Лента новостей
Все новости Недвижимость
ЦБ отозвал лицензию у ярославского «Кредпромбанка» 08:49, Финансы Если соседи шумят: что раздражает больше всего 08:49, РБК и ROCKWOOL В Подмосковье полиция задержала двух лжеколлекторов 08:43, Общество Пападакис и Сизерон с мировым рекордом выиграли ритм-танец на Гран-при 08:40, Спорт «Газпром» назвал стоимость выставленных на продажу акций 08:26, Бизнес Как по-настоящему быстро продать квартиру. Карточки 08:20, РБК и ПИК Брокер Малкин вышел на 84-е место в списке результативных игроков НХЛ в истории 08:10, Спорт Эксперты назвали подверженные риску исчезновения профессии 08:03, Общество Банкиры из дела Черкалина рассказали о связи с ФСБ и «Дартом Вейдером» 08:00, Общество Иди домой: как бороться с выгоранием сотрудников 07:49, PRO Что случилось за ночь. Главные новости РБК 07:45, Общество Чиновница из Петрозаводска объяснила слова о не доносящих мусор «мразях» 07:43, Общество 10 идей, куда отправиться c друзьями на выходные на машине 07:40, РБК и Subaru В Кузбассе нашли расчлененное тело школьной уборщицы 07:34, Общество Джикия опередил Дзюбу в топ-100 лучших игроков квалификации Евро-2020 07:31, Спорт В Роспотребнадзоре дали рекомендации по приему антибиотиков 07:27, Общество Конкурс «Сложности приводят к успеху»: гран-при 1 млн руб. 07:00, РБК и ВТБ Дома с привидениями — 5 самых мистических зданий в России 07:00, Недвижимость Кандидатом на пост руководителя премьер-лиги предложили преемника Мутко 07:00, Спорт «Вертолеты России» не смогли продать свою продукцию Индии и Индонезии 07:00, Политика Один человек погиб и 17 пострадали в аварии с автобусом в Доминикане 06:59, Общество Как обезопасить инвестиции в недвижимость от очередного кризиса 06:59, Недвижимость CNN узнал о подделке сотрудником ФБР документа из «российского дела» 06:47, Политика Под зданием школы во Флориде обнаружили 145 могил 06:34, Общество Как полностью отказаться от курения и избавиться от его вредного влияния 06:20, РБК Стиль и CHN Российская армия завершила перевооружение на ракетный комплекс «Искандер» 06:15, Политика При крушении легкомоторного самолета в Новой Зеландии погиб пилот 06:13, Общество Как потерять $252 млн на продаже нижнего белья: мастер-класс от L Brands 06:02, Quote
«Время китча»: архитекторы о самых одиозных памятниках Москвы
Материалы по теме Скульптуры, а не памятники: Георгий Франгулян о московском монументализме Архитектор Евгений Асс: «Добро сейчас не очень востребовано» Скульптор Салават Щербаков: «Сейчас нужна нормальная монументалистика»
0
«Время китча»: архитекторы о самых одиозных памятниках Москвы
Памятники Петру I, Михаилу Шолохову, князю Владимиру, Майе Плисецкой, Михаилу Калашникову глазами архитекторов
Фото: Владислав Шатило/РБК/ТАСС

Двадцать два года назад на стрелке Москвы-реки рядом с Крымской набережной установили памятник Петру I работы Зураба Церетели — один из самых масштабных и спорных монументов в столице. 98-метровая фигура российского императора стала символом «лужковского» стиля и синонимом слова «китч» применительно к градостроительной политике московских властей конца 1990-х — начала 2000-х.

Сегодня в столице появляется множество памятников, большинство из которых также вызывает резкую критику со стороны профессионального сообщества и горожан. «РБК-Недвижимость» попросила трех известных архитекторов — Александра Скокана (бюро «Остоженка»), Сергея Скуратова (бюро «Сергей Скуратов Architects») и Николая Шумакова («Метрогипротранс») — оценить пять наиболее одиозных московских скульптур.

Памятник Петру I на стрелке Москвы-реки (1997 год, скульптор — Зураб Церетели)

Фото: Дмитрий Коробейников/ТАСС

Сергей Скуратов: «Петр I при всей его нелепости и понятном неприятии со стороны москвичей давно стал частью городской ткани. Его уже не замечаешь. Это шутка, аттракцион, гениальный памятник человеческому безвкусию — только так к нему и нужно относиться. Призывы демонтировать Петра, которые не прекращаются с момента его установки, мне кажутся неразумными: во-первых, кто-то сворует на этом миллионы, во-вторых, непонятно, что там появится взамен работы Церетели, в-третьих, я убежден, что судьбу современных памятников должны решать следующие поколения, никак не мы».

