Луна-парк 3.0: как изменились парки развлечений за 100 лет
История парков развлечений насчитывает уже более ста лет. Технологическая революция в индустрии развлечений еще не завершилась, новые умные технологии и софт только приходят на смену железным «башням смерти» и «самым быстрым американским горкам».
Но уже сейчас луна-парки, которые мы помним еще по советскому детству, с достижением предела технических возможностей уходят в прошлое — «самые быстрые американские горки» и «самая высокая башня падения» уже построены. Таким образом, будущее индустрии развлечений — за VR-технологиями и новым процессом интеграции развлечений и ретейла, который как отдельный сегмент все больше уходит в онлайн.
«Позолоченный век»
Первые парки аттракционов появились в США в период, более известный как Gilded Age. Индустриализация подтолкнула предпринимателей к созданию новых аттракционов, а следовательно, и новых парков развлечений. Именно в этот период любимым местом отдыха в крупных городах Америки становятся парки аттракционов. Уже тогда были «русские горки» и «чертово колесо», помимо этого, парки притягивали сопутствующей инфраструктурой — ресторанами, спортивными и музыкальными площадками.
Само название «луна-парк» вошло в обиход в связи с аттракционом в парке на полуострове Кони-Айленд — излюбленном месте отдыха жителей Нью-Йорка и самом известном месте развлечений в Америке. В 1875 году посещаемость достигла 2 млн человек. В конце 1901 года владелец парка Steeplechase Харри Джордж Тильу заключил контракт с Фредериком Томпсоном и Элмером Данди, в рамках которого на летний сезон в парк был доставлен аттракцион «Путешествие на Луну», выросший затем в самостоятельный Luna park, ставший прародителем всех современных парков развлечений. Томпсон и Данди потратили $700 тыс. на переустройство, и в то время парк производил, по свидетельствам современников, фантастическое впечатление.
Первый в России луна-парк был построен в 1912 году в Санкт-Петербурге английской компанией на деньги русского миллионера Ялышева. На строительство ушло 500 тыс. руб. (примерно 520 млн современных рублей). Луна-парк пользовался бешеной популярностью, и это стало прибыльным предприятием с посещаемостью около 300 тыс. человек в год. Увы, просуществовал парк недолго. Октябрьская революция сильно отсрочила развитие индустрии развлечений в России.
Время мультипликаторов
Следующий значительный этап развития парков развлечений начался с проекта Уолта Диснея, который придумал саму идею тематического парка, хотя сначала многие считали ее сумасшедшей. Первый Диснейленд был построен в 1955 году в городе Анахайм, недалеко от Лос-Анджелеса, и обошелся компании Уолта Диснея в $17 млн (примерно $200 млн сегодня). Диснейленд стал уникальным и самым технологически сложным тематическим парком того времени, воссоздавшим волшебный мир мультфильмов Уолта Диснея с помощью разнообразных технических средств. Это была первая попытка полного погружения посетителей в выдуманные фантастические миры.
Появление Диснейленда оказало влияние и на отечественную индустрию развлечений. Никита Хрущев не смог попасть в Диснейленд во время своей поездки в США в 1959 году, но был невероятно вдохновлен идеей воплощения такого проекта. По замыслу архитекторов, «Советский Диснейленд» должен был стать миниатюрой всей страны в пропорции 1/5000 и воплощением всего лучшего, что есть в СССР. В проекте были аттракционы, гостиницы, спортивные площадки, пляжи и пристани. Проходимость парка планировалась на уровне 200–300 тыс. человек ежедневно, то есть почти 70 млн человек в год! Строительство должно было обойтись в 600 млн руб. Увы, но после отставки Хрущева про проект забыли и к этой идее больше не возвращались.
