Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Аналитики назвали улицы Москвы с самым дорогим жильем Деньги, 01:00
В Госдуме предложили отменить налог на списанную ипотеку Жилье, 02 дек, 19:09
Названы районы Москвы с самым резким падением спроса на новостройки Жилье, 02 дек, 17:45
Стекловата: свойства, особенности и опасность для здоровья Загород, 02 дек, 15:50
Россияне отметили улучшение качества съемного жилья Жилье, 02 дек, 14:16
Правительство вдвое сократило планы по выдаче IT-ипотеки Деньги, 02 дек, 13:37
Минэкономразвития ввело новые стандарты для сельских гостиниц Жилье, 02 дек, 13:26
Россияне назвали главные критерии выбора новостроек Жилье, 02 дек, 12:10
Названы застройщики с наибольшими объемами строительства жилья в России Жилье, 02 дек, 10:36
Названы районы Новой Москвы с сильнейшим падением числа сделок с жильем Жилье, 02 дек, 10:05
«Будет коллапс»: плюсы и минусы отмены льготной ипотеки на новостройки Жилье, 02 дек, 01:00
Эксперты оценили снижение цен на аренду у границ Украины и новых регионов Жилье, 02 дек, 00:01
Как не испортить дизайнерский интерьер: 7 главных ошибок и их решения Дом, 01 дек, 19:43
С 1 декабря выросли тарифы за ЖКУ: как изменятся платежи Жилье, 01 дек, 18:43
Каким должен быть идеальный торговый центр для поколений X и Y
Мнения ,  
0 
Маргарита Заева

Каким должен быть идеальный торговый центр для поколений X и Y

На сегодняшний день в России функционирует более 500 современных торговых центров, но сколько из них полностью покрывают потребности покупателей? Десять? Пять? Ни один? Ответ на этот вопрос не так очевиден, как кажется на первый взгляд.

Можно с уверенностью утверждать, что на сегодняшний день основными потребителями товаров и услуг являются люди двух поколений: X и Y.

Потребители поколения X, рожденные в 1960–1970-е годы, развивались в условиях дефицита, и, как следствие, их основной ценностью являются материальные блага. Цель потребителей поколения Х — одеться, обуться, купить жене и каждому ребенку автомобиль. В их понимании все дорогое — априори хорошее. Покупательская активность поколения Х высока, имеется склонность к излишнему потреблению. Именно для них строилась и успешно существовала модель торгового центра как коробка с парковкой, несколькими якорными арендаторами FMCG, реализующими в основном детские и спортивные товары, с фуд-кортом, где всегда не хватает места, с торговой галереей и небольшой развлекательной зоной, представленной кинотеатром и, реже, катком с детским центром.

Mall of America в Блумингтоне, США. Значительную площадь ТЦ занимает всепогодный парк аттракционов
Mall of America в Блумингтоне, США. Значительную площадь ТЦ занимает всепогодный парк аттракционов (Фото: Danita Delimont / Global Look)

«Миллениумы», или поколение Y, рожденные после 1981 года, имеют минимальные материальные потребности, покрытые их сильными родителями поколения X. «Миллениумы» были в меньшей степени вовлечены в коллективные формы проведения досуга — кружки, секции, летние лагеря и другие формы общественных объединений. Излишняя сфокусированность на информационных технологиях породила существенный дефицит в живом общении. Можно с уверенностью утверждать, что поколение Y — это головная боль современного ретейла. Они не гонятся за скидками, слабо привержены брендам, зато стремятся к самовыражению. Их миссия — быть полезными обществу, стране, планете в целом. В структуре посетителей торговых центров «миллениумы» составляют более 50%. Они же являются основными потребителями онлайн-продуктов и сервисов.

Горка высотой с пятиэтажный дом в торговом центре в Шанхае
Горка высотой с пятиэтажный дом в торговом центре в Шанхае (Фото: Feature China / Barcroft Media / TASS)

Так каков же он, торговый центр будущего? В какой мере станет отвечать потребностям поколения Х и Y? По нашему мнению, в ближайшие пять — десять лет девелоперы сфокусируются на создании психологически комфортного пространства для шопинга. Как следствие, изменится соотношение GBA (общей площади здания) к GLA (арендопригодной площади) в сторону уменьшения последней. В торговом центре будут создаваться озелененные пространства, аквариумы, контактные зоопарки. Подходы к навигации внутри центра также изменятся — появятся LED-указатели, интерактивные табло.

