Лента новостей
Все новости Недвижимость
Топ-менеджер компании Босова опроверг участие Абызова в «Сибантраците» 07:01, Бизнес Глава «Сибантрацита» — РБК: «Нет задачи продаться, есть задача удвоиться» 07:00, Бизнес Ким Чен Ын связал сохранение мира на Корейском полуострове с позицией США 06:48, Политика Путин предложил мировому сообществу отвечать на односторонние санкции 06:44, Политика Трамп выступил за отказ от ядерных вооружений 06:22, Политика Самолет AzurAir вернулся в Красноярск из-за проблем с двигателем 06:17, Общество Футбольный сленг: пройди тест и сыграй в турнире с призами 06:15, РБК и Футболер Власти направят ₽28 млрд на разработку криптостойкого оборудования для 5G 06:00, Технологии и медиа Ким Чен Ын возложил цветы к мемориалу боевой славы во Владивостоке 05:48, Политика Артемий Лебедев показал непринятые варианты логотипа «ВКонтакте» 05:12, Технологии и медиа Пожарные спасли более 20 человек из горящего дома в Москве 04:46, Общество Facebook заподозрили в незаконном хранении данных миллионов человек 04:35, Общество Земан возложил на Порошенко ответственность за ситуацию в Донбассе 04:19, Политика Организаторы заявили об отмене мероприятия с участием Ким Чен Ына 03:57, Политика СМИ узнали о желании Трампа заключить ядерный договор с Россией и Китаем 03:56, Политика Нечего надеть: подберите гардероб на весну за одну минуту 03:47, РБК и KUPIVIP.RU Штаб Зеленского счел сужение прав президента «ударом под дых» избирателям 03:31, Политика Овечкин согласился сыграть за сборную Россию на чемпионате мира по хоккею 03:22, Общество WP узнала о выставленном КНДР счете на $2 млн за лечение студента из США 02:58, Политика Словакия приостановила транзит нефти из России по нефтепроводу «Дружба» 02:22, Бизнес Дмитрий Быков назвал отравление причиной своей госпитализации 01:54, Общество Двое горняков погибли и 15 пропали без вести после аварии на шахте в ЛНР 01:27, Общество ЦТАК раскрыл детали переговоров Путина и Ким Чен Ына 01:22, Политика В КНДР сообщили о согласии Путина посетить Северную Корею 01:08, Политика Евросоюз и Япония потребовали от КНДР ликвидировать ядерное оружие 00:48, Политика Небензя назвал Совбезу ООН цель указа о гражданстве жителям Донбасса 00:36, Политика Гепатит в России – почему это касается каждого и как себя обезопасить 00:18, РБК и Philips Бастрыкин заявил о «смещении точек активности» террористов в Азию 00:17, Политика
Каким должен быть идеальный торговый центр для поколений X и Y
Материалы по теме Торговые центры приготовились к антирекорду по заполняемости В третьем квартале в Москве открыли рекордное число торговых центров
0
Маргарита Заева Каким должен быть идеальный торговый центр для поколений X и Y

На сегодняшний день в России функционирует более 500 современных торговых центров, но сколько из них полностью покрывают потребности покупателей? Десять? Пять? Ни один? Ответ на этот вопрос не так очевиден, как кажется на первый взгляд.

Можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день основными потребителями товаров и услуг являются люди двух поколений: X и Y.

Потребители поколения X, рожденные в 1960–1970-е годы, развивались в условиях дефицита, и, как следствие, их основной ценностью являются материальные блага. Цель потребителей поколения Х — одеться, обуться, купить жене и каждому ребенку автомобиль. В их понимании все дорогое — априори хорошее. Покупательская активность поколения Х высока, имеется склонность к излишнему потреблению. Именно для них строилась и успешно существовала модель торгового центра как коробка с парковкой, несколькими якорными арендаторами FMCG, реализующими в основном детские и спортивные товары, с фуд-кортом, где всегда не хватает места, с торговой галереей и небольшой развлекательной зоной, представленной кинотеатром и, реже, катком с детским центром.

Mall of America в Блумингтоне, США. Значительную площадь ТЦ занимает всепогодный парк аттракционов (Фото: Danita Delimont / Global Look)

«Миллениумы», или поколение Y, рожденные после 1981 года, имеют минимальные материальные потребности, покрытые их сильными родителями поколения X. «Миллениумы» были в меньшей степени вовлечены в коллективные формы проведения досуга — кружки, секции, летние лагеря и другие формы общественных объединений. Излишняя сфокусированность на информационных технологиях породила существенный дефицит в живом общении. Можно с уверенностью утверждать, что поколение Y — это головная боль современного ретейла. Они не гонятся за скидками, слабо привержены брендам, зато стремятся к самовыражению. Их миссия — быть полезными обществу, стране, планете в целом. В структуре посетителей торговых центров «миллениумы» составляют более 50%. Они же являются основными потребителями онлайн-продуктов и сервисов.