«Неосвоенная» Россия
В России идея создать полноценный парк развлечений мирового уровня возникала не раз, во многом все попытки срывались либо глобальными экономическими кризисами, либо зачаточным состоянием индустрии развлечений. Для зарубежных операторов потребительская аудитория специфична, а климатические условия мешают реализации классических и привычных для них проектов. Тем более проект такого масштаба со сложнейшим оборудованием, аттракционами, длительным процессом complince для приобретения лицензий пугает многих бизнесменов — очевидно, это «длинные инвестиции». Однако именно тот факт, что индустрия развлечений в России только начинает свое развитие в мировом масштабе, дает широкое пространство для инноваций.
Во-первых, потребительский рынок в большой степени не удовлетворен, а спрос есть. В России до недавнего времени не было ни одного тематического парка, тогда как в ряде европейских, американских или азиатских мегаполисов функционирует по несколько парков в одном городе. Во-вторых, Москва, по исследованию National Geographic, вошла в топ-5 самых перспективных туристических направлений — в прошлом году российскую столицу посетило более 17,5 млн человек. Парк уровня «Остров Мечты» увеличит туристические потоки в Москву. Огромный потенциал роста потребителей есть и за счет близлежащих стран СНГ и Восточной Европы — этот рынок насчитывает более 200 млн человек. В-третьих, индустрия развлечений является одной из самых прибыльных ниш в мировой экономике и скоро достигнет $2 трлн. В большинстве крупнейших медийных конгломератов тематические парки генерируют как минимум треть, а то и половину общей прибыли.
Настоящее и будущее индустрии развлечений
Помимо продолжающейся трансформации парков развлечений в городские и интегрированные курорты, мы видим, как в индустрию развлечений приходят новые технологии, появляется все больше интерактивных аттракционов. Ключевой технологической тенденцией является моделирование и виртуальная реальность для репликации природных сценариев. Высококачественные визуальные образы со сложными спецэффектами становятся главным инструментом привлечения людей. К 2020 году все крупные тематические парки станут использовать технологии AR/VR. К 2030 году ведущие тематические парки планируется на 50% оснастить аттракционами, основанными на иммерсивных технологиях, в них будут работать VR-кинотеатры.
Оба тренда мы реализуем в первом российском тематическом парке «Остров Мечты». Например, на аттракционе «американские горки» посетителям будут раздаваться VR-очки, с помощью которых можно погрузиться в атмосферу невероятных путешествий. «Остров Мечты» — новый формат lifestyle-центра, круглогодичный семейный городской курорт, в котором соединены разные инфраструктурные объекты: тематический парк, торговый центр, ландшафтный парк, концертный зал и многое другое. Крытый парк — это очень важно, так как у нас всего четыре месяца в году, когда погода позволяет с комфортом отдыхать на открытом воздухе.
С одной стороны, шопинг уходит в онлайн в связи со стремительным развитием интернет-торговли. Классические торговые центры не выдерживают никакой конкуренции, поскольку для современного потребителя важнее удовольствие от покупки, нежели утилитарное приобретение товара. Люди стали покупать реже офлайн, поэтому поход в магазин или сам процесс шопинга должен стать увлекательным событием. Ретейл и развлечения будут идти вместе, объединяя форматы и инфраструктуру. Например, в «Острове Мечты» мы превращаем шопинг посетителей в прогулку по городским улочкам известных городов. В проекте задумано собрать исчерпывающий набор как развлекательных, так и торговых форматов. В парке будут аттракционы как для самых маленьких детей (от двух лет), так и для взрослых любителей экстрима.
Тематические парки не только остаются наиболее привлекательным сегментом рынка индустрии развлечений, именно они станут основным способом монетизации для креативных индустрий после интернета и телевидения. В будущем мы увидим, как «тематизация всего», умноженная на потенциал технологий смешанной реальности, создаст новые типы тематических парков. Вообще, какие бы ни были изменения, какая бы по счету ни шла технологическая революция, тематические парки — вечная мечта человека создать свой собственный новый мир, волшебный и идеальный.