Как пандемия отразится на доступном жилье
Строительная отрасль столкнулась с экономическим кризисом, происхождение которого не связано напрямую с экономическими причинами. Но в этот раз источником рисков стала еще менее предсказуемая сфера — биология. Фактически мир находится во власти стихии. До сих пор нет ни одного надежного и обоснованного прогноза относительно того, какие масштабы сохранит пандемия, насколько длительной она выдастся, останутся ли на прежнем уровне показатели летальности и т. д. Поэтому любые сценарии развития той или иной индустрии в контексте указанных обстоятельств должны по умолчанию сопровождаться многочисленными оговорками.
Тем не менее мы располагаем достаточным количеством вводных, чтобы сконструировать наиболее вероятный трек строительного рынка в текущих условиях. Поскольку его основную часть занимает массовый сегмент (комфорт-класс и стандарт-класс), то именно его перспективам следует уделить первостепенное внимание.
Главный факт строительного рынка на данном этапе кризиса — аудитория сократилась и в большинстве своем обеднела. Ее покупательная способность стала заметно ниже, чем в начале года. Это означает, что платежеспособный покупатель вновь станет самым главным дефицитом. И конкуренция за его симпатии и финансы существенно обострится. Все многообразие решений, направленных на достижение успеха, здесь сводится к двум моделям.
Первая — это стремление предложить как можно более интересный продукт. Застройщики могут наполнить концепции проектов комфорт-класса теми элементами, которые сегодня больше характерны для бизнес-класса (а еще несколько лет назад они оставались исключительно в рамках премиальной недвижимости). В частности, в период самоизоляции проявился спрос на грамотно оформленные общественные пространства и зеленые зоны в границах жилых комплексов. Очевидно, что будет востребована вся инфраструктура умного дома — начиная от приборов учета электроэнергии и заканчивая сервисами по заказу товаров и услуг. Дополнительными бонусами могут стать системы, способствующие созданию в квартире автономной микроклиматической среды. В первую очередь, это современная вентиляция и очистка воздуха, что особенно актуально в период глобальной пандемии. Еще одним приоритетом в рамках данной модели станет наращивание доли предложения с отделкой и меблировкой. По этому пути пойдут ведущие застройщики, располагающие значительными ресурсами и способные добиться от банков максимально выгодной кредитной ставки.
Принцип второй модели — предложить как можно более доступный продукт. Это тактический выигрыш, оплаченный стратегическим тупиком и концептуальной деградацией. Тем не менее многие застройщики считают подобный сценарий приемлемым на среднесрочную перспективу. Они уже сегодня выступают с инициативой по смягчению нормативов в плане обеспечения жилых комплексов парковочными местами и социальными объектами. Действительно, в условиях падения реальных доходов у потенциальной аудитории велико искушение упростить и облегчить продукт, удалив из него наиболее затратные и обременительные элементы.
Эти две модели задают разнонаправленные векторы развития массового сегмента, которые могут привести к его расслоению. Его верхняя фракция, прошедшая через концептуальный апгрейд, объединится в один сегмент с проектами «большого бизнес-класса» — крупными жилыми комплексами с относительно доступным прайсом, которые вышли на рынок во второй половине 2018 года. Собственно, этот сегмент и станет новым бизнес-классом — ведь классический бизнес-класс, по всей видимости, понесет самые болезненные потери от кризиса и может даже исчезнуть как отдельная категория недвижимости. Нижняя фракция комфорт-класса после инфраструктурного и планировочного обеднения послужит основой для второго пришествия экономкласса в границах Москвы (под псевдонимом «стандарт-класс», если следовать недавно принятой терминологии).
Решающее конкурентное преимущество получат те компании, которые в своей корпоративной идеологии смогут если не соединить, то хотя бы сбалансировать оба подхода. Это крупные девелоперы, которые ранее, еще до наступления кризиса, хорошо поставили работу по оптимизации издержек. Принципиальное значение получает последовательная стандартизация и автоматизация всех элементов и процессов строительного цикла, от логистики до управления сданными жилыми комплексами. Большую помощь в этом окажет внедрение цифровых технологий, BIM-проектирования, а также инвестиции в научно-технические разработки. Такие меры уменьшат расходы, что, в свою очередь, создаст определенный резерв. Компании смогут использовать его для проведения акций и запуска программ рассрочки или вложить в качественное развитие инфраструктуры строящегося жилого комплекса. В любом случае оптимизация выступает универсальным стабилизирующим фактором.
Если же пандемия хотя бы частично утратит свой разрушительный эффект и сфера недвижимости вместе со всей остальной экономикой получит время на восстановление, то кризис не успеет оказать серьезное влияние на девелоперский масс-маркет. Необходимо учитывать, что он оказался лучше защищен от экономических стрессов, чем классический бизнес-класс. Большую роль сыграла программа льготной ипотеки, которая охватила 90–95% сегмента. Снижение ставки отчасти компенсировало уменьшение реальных доходов покупательской аудитории, тем самым поддержав платежеспособный спрос. Кроме того, у столичного рынка недвижимости остается подпитка со стороны мигрантов из регионов. В большинстве субъектов Федерации экономика пострадала куда сильнее, чем в Москве или Санкт-Петербурге. Это вынудит часть активных граждан переехать в столицы. Также в регионах есть определенный спрос — не очень высокий, но ощутимый — на качественное жилье в ценовой категории 8–10 млн руб., но местные застройщики нечасто могут его удовлетворить. Соответственно, данная прослойка потребителей будет искать интересующее ее предложение на московском рынке. И это также станет фактором поддержки столичного комфорт-класса или «большого бизнес-класса».
Читайте также: Десять главных трендов десятилетия на рынке столичной недвижимости — колонка Ольги Хасановой