Палатки с гостиничным сервисом: как развивается глэмпинг в России
Владельцы глэмпингов и модульных гостиниц в России будут получать субсидии от государства — такой законопроект сейчас разрабатывается для поддержки внутреннего и въездного туризма.
Рассказываем, что такое глэмпинги и как эта индустрия развивается в нашей стране.
Что это такое
Считается, что первый глэмпинг (от англ. glamorous camping — гламурный кемпинг) появился в Великобритании в 2005 году. Это самый молодой и самый современный формат курортной недвижимости. Корни глэмпинга уходят в средневековье, когда монархи устраивали выезды на природу, окружая себя в полях царской обстановкой.
Сегодня глэмпинг — этот тот же отдых на природе, но в условиях максимального комфорта. Вместо палаток отдыхающие живут в больших и удобных шатрах или быстровозводимых оригинальных постройках. Здесь обязательно предусмотрен санузел и часто почти полноценное гостиничное обслуживание. Жестких требований к организации такого вида отдыха нет, главное, чтобы это было красиво и комфортно.
Почему это стало популярным
Сейчас глэмпинги уже есть практически во всех странах мира. Такой вид отдыха создали даже в Антарктиде.
В европейских странах глэмпинги стали популярны за счет роста спроса на экологический туризм. Одной из причин популярности глэмпингов стал психологический фактор: жители мегаполисов все чаще стремятся к уединению и спокойствию, но хотят сохранить при этом высокий уровень комфорта на отдыхе.
На кого рассчитаны глэмпинги
Мария Долгова, креативный директор event-агентства Prostorcrew:
— Когда мы говорим про глэмпинг, все равно говорим про категорию luxury, то есть про людей, которые зарабатывают выше среднего. Это очень искушенная публика, которая много уже всего перепробовала — для нее привычно ездить на закрытые для других острова. Роскошью их уже не удивить. Такая категория отдыхающих ищет для себя две вещи: новый и абсолютно эксклюзивный опыт. Из-за этого возврат к корням, единение с природой, которые предлагает глэмпинг, — то, что привлекает их внимание. Особенно, если они оказываются на краю земли, в пустыне или джунглях.
В России
В России глэмпинги начали активно развиваться с 2015 года. По данным консалтинговой компании MACON, сегодня в стране насчитывается около 60 глэмпингов. Они находятся в Подмосковье, Краснодарском крае, Калининградской области, Карелии, на Байкале, Камчатке, Алтае и в других регионах.
Часто у глэмпингов есть своя специализация. В России уже действуют эко- и фермерские глэмпинги, для вегетарианцев и серфингистов, любителей бань или активного отдыха. Начинают формироваться и первые профессиональные операторы данного вида отдыха: в Горном Алтае действуют два глэмпинга под брендом «Сайкол», активно развивает направление компания RussiaDiscovery.
Средняя стоимость размещения в российских глэмпингах варьируется от 2,5 тыс. до 9 тыс. руб. за ночь на двоих. При этом цены на обычный кемпинг редко превышают 1 тыс. руб.
«Вблизи крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург, уже открылось несколько глэмпингов, к примеру «Зеленая тропа» или Pine River. Но стоит понимать, что это, по сути, просто отели нового вида», — рассказала Долгова из Prostorcrew.
В городе
В городах формат глэмпингов используется зачастую в рекламных целях. Например, глэмпинг Moscow Escape на крыше ТЦ «Авиапарк» или глэмпинг, который обустроили во дворе элитного жилого комплекса «Полянка/44» от Группы ПСН. Эта девелоперская компания для своего закрытого мероприятия в английском саду проекта «Полянка/44» выбрала тему гламурного кемпинга: вместо обычных палаток установила красивые шатры с элегантным освещением и стильными уличными обогревателями.
«Элитные бренды все еще переживают, что их искушенная аудитория не оценит такой формат мероприятия, но, думаю, этот страх пройдет, когда на рынке появится больше успешных примеров», — прокомментировала Долгова.
Сколько стоит построить глэмпинг
«Развитие глэмпингов в России имеет значительные перспективы и с большой степенью уверенности можно полагать, что в ближайшие годы их число будет увеличиваться с темпом в несколько десятков в год», — рассказал генеральный директор консалтинговой компании MACON Илья Володько.
Значительным фактором, стимулирующим развитие глэмпингов, является относительно небольшой объем инвестиций для их строительства по сравнению с полноценным курортным комплексом. Для сравнения: сумма вложений в организацию глэмпинга может начинаться от 5 млн руб., в то время как для строительства полноценного загородного отеля на 100 номеров понадобится минимум 500 млн руб., то есть в 100 раз больше.
Глэмпинги можно создавать там, где по каким-либо причинам запрещено капитальное строительство: земли лесного фонда или особо охраняемые земли, прибрежные земельные участки. Это делает глэмпинги альтернативным вариантом эффективного использования земельных участков.
Субсидии для точек притяжения туристов
На портале проектов нормативных правовых актов размещен законопроект о правилах предоставления субсидий на глэмпинги и модульные гостиницы. Гранты будут выделяться на создание и развитие на территории туристических кластеров точек притяжения туристов, указано в пояснительной записке к проекту. К ним относятся возведение и эксплуатация модульных гостиниц и других быстровозводимых мест размещения, объектов развлекательной инфраструктуры или новых туристических маршрутов.
Начало реализации инициативы запланировано на 2020 год. На грантовую поддержку в федеральном бюджете заложено 54 млн руб. в год, уточнили в Минэкономразвития. Максимальная сумма одного гранта составит 3 млн руб.
Субсидии будут предоставляться на основе конкурса. Обязательным условием станет софинансирование: не менее 30% от объема запрашиваемого гранта должен вложить сам заявитель.