Недвижимость
Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
«Нас ждет бум глэмпингов и автотуризма»
Мнения ,  
0 
Ольга Захарова

«Нас ждет бум глэмпингов и автотуризма»

Пандемия внесла существенные изменения в планы туристического бизнеса. И все чаще в разговорах люди обсуждают поездки не на любимые прежде курорты Средиземноморья, а рассматривают путешествия внутри страны. В список территорий, которые хотелось бы посетить хотя бы раз в жизни, многие включают Байкал и Камчатку, Арктику и Алтай, Северный Кавказ, но тут же возникают вопросы о безопасности, комфорте, стоимости таких путешествий.

Сегодня границы закрыты, а потребность современного человека в отдыхе и получении новых впечатлений осталась. Удастся ли российским регионам использовать сложившуюся ситуацию для привлечения туристов и оправдать туристические ожидания? Как туристические и природные ресурсы России превратить в интересные предложения для отдыха, оздоровления и путешествий?

Что качественного и интересного может предложить Россия туристам

У России для развития экотуризма огромный потенциал — 11 природных территорий имеют статус Всемирного наследия ЮНЕСКО, присваивающийся местам с наиболее ценными экосистемами на нашей планете. Среди них — девственные леса Коми, вулканы Камчатки, озеро Байкал, Золотые горы Алтая, Западный Кавказ, Центральный Сихотэ-Алинь, Убсунурская котловина, природный комплекс заповедника «Остров Врангеля», плато Путорана, природный парк «Ленские столбы», ландшафты Даурии. Всего в России около 12 тыс. особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения, а их общая площадь составляет почти 13% площади страны.

Экологический туризм является самым эффективным инструментом для формирования экомышления, ответственного отношения к природе, к планете. Идеологи экотуризма говорят, что личные эмоции, впечатления, которые можно получить, только путешествуя по природным территориям, находясь среди живой природы, ведут к быстрым переменам в сознании, образе жизни, привычках туристов. Это как раз о том, как путешествие может поменять человека.

Принцип «ноль отходов» и охрана окружающей среды становятся не просто абстрактными понятиями, персонифицированной личной ответственностью, способом сохранить увиденную воочию природную красоту, животный, растительный мир. Поверьте, после посещения природных территорий Приморья и всех эмоций от прогулок по леопардовым тропам сохранение живущих здесь 100 леопардов и 500 тигров становится личной ответственностью в сознании каждого туриста. Не случайно в нацпроекте «Экология» одним из способов сохранения биоразнообразия обозначено развитие экотуризма.

Один из ведущих мировых трендов по путешествиям — экологический туризм.

Согласно данным Международного общества экотуризма, с начала 1990-х годов темпы роста экотуризма составляют 20–34% в год, а в общем объеме всего мирового туристического рынка сегмент устойчивого туризма может занять 25%. По темпам роста природный туризм обходит сектор пляжного туризма со значительным отрывом. Это огромная высокодоходная индустрия: $14,2 млрд в США, $3,5 млрд в Австралии, $0,4 млрд в Кении — такой ежегодный доход приносят посетители природных территорий. В США для оценки социально-экономической эффективности проектов используется модель эффектов от расходов посетителей национальной службы парков. В основе модели лежит концепция мультипликации (умножения) эффектов. Мультипликативный эффект от туризма для экономики — это его способность благодаря увеличению спроса на туристические и сопутствующие услуги вызывать необходимость развития многих удовлетворяющих этот спрос производств на сопредельных территориях. В США бизнес прекрасно оценивает эффективность проектов и видит выгоды инвестирования в национальные парки. Парки активно взаимодействуют с частным бизнесом и корпоративными компаниями дополнительно к государственному бюджету, который, надо сказать, также небольшой. Для этого есть сформированные предложения для инвесторов — какие земельные участки можно предложить, что на них построить, какого размера, встроить финансовую модель.

Есть статистика по посещаемости, размер среднего чека, все это детализировано и моментально выгружается. И это все на общенациональном уровне. Национальные парки строят партнерства, активно взаимодействуют с местными жителями, стимулируя их открывать гостиницы, кафе, создавать экскурсионные маршруты. Все это влияет на региональную и национальную экономику. Кстати, стратегия развития туризма в США изначально была направлена на развитие внутреннего туризма — сегодня около 80% американцев путешествуют по своей стране, совершая ежегодно четыре поездки. Еще одна очень интересная цифра — $27 тыс. — приносит нацпарку в Кении одна особь льва, а стадо слонов — $610 тыс. То есть там давно уже поняли, что «живой объект экотуризма» привлекает гораздо больше денег. Доходов от медведей, дальневосточных леопардов и других прекрасных обителей российских нацпарков никто не считал, но есть другие цифры — федеральные природные территории в России в 2019 году (135 бюджетных учреждений) посетили 8 млн человек, доход составил 1,27 млрд руб.

