В России возродят класс помещиков
Большая Земельная Компания вышла на рынок недвижимости с сомнительным предложением. Она проектирует систему имений и выставляет на продажу земельные участки размером от 1 до 5 га, расположенные в 80 км от МКАД. Компания, провозгласившая стратегической целью "Каждому жителю планеты собственное имение!", заявляет о своем проекте "Долина Имений" как о принципиально новом продукте на рынке российской недвижимости и предлагает покупателям создавать родовые гнезда. Между тем эксперты не уверены в своевременности этого предложения на российском рынке – компания, как считают они, опоздала минимум на 150 лет. В России больше нет крепостного права, а значит, и обрабатывать имения будет некому.
ООО "Большая Земельная Компания" была создана в 2004 г. Специализируется на продаже больших земельных участков. В ее собственности находится более 3500 га в экологически чистом районе на расстоянии 80-90 км от МКАД по Юго-Западному направлению (Киевское шоссе) Калужской области. Проект "Долина имений" предполагает строительство трех поселков имений "Зеленая Долина", "Долина Холмов" и "Солнечная Долина" в Боровском районе Калужской области в 80-90 км от МКАД. На территории площадью 300 га проектируется система имений от 1 до 5 га каждое. При этом "Долина Имений" должна обладать самостоятельной инфраструктурой: обещается строительство школы, торгового центра, гольф-поля, конноспортивного комплекса и даже кинотеатра под открытым небом. Все эти удобства плюс чистый воздух, лес и река обойдутся при покупке земельного участка под имение в 50 тыс. долл. за гектар.
В Большой Земельной Компании рассчитывают, что желающих обустроить родовое гнездо на огромном участке земли вдали от шумного мегаполиса найдется немало. Как отметила в беседе с RBC daily и. о. руководителя департамента продаж компании Наталья Брахнова, покупателей в этом предложении привлекают не только экологически чистый район, отсутствие соседей поблизости и обещанная инфраструктура. По ее мнению, потенциальные клиенты ценят еще и возможность реализовать в поместье все свои фантазии – от разведения собак и лошадей до обустройства посадочной площадки для вертолета, не говоря уже об архитектурных изысках. Компания рассчитывает, что приобретать земли под имения будут успешные бизнесмены, уже имеющие дома в ближнем Подмосковье, но желающие построить еще одну дальнюю дачу на лоне природы. Первые будущие помещики уже появились. Наталья Брахнова сообщила RBC daily, что проект "Долина имений" был запущен три недели назад, и за это время нашлись покупатели на три земельных участка.
Эксперты не разделяют оптимизма компании ни по поводу уникальности ее предложения на подмосковном рынке недвижимости, ни по поводу готовности россиян к обладанию и управлению огромными загородными владениями. PR-директор Vesco Group Максим Карапетов сообщил RBC daily, что его компания сталкивалась с подобными проектами – в частности, речь идет о подмосковных поселках «Истринские усадьбы» и "Берендеево царство". Г-н Карапетов признал наличие спроса на большие земельные участки за границей МКАД, но тут же оговорился, что помимо нежелания жить в непосредственной близости от столицы покупателями земли в этом случае руководят и другие, более прозаичные причины. "Если кто-то действительно хочет основать родовое гнездо, то это, как правило, очень богатые люди. Спрос на землю для этих целей действительно есть. Но, по всей видимости, в данном случае речь идет не о родовых гнездах", – отметил он в беседе с RBC daily. По мнению Максима Карапетова, предложение Большой Земельной Компании заинтересует людей менее обеспеченных, но желающих приобрести большой земельный участок, пусть даже не очень близко к мегаполису, но зато по сходной цене: "За участок под имение, расположенный в пределах 30 км от МКАД, покупатель заплатит не менее 1 млн долл. Здесь же земля предлагается по 50 тыс. долл. за гектар".
Андрей Васильев, директор департамента загородной недвижимости компании Paul’s Yard вообще не уверен в том, что русские люди, несмотря на наличие необходимых средств, готовы управлять большими усадьбами. По его словам, эта компания далеко не первая предлагает покупателям большие земельные участки. Привлекательность данных проектов в том, что значительный участок земли, не занятый под индивидуальное жилищное строительство, может сохранить сельхозназначение. "Однако землей надо заниматься, а крепостное право в нашей стране, между прочим, отменено. Поэтому вопрос о спросе в России на усадьбы или имения очень спорный, – заметил он в беседе с RBC daily. – С точки зрения маркетинга это предложение действительно уникально. Другой вопрос – готовы ли и хотят ли покупатели заниматься управлением имением. В Тверской области подобный проект создания поселка имений в живописнейшем месте, Завидове, реализовать не смогли – не нашлось достаточного количества желающих". По мнению Андрея Васильева, обладатели больших состояний сейчас вряд ли пойдут на приобретение большого участка земли, чтобы развивать на нем фермерское хозяйство. Впрочем, г-н Васильев отметил, что возможность сделать имения популярным товаром на рынке недвижимости существует. "Спрос может появиться, если у этого предложения будет достаточно мощная раскрутка, и владение усадьбой станет модным", – отметил он.
Однако вряд ли даже очень серьезные вложения в продвижение проекта создания родовых гнезд сделают моду на них массовой. Даже среди весьма преуспевающих бизнесменов, скорее всего, найдется не так много желающих вложить 100-200 тыс. долл. в огромный земельный участок непонятного предназначения, чтобы позже потратить еще более крупную сумму на его обустройство и регулярно вкладывать деньги в поддержание имения в приличном виде.
Мария Яковлева