Как застройщики перевели продажи в онлайн
Экономический кризис и связанная с пандемией самоизоляция стали настоящим стимулом цифровизации недвижимых услуг. В условиях пандемии строительная отрасль, считающаяся одной из самых консервативных, вынужденно совершила технологический прорыв: массовый перевод сотрудников на удаленный формат работы, превращение отдельного цифрового инструментария в единую экосистему, позволяющую клиенту совершить онлайн-покупку, возможность получить не только одобрение, но и подтверждение ипотеки.
Квартира — это сложный строительный объект, который застройщик должен передать, а клиент — принять, но выбор и сравнение вариантов стали для покупателя ближе к онлайн-формату, ранее свойственному сегменту более доступных товаров.
Онлайн-стройка
По данным GFK RUS, доля онлайн-покупателей от общего количества жителей России в 2019 году составила более 40%. Рынок электронной коммерции в прошлом году в нашей стране вырос на 23% — это сравнимо с ростом в Малайзии и выше, чем в Канаде, согласно исследованию Data Insight. Безусловно, двухмесячный режим изоляции благотворно скажется на доле онлайн-продаж в этом году: аналитики уже говорят о значительном росте e-commerce, несмотря на снижающиеся располагаемые доходы населения. В условиях, когда офисы продаж закрыты, а покупатели стремятся сохранить средства в условиях волатильности рубля, свою долю в этот рост внесли и онлайн-сделки с недвижимостью.
Еще пару-тройку лет назад девелоперы поощряли стремление покупателей воочию взглянуть на стройку будущего жилого комплекса: вычищенные смотровые площадки, вышколенные менеджеры в дизайнерских интерьерах офисов продаж, свежесваренный кофе с брендированными сладостями располагали к времяпрепровождению с последующим заключением договора. Онлайн-камеры на сайтах проектов, виртуальные прогулки по 3D-модели жилого комплекса, наличие всей документации по проекту на сайте сделали такой визит уже не столь необходимым атрибутом для тех, кто привык изучать информацию в Сети. Но, как правило, бюрократические проволочки все же не делали такой канал полностью дистанционным: покупателю приходилось ехать в офис для подписания договора, аналогично нельзя было избежать посещения банка при открытии безопасной формы оплаты и подписании документов на получение ипотеки.
Онлайн-настройка
Пандемия внесла свои коррективы и ускорила процесс перехода в онлайн. Застройщики были вынуждены бежать, чтобы оставаться на месте: весь пользовательский путь переместился в виртуальное пространство. Вместо уютного офиса — презентация в Zoom, вместо брендированных сладостей — скидка при дистанционной покупке. После правок в закон 106-ФЗ Центробанком самый нерешаемый вопрос по переводу в онлайн сделок с ипотекой был снят: благодаря принятию электронной аутентификации клиента теперь получение такого кредита может проходить удаленно. Часть московских застройщиков смогли быстро перестроить свои системы продаж под изменившийся спрос и условия. Легче и быстрее к новым реалиям адаптировались те девелоперы, которые и в стройке, и в бизнесе работают на опережение.
Экстремальные условия работы — отличный стимул для технического прогресса, и все крупные девелоперы сумели перестроить системы продаж. Благородя цифровой трансформации отлаженных процессов ведущие застройщики в апреле снизили показатели продаж всего на 8–10%, в то время как опоздавшие или не сумевшие встроиться в мир диджитал игроки рынка потеряли до 40%.
Еще марте 2020 года доля покупателей недвижимости, зарегистрировавшихся в мобильном приложении клиента MR Group, на разных этапах сделки составила 55%: клиенты, первая встреча с которыми состоялась в офисе, плавно перешли в онлайн вместе с персональными менеджерами. В мае 2020 года с помощью приложения была проведена первая ипотечная сделка полностью в онлайн-формате.
Конечно, наиболее показательным станет май, поскольку путь клиента от обращения до заключения договора занимает, как правило, около месяца. Однако цифровую трансформацию уже можно считать состоявшейся, и в дальнейшем мы увидим колоссальные темпы роста этого направления. По нашим прогнозам, доля онлайн-продаж в структуре «сделок 2020» по итогам года может составить до 15% от общего объема.
Онлайн-перестройка
На сегодня подобный формат работы выглядит как прогрессивные антикризисные меры, однако электронная регистрация сделок и цифровизация всех операций были задуманы еще до пандемии и карантина.
Создание и бюджетирование архитектурной и инфраструктурной концепции проекта, подготовка документации, помощь клиенту в оформлении отношений с банком, а также контроль хода строительных работ и сдача объекта в эксплуатацию в целом не требуют постоянных коммуникаций в реальном мире. Как доказала практика, даже консервативные клиенты рынка недвижимости, предпочитающие офлайн-модель общения с менеджерами и консультантами, готовы к онлайн-сделкам.
В цифровом мире многое зависит от репутации девелопера. Стаж работы на рынке, отзывы, упоминания в СМИ, регулярные выступления спикеров и экспертов на отраслевых мероприятиях — все это в комплексе создает необходимую имиджевую среду, делающую возможными коммуникации от первого соприкосновения с клиентом до оплаты контракта исключительно при помощи онлайн-средств коммуникации.