Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 726 700 руб +1%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Дело Романа Широкова рассмотрят в общем порядке Спорт, 11:15 Передача Кельбаджарского района Азербайджану. Фоторепортаж Общество, 11:12  На юге Москвы из детсада эвакуировали более 100 детей из-за возгорания Общество, 11:04 Тактаров назвал «стыдом и позором» примирение Харитонова с Яндиевым Спорт, 11:02 Vnukovo Country Club: пространство для развития детей РБК и Vnukovo Country Club, 11:02 В АФК «Система» заявили о планах провести IPO Segezha Group после Ozon Инвестиции, 10:56 В Подмосковье впервые с мая выявили более 1 тыс. больных COVID за сутки Общество, 10:55 В Петербурге выявили рекордные 3,4 тыс. случаев заражения коронавирусом Общество, 10:51 Каким должен быть бизнес-ноутбук для удаленки Партнерский материал, 10:48 В России число умерших от COVID-19 за сутки впервые превысило 500 человек Общество, 10:46 В России выявили более 23 тыс. заболевших COVID-19 за сутки Общество, 10:45 Как правильно выбрать криптобиржу. Простые советы Крипто, 10:44 ФСБ задержала члена готовившей теракты в Московском регионе ячейки. Видео Общество, 10:40 Эти 4 компании ждет мощный праздничный квартал. Их акции могут взлететь Инвестиции, 10:34
Почему кризис — лучшее время для новых форматов?
Мнения ,  
0 
Александр Шарапов

Почему кризис — лучшее время для новых форматов?

Коронавирус станет акселератором многих трендов. В мейнстриме окажутся форматы недвижимости, на которые инвесторы раньше смотрели с опаской, например коливинги и коворкинги. Об этом рассуждает президент Becar Asset Management Александр Шарапов

Нынешний кризис принципиально отличается от всех тех, которые наша страна пережила за последние 30 лет. В первую очередь тем, что его результатом станет ускорение тенденций в недвижимости, которые набирали силу в последние несколько лет. На первый план выйдут форматы, которые отвечают трем основным принципам: гибкость, экономичность и диджитализация.

Вопреки мнению о том, что после выхода из карантина человечество массово перейдет на удаленку, я уверен в обратном. В апреле мы провели опрос среди более чем одной тысячи респондентов. Около 83% из них уверены, что в офисе работать эффективнее, и только 15% считают, что им комфортнее трудиться из дома.

После окончания карантина нам всем предстоит вновь попытаться найти так называемый work-life balance (баланс между личной жизнью и работой). Традиционные офисы действительно продолжат терять свою популярность, как и до карантина. При этом многие работодатели, убедившись в возможности части сотрудников работать удаленно и желая сэкономить на аренде, введут более свободный график посещений офиса. То есть они не откажутся от него, а сделают его еще более гибким. Придет эпоха коворкингов, где есть места как для командных «брейнштормов», так и «тихие» комнаты, зоны релакса, сады, библиотеки, какие-то игровые пространства.

Не уничтожит COVID-19 и стремление человечества к общению. Значит, еще актуальнее станут коливинги, где средняя площадь жилых и общественных пространств на одного человека сопоставима — около 19 кв. м. В будущем жилая площадь еще больше сократится — до 12–13 кв. м. Как верно заметил Резо Мерхан, основатель компании The Collective Old Oak, развивающий одноименную сеть коливингов, этот формат дает возможность перестать в век интернета продолжать пользоваться методами аренды, принятыми в XIX веке. Арендуя квартиру, до сих пор часто получаешь жилье без мебели и бытовой техники. Но даже после потраченных месяцев на закупку всего необходимого нужно по старинке самостоятельно заниматься организацией своего времяпрепровождения. Проживая в коливинге, человек лишен необходимости задумываться не только о бытовых мелочах, но и о том, как организовать свой досуг. То есть в плату входит еще и возможность получить новых друзей.

В гостиничной недвижимости на первый план выйдут апарт- и лайфстайл-отели. В первом случае успех будет связан с большей защищенностью инвестора за счет долгосрочных договоров аренды. Вторые же набирали популярность в последнее время и быстрее других восстановятся после пандемии за счет молодых путешественников, которые первыми устремятся за новыми впечатлениями после открытия границ. Их отличие — в небольших номерах в районе 12 кв. м (современные путешественники ездят с минимумом вещей) и существенных пространствах для общения и взаимодействия. Бар в таких отелях стал центром жизни. Все крупнейшие компании увидели этот тренд, но первым был CitizenM, успешный нынче сетевой проект, где упор сделан на диджитализацию, позволившую минимизировать общение гостей с персоналом.

В свою очередь торговые центры станут местом постмодерна с большим разнообразием возможностей для получения позитивных эмоций. То же относится и к самим торговым точкам. Вслед за Apple, чьи магазины имеют в первую очередь имиджевую составляющую, в магазины будущего станут приходить не за покупками, а за впечатлениями. Яркий пример — недавно открывшийся в Москве парк развлечений «Остров Мечты», ставший симбиозом торговой и развлекательной составляющих.

При этом для всех типов недвижимости будет характерен кондо-формат, предполагающий множество собственников при единой управляющей компании. К этому приведет финансовый кризис и отсутствие «длинных» денег в России, с чем нам предстоит еще долго жить.

Об авторах
Александр Шарапов Александр Шарапов, президент Becar Asset Management
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Поиск квартир
в новостройках
Сервис РБК Недвижимость
Главное Найти квартиру Лента