Новый торговый центр «Форум-де-Аль» в Париже
Новый торговый центр «Форум-де-Аль» в Париже (Фото: Panoramic / Zuma / TASS )

Значительные площади будут выделены под досуговый отдых: проведение времени с друзьями; мероприятия для различных групп покупателей; обучающие мастер-классы по флористике, лепке, рисованию; развлекательные конкурсы, музыкальные концерты, прослушивания, съемка тв-шоу; благотворительные аукционы.

Торговый центр Mall of Berlin открылся в Берлине
Торговый центр Mall of Berlin открылся в Берлине (Фото: Reiner Zensen / Photoweb / ТАСС)

Технологичная и интерактивная оснащенность торгового центра будет существенно преобразована: на входе каждого магазина станут функционировать системы face recognition, распознающие клиента и считывающие его улыбку, скорость движения.

Использование облачных технологий позволит продавцам учитывать интересы, возраст, предыдущие покупки потребителя и, таким образом, предлагать потенциально интересный товар. Цифровые кошельки, роботы-консультанты, интерактивные презентации, автоматическая доставка без привлечения дополнительного сервиса — эти опции из научной фантастики уже в скором времени придут в жизнь обычного человека.

Торговый комплекс, построенный из грузовых контейнеров, открылся в Йоханнесбурге, ЮАР
Торговый комплекс, построенный из грузовых контейнеров, открылся в Йоханнесбурге, ЮАР (Фото: Antonella Ragazzoni / Zuma / TASS)

Состав арендаторов также будет изменен — количество fashion- и FMCG-ретейлеров уменьшится, и их место займут спортивные и танцевальные секции, детские и взрослые развлекательные центры, например канатные парки, батут-центры, альпинистские зоны. Часть традиционных торговых помещений, предлагаемых в аренду на срок от трех лет, будут трансформированы в помещения для проведения временных акций и ярмарок — продуктовых, fashion, электроники.

Нетрудно догадаться, что реализация концепта торгового центра, отвечающего потребностям одновременно двух поколений, требует наличия дополнительных человеческих и финансовых ресурсов. Говоря о человеческих ресурсах, стоит заметить, что российские IT-компании уже сейчас предлагают достаточно инновационные инструменты для развития ретейла и недвижимости. На сегодняшний день количество стран-пионеров ограничено, в первую очередь концепт торгового центра будущего предполагается реализовать в США. Что касается финансовых ресурсов, то ситуацию с трудом можно назвать оптимистичной. Две трети крупных торговых объектов в России имеют долговую нагрузку перед кредиторами. Сейчас собственник решает вопросы, связанные, скорее, с оптимизацией, нежели с развитием объектов. Увеличивающаяся безработица, падение покупательной способности и, как следствие, уменьшение арендных платежей фактически не позволяют продолжать инвестировать в усовершенствования.

Архитекторское бюро amphibianArc спроектировало коммерческий центр, который будет построен в Китае в провинции Сычуань
Архитекторское бюро amphibianArc спроектировало коммерческий центр, который будет построен в Китае в провинции Сычуань (Фото: amphibianArc)

К чему приведет сложившаяся ситуация? Часть объектов, не имея возможности развиваться, будет терять арендаторов и впоследствии опустеет. Развитый рынок США может продемонстрировать множество примеров замороженных «пустых коробок». Часть российских торговых объектов в будущем перейдет в собственность кредиторов, то есть государственных банков, которые небыстро, но примут единственно возможное решение — инвестировать в реновации. Часть объектов будет продана иностранным инвестфондам, которые приобретут в валютном эквиваленте стратегически интересные активы. А те, кто не имеет ни долга, ни достаточного объема финансов, станут капля за каплей подстраиваться под невозвратно изменившуюся модель потребления.

На смену поколению «миллениумов» через 10–15 лет придет поколение Z со своими особенностями досуга и потребления. И закладывать фундамент изменений стоит начинать уже сегодня.

Об авторе
Маргарита Заева Маргарита Заева руководитель департамента торговой недвижимости ILM
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Главное Лента