Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 600 100 руб +3%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
В Москве на акции против поправок в Конституцию начались задержания Общество, 21:31 США ввели санкции против связанных с Пригожиным людей и компаний Политика, 21:30 Матвиенко назвала общую сумму задолженности по алиментам в России Общество, 21:15 В Nord Stream AG ответили на заявление США о санкциях против газопровода Политика, 21:08 РУСАДА ответило на обвинения ОКР в махинациях после аудита Спорт, 20:57 Минобороны успешно испытало спутник-инспектор Общество, 20:45 Троих полицейских из Екатеринбурга приговорили к колонии за изнасилование Общество, 20:08 Действие правила пяти замен в футболе продлили до лета 2021 года Спорт, 20:07 «Двоечников» ОПЕК+ обязали компенсировать невыполненные обязательства Экономика, 20:06 Белоруссия отменила двухнедельный карантин для россиян Политика, 20:06 Следствие попросило арестовать новых фигурантов дела Абызова Общество, 20:04 «Спартак» прервал безвыигрышную серию в РПЛ из пяти матчей Спорт, 19:58 Как доля онлайн-продаж «ВкусВилл» выросла в 30 раз РБК и #CloudMTS, 19:48 СК завершил расследование по делу бывшего хабаровского губернатора Общество, 19:45
Эффект бумажного стаканчика: как мода на кофе изменила ретейл в Москве
Деньги ,  
0 

Эффект бумажного стаканчика: как мода на кофе изменила ретейл в Москве

Растущая популярность заведений формата coffee-to-go заставляет их владельцев присматриваться к небольшим помещениям в центре города
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

На протяжении последних нескольких лет Москва, подобно многим других мировым мегаполисам, переживает кофейный бум: новые точки по продаже популярного напитка (как сетевые, так и единичные) появляются в российской столице практически каждую неделю. По оценке компании JLL, сегмент кофеен растет на 10% за год и продолжит расти в ближайшее время.

Уже сейчас половина всех торговых помещений в центре Москвы занята кофейнями, подсчитали аналитики компании Colliers International, проанализировав состав арендаторов в пяти крупнейших торговых коридоров Москвы (включают 48 улиц). Если в третьем квартале 2015 года в центре города насчитывалась 101 кофейня, то сегодня — 141, и сегмент все еще продолжает расти за счет появления новых форматов.

Кофейная экспансия

Спрос на кофейни начал зарождаться еще в конце 1990-х — начале 2000-х годов. «Посетители на тот момент не были искушены выбором: кофейнями так называемой первой волны стали хорошо известные нам сети «Кофе Хауз» и «Шоколадница», а также уже закрывшаяся на данный момент «Идеальная чашка». Однако со временем кофейный сегмент эволюционировал и грянула вторая волна кофеен: в России открылся первый Starbucks в 2007 году, появились и другие представители — Costa Coffee, «Кофеин», Coffeeshop», — говорит директор направления стрит-ретейла компании Knight Frank Виктория Камлюк. То, что происходит с индустрией кофеен сегодня, эксперты относят к третьей волне, которую отличает крафтовый подход к производству напитка: в индивидуальном порядке закупаются ингредиенты, создаются уникальные миксы, улучшается технология обжарки, а в процессе приготовления кофе используются современные высокие технологии.

К трансформации рынка привели изменения в поведении потребителей и развитие культуры кофейного напитка. «Общая тенденция хорошо видна по динамике на московском рынке. На активное развитие кофеен здесь повлияла политика властей по устранению нецивилизованного фастфуда: были закрыты многие точки общепита, не удовлетворяющие требованиям стационарного расположения. Все это заставило владельцев кофейных заведений предпринимать активные действия. Несколько сетей сократили количество торговых точек, в некоторых происходили слияния, а «Идеальная чашка» и вовсе покинула рынок. В 2014 году «Шоколадница» выкупила сеть «Кофе Хауз» и стала безусловным лидером рынка», — продолжает Камлюк.

Развитие кофеен в России: количество торговых точек на конец года

Название сети 2008 год 2013 год 2018 год
1-я волна
«Кофе Хаус» 190 226 612 (после объединения с «Шоколадницей»)
«Шоколадница» 81 420 612 (после объединения с «Кофе Хаус»)
«Идеальная чашка» 16 10 0
Traveller's coffee 21 66 98
2-я волна
Starbucks 3 75 126
Costacoffee - 28 38
«Кофеин» - 32 30
Coffeeshop - 81 84
3-я волна
«Дабл Би» - 4 90
Coffeelike - - 400
«Бодрый день» - - 143
«Правда кофе» - - 50
Red cup - - 55
Coffee& the City - - 44
Take&Wake - - 22

Таблица: Knight Frank

Смена формата

В 2018 году, по данным Knight Frank, в кофейнях классического образца произошло падение трафика на 11%, тогда как посещаемость заведений формата coffee-to-go, напротив, начала стремительно расти. Владельцы все чаще стали отказываться от официантов, сокращать меню горячей кухни, делая ставку только на качественный кофе. Начиная с 2014 года наблюдается интенсивный рост авторских кофе-баров, чаще несетевых, говорит Виктория Камлюк. По ее словам, в 2018 году количество таких заведений в одной только Москве составило более 1 тыс., причем большая часть их предлагает опцию «кофе навынос».

На протяжении последних нескольких лет широкую популярность приобрели кофейни с фиксированным ценовым предложением, например Cofix, One Price Coffee. Так, по данным JLL, Cofix открыли более 128 локаций и продолжают активную экспансию.

«Наряду с недорогими заведениями продолжают открывать модные кофейни Surf coffee. По сути, оператор представляет некое атмосферное пространство и ставку делает не только на качественный продукт, но и на стиль заведения. «Дабли Би» также прочно закрепились на московском рынке, продолжая открывать новые точки. За 2018–2019 годы было открыто 25 кофеен на основных торговых коридорах, в жилых и бизнес-районах с плотным окружением. В целом мы видим стремление к монопродукту и развитию концепций, где центральное место принадлежит именно кофе, а также особое внимание уделяется высокому качеству продукта», — говорит руководитель направления торговой недвижимости компании JLL в Санкт-Петербурге Юлия Чернышева.

Кофейная индустрия укрепляет свои позиции на московском рынке стрит-ретейла не только с помощью увеличения своей географии, но и за счет уменьшения арендуемых площадей. Если в 2015 году средняя площадь кофейни составляла 188,7 кв. м, то сегодня — 134,1 кв. м, указывают в Colliers International. Из-за растущей популярности мобильных точек для торговли кофе навынос небольшие помещения метражом до 100 кв. м станут самыми востребованными на московском рынке стрит-ретейла, прогнозируют собеседники «РБК-Недвижимости».