Горка высотой с пятиэтажный дом в торговом центре в Шанхае (Фото: Feature China / Barcroft Media / TASS)

Так каков же он, торговый центр будущего? В какой мере станет отвечать потребностям поколения Х и Y? По нашему мнению, в ближайшие пять — десять лет девелоперы сфокусируются на создании психологически комфортного пространства для шопинга. Как следствие, изменится соотношение GBA (общей площади здания) к GLA (арендопригодной площади) в сторону уменьшения последней. В торговом центре будут создаваться озелененные пространства, аквариумы, контактные зоопарки. Подходы к навигации внутри центра также изменятся — появятся LED-указатели, интерактивные табло.

Новый торговый центр «Форум-де-Аль» в Париже (Фото: Panoramic / Zuma / TASS )

Значительные площади будут выделены под досуговый отдых: проведение времени с друзьями; мероприятия для различных групп покупателей; обучающие мастер-классы по флористике, лепке, рисованию; развлекательные конкурсы, музыкальные концерты, прослушивания, съемка тв-шоу; благотворительные аукционы.

Торговый центр Mall of Berlin открылся в Берлине (Фото: Reiner Zensen / Photoweb / ТАСС)

Технологичная и интерактивная оснащенность торгового центра будет существенно преобразована: на входе каждого магазина станут функционировать системы face recognition, распознающие клиента и считывающие его улыбку, скорость движения.

Использование облачных технологий позволит продавцам учитывать интересы, возраст, предыдущие покупки потребителя и, таким образом, предлагать потенциально интересный товар. Цифровые кошельки, роботы-консультанты, интерактивные презентации, автоматическая доставка без привлечения дополнительного сервиса — эти опции из научной фантастики уже в скором времени придут в жизнь обычного человека.

Торговый комплекс, построенный из грузовых контейнеров, открылся в Йоханнесбурге, ЮАР (Фото: Antonella Ragazzoni / Zuma / TASS)

Состав арендаторов также будет изменен — количество fashion- и FMCG-ретейлеров уменьшится, и их место займут спортивные и танцевальные секции, детские и взрослые развлекательные центры, например канатные парки, батут-центры, альпинистские зоны. Часть традиционных торговых помещений, предлагаемых в аренду на срок от трех лет, будут трансформированы в помещения для проведения временных акций и ярмарок — продуктовых, fashion, электроники.

Нетрудно догадаться, что реализация концепта торгового центра, отвечающего потребностям одновременно двух поколений, требует наличия дополнительных человеческих и финансовых ресурсов. Говоря о человеческих ресурсах, стоит заметить, что российские IT-компании уже сейчас предлагают достаточно инновационные инструменты для развития ретейла и недвижимости. На сегодняшний день количество стран-пионеров ограничено, в первую очередь концепт торгового центра будущего предполагается реализовать в США. Что касается финансовых ресурсов, то ситуацию с трудом можно назвать оптимистичной. Две трети крупных торговых объектов в России имеют долговую нагрузку перед кредиторами. Сейчас собственник решает вопросы, связанные, скорее, с оптимизацией, нежели с развитием объектов. Увеличивающаяся безработица, падение покупательной способности и, как следствие, уменьшение арендных платежей фактически не позволяют продолжать инвестировать в усовершенствования.

Архитекторское бюро amphibianArc спроектировало коммерческий центр, который будет построен в Китае в провинции Сычуань (Фото: amphibianArc)

К чему приведет сложившаяся ситуация? Часть объектов, не имея возможности развиваться, будет терять арендаторов и впоследствии опустеет. Развитый рынок США может продемонстрировать множество примеров замороженных «пустых коробок». Часть российских торговых объектов в будущем перейдет в собственность кредиторов, то есть государственных банков, которые небыстро, но примут единственно возможное решение — инвестировать в реновации. Часть объектов будет продана иностранным инвестфондам, которые приобретут в валютном эквиваленте стратегически интересные активы. А те, кто не имеет ни долга, ни достаточного объема финансов, станут капля за каплей подстраиваться под невозвратно изменившуюся модель потребления.

На смену поколению «миллениумов» через 10–15 лет придет поколение Z со своими особенностями досуга и потребления. И закладывать фундамент изменений стоит начинать уже сегодня. 

Об авторах
Маргарита Заева руководитель департамента торговой недвижимости ILM
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Поиск недвижимости
Купить
Купить
Снять
Квартиру
Квартиру
Квартиру в новостройке
Комнату
Дом
Участок
Коммерческую недвижимость
Найти Подать объявление
Уважаемый пользователь!

Сервис объявлений о продаже и аренде недвижимости на сайте РБК.Недвижимость перешел на технологии Яндекса.

Чтобы разместить свое объявление, воспользуйтесь личным кабинетом на сайте Яндекс.Недвижимость. Добавленные объявления будут доступны как на нашем сайте, так и на сайте Яндекс.Недвижимость.

Личный кабинет Яндекс.Недвижимости