Глэмпинги, экотропы и другое

Речь идет обо всех возможных вариантах инфраструктуры на природных территориях — от визит-центров до обустроенных экотроп и модульных объектов, домов на воде. Иными словами, обо всем, что является объектами некапитального строительства. Сегодня действительно есть большой запрос на создание глэмпингов — атмосферных с повышенной комфортностью кемпингов. Они ориентированы на тех, кто хочет медитаций на природе, перезагрузки, интересных активностей — трекингов, рафтингов, скалолазанья в сочетании со спа-процедурами на природе, красиво сервированного стола, на котором представлены локальные продукты, и крепкого сна на свежем воздухе среди реликтового леса или на берегу океана. В России около 90 глэмп-парков размещены с видом на морское побережье, северное сияние, горные вершины, кедровые рощи.

Мы прогнозируем большую востребованность такого формата отдыха — особенно сейчас, когда после карантина люди будут стремиться на природные территории, но при этом стараться сохранить уединенность. Для инвесторов это понятная бизнес-модель с просчитанным сроком окупаемости за два-три туристических сезона.

Что мешает развивать внутренний туризм

Необходимо создать прозрачный и ускоренный механизм передачи в аренду земельных участков вокруг особо охраняемой территории (ООПТ) для сетевых инвесторов. Сейчас для того, чтобы получить земельный участок рядом или внутри ООПТ, будь то федеральные или региональные территории, необходимо пройти сложную процедуру согласования. А если бизнес захочет построить сеть некапитальных объектов для проживания туристов в нескольких регионах, то он должен пройти процедуру согласования с каждым субъектом и директором природной территории в отдельности для получения разрешения на возведение некапитальных объектов, что не дает никаких гарантий на реализацию проекта. Это затягивает сроки и создает риски для инвестора при запуске сетевых проектов. Устойчивую бизнес-модель создают несколько тиражированных проектов, а не один. Бизнес пытается открыть объекты на ООПТ, но как на федеральных, так и на региональных особо охраняемых территориях есть ограничения по устройству канализации, электричества, водоснабжения. Вместе с тем международный опыт показывает, что вся инфраструктура создается на прилегающих территориях.

И этот вариант действительно является практикой с доказанной эффективностью. Кроме того, важно отметить, что, размещаясь на региональной земле, бизнес может рассчитывать на меры региональной поддержки, если такие программы есть в регионе. Прилегающие территории имеют меньше ограничений, а для туриста важен не факт нахождения на ООПТ, а впечатления в шаговой доступности, доступность маршрутов для прогулок и вид из окна.

В России есть огромный потенциал и запрос на развитие экологического туризма. И, что самое важное, есть лидеры, новаторы, первопроходцы, создающие на природных и сопредельных территориях яркие инициативы — туристические маршруты, гастрономические фестивали, экофермы. Но все эти проекты носят локальный характер. Чтобы показать самые прекрасные природные территории России, сделать их доступными для туристов, сохранив при этом природу, нужно максимально использовать международных опыт, интегрировать применимые к российской действительности механизмы и инструменты, при этом вырабатывать свой уникальный путь.

Об авторе
Ольга Захарова Ольга Захарова заместитель генерального директора Агентства стратегических инициатив (АСИ)
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Спрос на новостройки Москвы в ноябре резко выросЖилье, 06 дек, 20:00
Спрос на новостройки Москвы и Подмосковья резко упал за годЖилье, 06 дек, 18:05
«Домклик» оценил, как изменилась востребованность льготной ипотекиДеньги, 06 дек, 15:41
Как выбрать пылесос: 10 характеристик и советы экспертовДом, 06 дек, 14:45
В Баку пройдет международный саммит недвижимости «Движение»Новости компаний, 06 дек, 14:24
В Госдуму внесли законопроект о подземных гаражахГород, 06 дек, 13:23
ЦБ улучшил прогноз ожидаемого роста рынка ипотеки в 2024 годуДеньги, 06 дек, 12:55
Что нельзя делать в многоквартирном доме: шум, мусор и огоньЖилье, 06 дек, 11:51
Каким будет Дом с атлантами после реставрацииГород, 06 дек, 11:48
«Домклик» оценил, как изменился спрос на жилье во втором полугодииЖилье, 06 дек, 10:28
Почти 90% россиян заявили, что их жилье нуждается в ремонтеЖилье, 06 дек, 09:45
Квартира почти каждого десятого россиянина не превышает 35 кв. мЖилье, 06 дек, 09:29
Эксперты назвали число новых зарубежных брендов в российском ретейлеОтрасль, 05 дек, 19:30
Эксперты спрогнозировали четырехкратный рост рынка посуточной арендыЖилье, 05 дек, 16:17
Главное Лента