Лента новостей
Все новости Недвижимость
Флешмоб «Флаг-рекордсмен» сняли с квадрокоптера 17:10, Общество Украинец Усик отказался от боя с российским боксером 17:09, Спорт «Аэрофлот» получил почти все допуски на международные рейсы «Трансаэро» 16:37, Бизнес Роспотребнадзор завел дело после недопуска пассажира «Победы» на рейс 16:15, Общество Самый дорогой новичок «Динамо» забил гол во втором матче РПЛ подряд 16:03, Спорт Посол России в Лондоне покинул Великобританию 16:02, Политика СМИ узнали об отказе сына Диего Симеоне перейти в московское «Динамо» 16:00, Спорт Работа репортера: 13 лет в профессии, восемь ноутбуков, три диктофона 15:45, РБК и ASUS МВД сообщило о более 100 тыс. зрителей на концерте в честь флага в Москве 15:36, Общество Тренер сборной России назвал неприятной дисквалификацию Кузнецова 15:22, Спорт Минздрав заявил об отсутствии дефицита инсулина в России 15:07, Общество Стартапы и строители: когда инвесторы придут в российский PropTech 15:03, PRO Актер Петр Мамонов попал в реанимацию с инфарктом 14:49, Общество ЦУП допустил перестыковку другого корабля для стыковки «Союза» с МКС 14:43, Технологии и медиа Туск решил позвать на саммит G7 Украину вместо России 14:40, Политика Футболист «Баварии» перешел в «Лилль» за рекордную сумму 14:34, Спорт Кремль сообщил о недовольстве Путина ситуацией в угольной отрасли 14:21, Политика Разработчик сообщил о состоянии робота Федора после неудачной стыковки 14:07, Технологии и медиа Финалистка «Ролан Гаррос» снялась с US Open из-за травмы 14:01, Спорт Путин поручил ФСБ помочь с экспортом угля 13:36, Экономика Заместителя главы Тамбова насмерть сбила машина под Рязанью 13:24, Общество Квят объяснил решение Red Bull перевести его конкурента в старшую команду 13:17, Спорт Пять человек погибли при столкновении легковушки и бетономешалки в Калуге 13:14, Общество Иран сообщил об испытании своей новой ракеты 13:12, Политика Роспотребнадзор перечислил необходимые для школьников прививки 12:41, Общество СМИ анонсировали переход футболиста «Ювентуса» в «Барселону» за €60 млн 12:37, Спорт В ДТП с автобусом под Волгоградом погибли пять человек 12:17, Общество Порошенко не пришел на празднование Дня независимости Украины 12:08, Политика
«Домашний Uber»: как интернет-технологии меняют бизнес по ремонту жилья
0
Дмитрий Борисов «Домашний Uber»: как интернет-технологии меняют бизнес по ремонту жилья

Рынок по обустройству дома — один из немногих секторов, который пока очень медленно переходит в онлайн. Заказ дизайна, поиск подрядчиков на ремонт, покупка стройматериалов и мебели — все эти процессы выполняются примерно так же, как и 20 лет назад.

Но ситуация быстро меняется: крупнейшие мировые экосистемы электронной коммерции активно смотрят на этот сектор. Какие они ставят перед собой цели и на что будет способен «домашний Uber» от Alibaba, Amazon или Сбербанка?

Кто создает Proptech

Крупнейшие мировые компании всерьез взялись за сферу обустройства дома и намерены автоматизировать этот пока непрозрачный сегмент рынка. То, чем они занимаются, можно назвать новым термином Proptech — это процесс цифровой трансформации, результатом которого станет создание экосистемы, включающей в себя комфортное и быстрое приобретение, обустройство и эксплуатацию недвижимости. Правда, пока мы наблюдаем попытки собрать из разрозненных сегментов единую систему.

Компании, которые достигли в этой сфере каких-то успехов, быстро получают финансовую поддержку от крупных корпораций и top-tier венчурных фондов. Так, в мае стало известно, что IКЕА инвестировала в индийский старт-ап Livspace, который занимается обустройством жилья от дизайн-проекта до ремонта и приобретения всей необходимой мебели. До этого Livspace уже получила инвестиции в размере $70 млн от Goldman Sachs и TPG Growth. Alibaba Group приобрела долю в китайском стартапе Many Craftsmen, который фокусируется на установке освещения и благоустройстве домов. Стартапом это уже назвать, правда, сложно — компания имеет филиалы в 300 городах Китая. Кроме этого, Alibaba инвестировала $635 млн в крупнейшего мебельного ретейлера Red Star Macalline.

Интерес к мебельным компаниям со стороны глобальных игроков совсем не случаен. Все больше производителей товаров для дома переходят на модель C2B (consumer to business, от потребителя к бизнесу), в которой потребители имеют возможность по вполне обычным ценам заказать онлайн изготовляемые индивидуально для них товары. Одним из пионеров в данной области можно считать китайскую компанию Shangpin Home Collection, сделавшую этот процесс простым и удобным. Теперь у ее клиентов нет необходимости приходить в торговый центр и выбирать из имеющегося ассортимента, примеряя каждый шкаф под размер комнаты. Производство кастомизированной мебели и предметов интерьера может стать одним из самых значительных рынков в мире, указывает в своем отчете HTF MI.

Крупнейшие венчурные фонды также заинтересовались Рroptech-стартапами — это значит, что они рассчитывают на взрывной рост рынка, который может принести им, как принято говорить в этой сфере, «10 икс», то есть до 1000% прибыли. Так, стартап Modsy, выполняющий онлайн-заказы по дизайну интерьеров, недавно привлек $37 млн от фонда TCV. В их индийского конкурента, компанию HomeLane фонды JSW Ventures, Accel и Sequoia Capital инвестировали $19,2 млн. Инвесторами Livspace выступает Goldman Sachs, а в упоминавшийся выше Homelane и китайскую онлайн-платформу для ремонта Tubatu вложила деньги Sequoia Capital, которая также является инвестором американского «единорога» Houzz. Tubatu, кстати, год назад объявила о планах по выходу на IPO c ориентиром по оценке более $2 млрд.

