Земли нет
Санкт-петербургское ООО "Макромир" в 2009 году планирует начать строительство торгово-развлекательного комплекса в Самаре. При выходе на местный рынок компания столкнется с проблемой приобретения земельного участка под строительство.
В ближайшие пять лет в планы компании входит строительство ТРК в регионах, в том числе в Самаре, сообщают в пресс-службе "Макромира". От более подробных комментариев в "Макромире" отказались, заявив, что они преждевременны, так как на территории Самары у компании пока нет никаких "зацепок".
Сегодня компания имеет в своем активе пять реализованных проектов в Санкт-Петербурге. Группа использует три основных формата. Это городской ТЦ (класс А, площадь 80-200 тысяч кв. м), районный ТЦ (класс В, площадь 30-75 тысяч кв. м) и микрорайонный ТЦ (класс С, площадь 10-30 тысяч кв. м).
По мнению руководителя отдела маркетинга и рекламы ООО "ЭТМ" Дмитрия Петряшова, в Самаре "Макромир" построит объект площадью около 55 тысяч кв. м.
Петряшов полагает, что на приобретение земли под проект будут пущены средства, которые компания привлечет при помощи облигационного займа, а также инвестиции акционеров.
По мнению директора по консалтингу компании Becar Commercial Property SPb Олега Спивака, сектор торговой недвижимости развивается быстрыми темпами в городах Приволжского федерального округа, в том числе и в Самаре. "Активное строительство торговой недвижимости стало устойчивым трендом последних лет", - отмечает Спивак. Суммарный объем качественных торговых площадей, введенных в крупнейших городах Приволжского федерального округа, составляет более 1,9 млн кв. м. По данным Becar Commercial Property SPb, на конец 2006 года максимальная обеспеченность торговыми площадями наблюдалась в Самаре - 420 кв. м на тысячу человек. Вместе с тем, утверждают эксперты, сегодня самарский рынок торговой недвижимости нуждается не столько в строительстве площадей, сколько в приходе операторов.
По мнению Петряшова, проект будет успешным в том случае, если компания найдет удачное место для строительства ТРК и грамотно подберет якорных арендаторов. Эксперт полагает, что ими могут стать ритейлеры, уже работающие с компанией "Макромир" в других регионах и присутствующие в Самаре, - "Перекресток", "Детский мир", Adidas. Более проблематично найти подходящий земельный участок. Несмотря на то, что в Самаре достаточно ТРК, распределены они очень неравномерно. Их много на Московском шоссе, ул. Авроры, Ново-Садовой. Но есть районы, где ощущается недостаток подобных площадей – Металлург, Безымянка. Поэтому более перспективным представляется строительство ТРК в спальных районах города.
МНЕНИЕ
Дмитрий ПЕТРЯШОВ,руководитель отдела маркетинга и рекламы ООО "ЭТМ": Самая серьезная проблема, с которой может столкнуться девелопер, - пресловутый земельный вопрос. Его можно рассматривать двояко. С одной стороны, дефицит земли, с другой - сложности с оформлением участков и получением необходимых разрешений. Сейчас эта проблема в городе обострилась. Требования, которые "Макромир" предъявляет к своим ТРК (расположение на пересечении ключевых магистралей, развитая инфраструктура, близость к станциям метро, наличие остановок общественного транспорта и высокая плотность населения в торговой зоне), в самарских условиях существенно ограничивают круг земельных участков, на которых может быть построен этот комплекс.
На пересечении ключевых магистралей Авроры и Московского шоссе, рядом с ТЦ "Фрегат", свободных площадей не осталось, если не учитывать поселок "Сад-Город". Аналогичная ситуация наблюдается на протяжение всего Московского шоссе. Похожие проблемы со строительством ТРК на ул. Ново-Садовой.
Разместить объект на ул. Авроры проблематично ввиду переизбытка торговых площадей.
Интересный вариант придумали владельцы ТЦ "Рубин" - снос ветхого жилья и строительство объекта на его месте. Немало такого жилья на Безымянке и Металлурге. К тому же там нет крупных ТРК, за исключением "Рубина". Район характеризуется развитой инфраструктурой, близостью станции метро и высокой плотностью населения. Другое перспективное место для строительства - проспект Карла Маркса. Он проходит через весь город и пересекается с крупными магистралями. Но строительство там имеет смысл, только если к моменту сдачи объекта магистраль "Центральная" будет хотя бы частично построена в городской черте.