Александр Скокан: «Наше бюро находится недалеко от «Красного Октября», так что видеть Петра I мне приходится каждый день. За все эти годы я с ним так и не примирился — как тогда его не любил, так и сейчас не люблю. Да и за что любить? По-моему, нелепость какая-то. С другой стороны, я вспоминаю, как в конце 1990-х сын моего друга, тогда студент американского университета, приехал на каникулы в Москву и, увидев это чудище, сказал: «Папа, вот вы все возмущаетесь по поводу этого памятника, а по-моему, очень прикольно». Прикольно ли это сейчас? Трудно сказать. Вот лежит на улице куча навоза — прикольно это или нет? Не знаю, но лучше сделать вид, что ее не замечаешь».

Памятник Михаилу Шолохову на Гоголевском бульваре (2007 год, скульптор — Александр Рукавишников)

Фото: Global Look Press

Николай Шумаков: «Памятник Шолохову — одна из лучших работ Александра Рукавишникова, которого я считаю выдающимся скульптором мирового уровня. Здесь все совпало: интересная свежая композиция, правильный масштаб, хорошо проработанные детали. Кроме того, привлекает нетрадиционная постановка памятника — вместо классической круглой скульптуры типа Есенина пространство организовано так, что оно тебя приковывает, отсюда не хочется уходить. Отдельно хочу отметить грамотное архитектурное решение, благодаря которому памятник сомасштабен окружающей застройке».

Александр Скокан: «Я очень люблю скульптора Александра Рукавишникова, но памятник Шолохову мне кажется не лучшей его работой. Во всем, что касается городского пространства, ключевое понятие — уместность, а здесь ее нет: Гоголевский бульвар не имеет никакого отношения к Шолохову, а Шолохов — к этому месту. Для любого монумента важна привязанность к месту, это и задает его характер. Композиция памятника с плывущими конями, лодкой и рекой, без сомнения, остроумна, смела и неожиданна, но ощущение неуместности всего этого оказывается сильнее».

Памятник князю Владимиру на Боровицкой площади (2016 год, скульптор — Салават Щербаков)

Фото: Татьяна Белякова/ТАСС

Николай Шумаков: «Памятник князю Владимиру кажется мне скорее неудачным, но у него есть одно важное достоинство — благодаря его установке решилась многолетняя проблема организации пространства вокруг Боровицкой площади. В результате был выбран очень удачный проект, который оживил это место. Решение со ступенями свежее, яркое, остроумное, ради него можно потерпеть и памятник. Может, он со временем сольется с окружающей средой, как это произошло с Петром Зураба Церетели. В конце концов, хороший китч тоже нужен».

Сергей Скуратов: «Владимир крайне неуместен на Боровицкой площади, его просто вбили в землю, как гвоздь, и он не зажил своей жизнью. Это некрасивая, неэлегантная скульптура, в ней нет никакого современного прочтения. К тому же Владимир выглядит чрезмерно воинственным, даже агрессивным. И модное благоустройство с лестницей дело не спасает».

Памятник Майе Плисецкой на Большой Дмитровке (2016 год, скульптор — Виктор Митрошин)

Фото: Василий Кузьмиченок/ТАСС

Николай Шумаков: «На мой взгляд, самый безобразный памятник в Москве. Его делал человек, который не понимает, что такое монументальная скульптура и как она должна существовать в городе. Он превратил маленькую статуэтку, которая должна стыдливо прятаться в шкафу у поклонницы Майи Плисецкой, в гигантскую скульптуру, несомасштабную месту. Когда проходишь по Большой Дмитровке мимо этого памятника, надо закрывать глаза. Я так, по крайней мере, делаю».

Александр Скокан: «Памятник Майе Плисецкой — крайне неудачная вещь, как и в случае с Шолоховым, прежде всего из-за своей неуместности. Объяснить, почему этот памятник должен быть именно на Большой Дмитровке, не может никто. Странное место, не имеющее никакого отношения к самой Плисецкой. Отсюда его необязательность, безжизненность. И, похоже, в ближайшем будущем таких нелепых чудес будет становиться еще больше, такое уж время — время торжествующего китча».

Памятник Михаилу Калашникову в Оружейном сквере (2017 год, скульптор — Салават Щербаков)

Фото: Владислав Шатило/РБК/ТАСС

Николай Шумаков: «Салават Щербаков — талантливый скульптор, но у каждого мастера бывают проколы. Памятник Калашникову — один из них. Он не масштабный, стоит неправильно, за красной линией, со всех сторон просматривается с дороги, что плохо. Памятник не предназначен для этого места: фигура великовата, постамент слишком высок и непропорционален окружающей застройке. Как минимум Калашникова надо снять с постамента, как поступили с памятником князю Владимиру, и поставить на место, тогда он не будет так раздражать. Потому что сейчас дико раздражает».

Сергей Скуратов: «Памятник Михаилу Калашникову вызывает ряд вопросов, не только профессиональных, но и этических. Во-первых, нужно ли вообще ставить памятники людям, которые изобрели орудия убийства. В ХХ веке автоматом Калашникова убиты миллионы людей, и далеко не всегда это орудие защиты. Прежде чем ставить в центре города такую вещь, было бы правильно провести референдум. Сама скульптура, на мой взгляд, вообще находится за пределами нормальной эстетики. Здесь сошлось все сразу: и неправильно выбранное место, и плохая архитектура, и плохо слепленная фигура Калашникова».