Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
ЦБ сообщил о создании системы жилищных сбережений для ипотечников Деньги, 20:19
Власти Москвы назвали основные требования к подъездам в жилых домах Жилье, 16:30
ЦИАН заявил о стагнации цен на рынке жилья в России Жилье, 16:10
Как IT меняет жилищную сферу Отрасль, 15:52
Аналитики отметили падение цен и рост скидок на элитную аренду в Москве Жилье, 15:18
Frank RG оценил рост доступности жилья в ипотеку в России Деньги, 14:57
«Домклик» назвал среднюю стоимость аренды квартир по районам Москвы Жилье, 14:27
Спрос на офисы в «Москва-Сити» в 2022 году упал в 7 раз Город, 14:03
Назван объем строящейся в Москве недвижимости по 214-ФЗ Город, 12:55
В Москве назвали округа — лидеры по сделкам с эскроу в новостройках Жилье, 12:07
Эксперты назвали районы Москвы, где выросли цены на ЖК бизнес-класса Деньги, 10:25
Антитренды в дизайне мебели: что выйдет из моды в 2023 году Дизайн, 09:00
ЦИАН оценил спад спроса на новостройки у границ Украины и новых регионов Жилье, 00:04
Реставрация дома Мельникова на Арбате начнется в 2023 году Город, 28 ноя, 18:33
Почему кризис — лучшее время для новых форматов?
Мнения ,  
0 
Александр Шарапов

Почему кризис — лучшее время для новых форматов?

Коронавирус станет акселератором многих трендов. В мейнстриме окажутся форматы недвижимости, на которые инвесторы раньше смотрели с опаской, например коливинги и коворкинги. Об этом рассуждает президент Becar Asset Management Александр Шарапов

Нынешний кризис принципиально отличается от всех тех, которые наша страна пережила за последние 30 лет. В первую очередь тем, что его результатом станет ускорение тенденций в недвижимости, которые набирали силу в последние несколько лет. На первый план выйдут форматы, которые отвечают трем основным принципам: гибкость, экономичность и диджитализация.

Вопреки мнению о том, что после выхода из карантина человечество массово перейдет на удаленку, я уверен в обратном. В апреле мы провели опрос среди более чем одной тысячи респондентов. Около 83% из них уверены, что в офисе работать эффективнее, и только 15% считают, что им комфортнее трудиться из дома.

После окончания карантина нам всем предстоит вновь попытаться найти так называемый work-life balance (баланс между личной жизнью и работой). Традиционные офисы действительно продолжат терять свою популярность, как и до карантина. При этом многие работодатели, убедившись в возможности части сотрудников работать удаленно и желая сэкономить на аренде, введут более свободный график посещений офиса. То есть они не откажутся от него, а сделают его еще более гибким. Придет эпоха коворкингов, где есть места как для командных «брейнштормов», так и «тихие» комнаты, зоны релакса, сады, библиотеки, какие-то игровые пространства.

Не уничтожит COVID-19 и стремление человечества к общению. Значит, еще актуальнее станут коливинги, где средняя площадь жилых и общественных пространств на одного человека сопоставима — около 19 кв. м. В будущем жилая площадь еще больше сократится — до 12–13 кв. м. Как верно заметил Резо Мерхан, основатель компании The Collective Old Oak, развивающий одноименную сеть коливингов, этот формат дает возможность перестать в век интернета продолжать пользоваться методами аренды, принятыми в XIX веке. Арендуя квартиру, до сих пор часто получаешь жилье без мебели и бытовой техники. Но даже после потраченных месяцев на закупку всего необходимого нужно по старинке самостоятельно заниматься организацией своего времяпрепровождения. Проживая в коливинге, человек лишен необходимости задумываться не только о бытовых мелочах, но и о том, как организовать свой досуг. То есть в плату входит еще и возможность получить новых друзей.

В гостиничной недвижимости на первый план выйдут апарт- и лайфстайл-отели. В первом случае успех будет связан с большей защищенностью инвестора за счет долгосрочных договоров аренды. Вторые же набирали популярность в последнее время и быстрее других восстановятся после пандемии за счет молодых путешественников, которые первыми устремятся за новыми впечатлениями после открытия границ. Их отличие — в небольших номерах в районе 12 кв. м (современные путешественники ездят с минимумом вещей) и существенных пространствах для общения и взаимодействия. Бар в таких отелях стал центром жизни. Все крупнейшие компании увидели этот тренд, но первым был CitizenM, успешный нынче сетевой проект, где упор сделан на диджитализацию, позволившую минимизировать общение гостей с персоналом.

В свою очередь торговые центры станут местом постмодерна с большим разнообразием возможностей для получения позитивных эмоций. То же относится и к самим торговым точкам. Вслед за Apple, чьи магазины имеют в первую очередь имиджевую составляющую, в магазины будущего станут приходить не за покупками, а за впечатлениями. Яркий пример — недавно открывшийся в Москве парк развлечений «Остров Мечты», ставший симбиозом торговой и развлекательной составляющих.

При этом для всех типов недвижимости будет характерен кондо-формат, предполагающий множество собственников при единой управляющей компании. К этому приведет финансовый кризис и отсутствие «длинных» денег в России, с чем нам предстоит еще долго жить.

Об авторе
Александр Шарапов Александр Шарапов президент Becar Asset Management
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное Лента