Как мы видим, традиционные ретейлеры и гиганты онлайн-торговли не жалеют денег, инвестируя в стартапы из сектора Proptech. Их интерес понятен: таким образом Alibaba, IКЕА и другие «киты» собираются оцифровать огромный рынок, включив его в орбиту своих интересов. Чего они хотят добиться?

Proptech: мечты и реальность

Возможность развития Proptech возникла благодаря изменению поведенческих стереотипов. Сначала люди привыкли покупать онлайн электронику и товары повседневного спроса, затем стали заказывать услуги, сейчас в онлайн переходят целые сферы нашей жизни. Ретейлеры понимают, что оцифрованные услуги по обустройству дома можно продать за меньшие деньги и быстрее, а заказ таких работ сделать проще и приятнее для клиента. Для этого необходимо реализовать принцип одного окна. Покупка квартиры, переезд, создание дизайн-проекта, заказ на ремонт, приобретение мебели, кухни и декора — все это можно положить в «корзину» покупок, а затем оплатить с помощью банковской карты или кредита онлайн.

Система, которая уже на наших глазах создается на крупнейших платформах (например, на том же Alibaba), будет работать так же, как и любой другой онлайн-сервис. Вполне возможно, что точками входа на такие маркетплейсы станут как раз компании, занимающиеся созданием в режиме онлайн дизайн-проектов по доступным ценам. Клиент, купив квартиру или дом, будет заходить на сайт Tubatu.com в Китае, Livspace.com в Индии или какой-либо сайт в России — и закажет себе дизайн-проект, затем — выполнение всех ремонтных работ, установку кухни, дверей и освещения. После этого подберет мебель и предметы декора. И все это на одном сайте, во много раз быстрее и разительно дешевле, чем через традиционные каналы.

Такие сервисы буду активно использовать Big Data и возникающий «сетевой эффект». Речь идет о процессе самообучения, благодаря которому, по сути, каждый следующий клиент сможет получать более кастомизированное и дешевое предложение. Звучит как фантастика? Но всего семь-восемь лет назад почти никто не рассматривал такси как удобный вид транспорта на каждый день. Дело все в тех же потребительских стереотипах, изменить которые можно за счет создания удобного, простого и дешевого сервиса. В России такой «домашний Uber» будет создан, по нашим оценкам, уже через год-два.

Что уже сделали российские компании

Нашим бизнесменам есть за что побороться: объем российского рынка Рroptech, по нашим оценкам, основанном на данных других исследований, составляет более $77 млрд. Сюда мы включаем рынок товаров для дома (DIY), ремонта, мебели и декора, услуг дизайна. Понятно, что если его не займут российские компании, он достанется иностранным игрокам — тем же IКЕА и Alibaba Group.

К счастью, наши инвесторы на этот раз своего не упустили, и российский Рroptech развивается с той же скоростью, что и в других странах. Правда, пока это отдельные элементы экосистемы. Например, Rerooms.ru предлагает комплекс услуг по обустройству дома: от разработки дизайн-проекта до возможности приобрести услугу ремонта. По модели онлайн-магазинов мебели работают homeme.ru и маркетплейс inmyroom.ru, услуги дизайна оказывает онлайн-сервис zaprosto.pro. Однако не будем лукавить: «бесшовную» услугу в этой сфере пока не создал никто в мире. Впрочем, это дело времени.

Как и на западе, в сфере электронной коммерции и в Рroptech в частности уже зарождаются национальные чемпионы. Во-первых, это экосистема Сбербанка, включающая в себя традиционные финансовые продукты в недвижимости, маркетплейс товаров «Беру.ру» совместно с «Яндекс», крупнейшая площадка по подбору и приобретению недвижимости «ДомКлик» и десятки других полезных сервисов. Крупнейшая российская компания активно встраивает в себя сервисы по обустройству дома и вполне может занять доминирующее положение в этой нише.

Второй по размеру российский банк — ВТБ — также развивает проекты в этой сфере. Банк объявил о создании «жилищной экосистемы ВТБ», которая, «позволит клиентам решить большинство вопросов с недвижимостью в режиме одного окна», говорится в официальном сообщении.

Кроме этого, в области электронной коммерции в России работает совместное предприятие Mail.ru Group и AliExpress, быстро растет компания OZON, якорным инвестором которой выступает АФК «Система». Профильные офлайн-ретейлеры также нацелены на свою цифровую трансформацию. Совместные проекты создали «Леруа Мерлен» и компания «Профи.ру» (сервис Ruki.ru), а YouDo.ru заключила соглашение о партнерстве с ИКЕА. 

Об авторах
Дмитрий Борисов основатель Rerooms.ru
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Поиск недвижимости
Купить
Купить
Снять
Квартиру
Квартиру
Квартиру в новостройке
Комнату
Дом
Участок
Коммерческую недвижимость
Найти Подать объявление
Уважаемый пользователь!

Сервис объявлений о продаже и аренде недвижимости на сайте РБК.Недвижимость перешел на технологии Яндекса.

Чтобы разместить свое объявление, воспользуйтесь личным кабинетом на сайте Яндекс.Недвижимость. Добавленные объявления будут доступны как на нашем сайте, так и на сайте Яндекс.Недвижимость.

Личный кабинет Яндекс.Недвижимости