет получать более кастомизированное и дешевое предложение. Звучит как фантастика? Но всего семь-восемь лет назад почти никто не рассматривал такси как удобный вид транспорта на каждый день. Дело все в тех же потребительских стереотипах, изменить которые можно за счет создания удобного, простого и дешевого сервиса. В России такой «домашний Uber» будет создан, по нашим оценкам, уже через год-два.
Что уже сделали российские компании
Нашим бизнесменам есть за что побороться: объем российского рынка Рroptech, по нашим оценкам, основанном на данных других исследований, составляет более $77 млрд. Сюда мы включаем рынок товаров для дома (DIY), ремонта, мебели и декора, услуг дизайна. Понятно, что если его не займут российские компании, он достанется иностранным игрокам — тем же IКЕА и Alibaba Group.
К счастью, наши инвесторы на этот раз своего не упустили, и российский Рroptech развивается с той же скоростью, что и в других странах. Правда, пока это отдельные элементы экосистемы. Например, Rerooms.ru предлагает комплекс услуг по обустройству дома: от разработки дизайн-проекта до возможности приобрести услугу ремонта. По модели онлайн-магазинов мебели работают homeme.ru и маркетплейс inmyroom.ru, услуги дизайна оказывает онлайн-сервис zaprosto.pro. Однако не будем лукавить: «бесшовную» услугу в этой сфере пока не создал никто в мире. Впрочем, это дело времени.
Как и на западе, в сфере электронной коммерции и в Рroptech в частности уже зарождаются национальные чемпионы. Во-первых, это экосистема Сбербанка, включающая в себя традиционные финансовые продукты в недвижимости, маркетплейс товаров «Беру.ру» совместно с «Яндекс», крупнейшая площадка по подбору и приобретению недвижимости «ДомКлик» и десятки других полезных сервисов. Крупнейшая российская компания активно встраивает в себя сервисы по обустройству дома и вполне может занять доминирующее положение в этой нише.
Второй по размеру российский банк — ВТБ — также развивает проекты в этой сфере. Банк объявил о создании «жилищной экосистемы ВТБ», которая, «позволит клиентам решить большинство вопросов с недвижимостью в режиме одного окна», говорится в официальном сообщении.
Кроме этого, в области электронной коммерции в России работает совместное предприятие Mail.ru Group и AliExpress, быстро растет компания OZON, якорным инвестором которой выступает АФК «Система». Профильные офлайн-ретейлеры также нацелены на свою цифровую трансформацию. Совместные проекты создали «Леруа Мерлен» и компания «Профи.ру» (сервис Ruki.ru), а YouDo.ru заключила соглашение о партнерстве с ИКЕА.