Недвижимость
Средняя цена квартиры в московских новостройках
20 672 000 руб +5.87%
Русские православные церкви XXI века
Городская недвижимость ,  
0 

Как будут выглядеть русские православные церкви в XXI веке

В Москве завершился конкурс "Современное архитектурное решение образа православного храма".
Фото: Depositphotos/shcheglov
Фото: Depositphotos/shcheglov

В Москве подведены итоги конкурса на лучшее современное архитектурное решение образа православного храма. Конкурс проводился при участии Союза архитекторов России, Союза благотворительных организаций России при поддержке Московского патриархата Русской православной церкви.

Архитектурный конкурс ставит целью привлечь профессиональные творческие силы к поиску архитектурного образа современного православного храма, созданию архитектурных решений, обладающих интересной композиционно-художественной выразительностью с соблюдением необходимых религиозных канонов.

"За последние годы на территории России построено и восстановлено большое число православных храмов и комплексов - это большая заслуга, - говорится в аннотации к конкурсу. - Практика современного этапа строительства православных храмов в России показывает, что храмовая архитектура в основном ориентируется на повторение стилей прошлых эпох или их смешение. Архитекторы чаще всего занимаются стилизацией образцов прошлого без попыток осмысления современного облика православного храма в русле традиции русского храмоздательства без учета современных эстетических, технических, инженерных и прочих условий".

На конкурс принимались проекты, нацеленные не на стилизацию храмовой архитектуры прошлых эпох, а на отражение в облике храма как традиционных стилей, так и современной эстетики.

Архитекторам было предложено спроектировать храм вместимостью 500-600 человек. В проекте должны были быть предусмотрены, кроме основных структурных частей (алтарь - средняя часть - притвор), подсобно-вспомогательные помещения, обеспечивающие потребности богослужений и комфортные условия для прихожан, в т.ч. доступ для маломобильных групп населения. При этом следовало ориентироваться на нормы СП 31-103-99 "Здания, сооружения и комплексы православных храмов".

По итогам конкурса жюри выбрало десять проектов, авторов которых наградили денежными премиями и поездкой на Святую землю - в Израиль. Редакция "РБК-Недвижимости" получила возможность опубликовать работы-победители (см. ниже).

Проекты конкурса "Современное архитектурное решение образа православного храма", отмеченные премиями

  

  

↑ Авторы проекта: Ежи Устинович (руководитель авторского коллектива), Марфа Устинович, Ежи Новосельский, Григорий Романович, Камил Бзура, Томаш Рубин

Облик церкви являет собой продолжение многовековой традиции церковной архитектуры. Пространственная композиция всего ансамбля, как в древнейших монастырских комплексах, представляет собой центрическую композицию, сконцентрированную вокруг внутреннего двора. В ее состав, кроме наиважнейшей и доминирующей святыни, входит также отдельно стоящая, связанная с церковью соединительным переходом колокольня, приходской дом с часовней таинства крещения и водосвятный колодец. Двор окружает высокий забор с входными воротами.

Церковь имеет внутри традиционную литургическую программу. Она устроена классически, трехчастно. Первую часть составляет алтарь с алтарной апсидой и традиционного пастфория (протесис - жертвенник и ризницу - диаконник). Во второй части располагается наос (святыня). Третью часть составляет полуоткрытый притвор с крестным ящиком. Aлтарь выделен иконостасом в форме упрощенного однорядного темплона с тремя характерными красными алтарными арками и наместным чином икон. Он очень аскетичный, простой, но вместе с тем - очень выразительный.

С уровня хора устроен выход через переход на уровень колокольни. Там на верхнем этаже также находится малая часовня-храм в честь святoго Никoлая, как бы скрытая в густоте многочисленных закомар стен. Она распознается снаружи благодаря вписанному в проем колокольни куполу и венчающему его кресту. Определенной инновацией в отношении исторических архитектурных решений является полностью остекленный подкупольный барабан. Он привносит в облик храма древние основы иерархии света и иконографии святыни. Также купол создает возможность обозрения внутреннего пространства церкви снаружи, как и проникновения божественного в мир за пределами храма, во внешний мир. 

 

↑ Автор проекта Владимир Шипков

Образ современного православного храма в понимании архитектора Владимира Шипкова должен во многом продолжать традиции русского зодчества, но при этом учитывать и тенденции современного строительства, как это было в предреволюционной России. Примером для данной работы служат творения таких мастеров, как А.П. Аплаксин, И.Е. Бондаренко, В.А. Покровский, Г.Д. Гримм, которые, в свою очередь, начали отход от полного копирования допетровской архитектуры. Они занимались поиском нового, учитывая традиции своих предшественников.

"Спроектированный мной храм в плане представляет собой греческий крест с апсидой в восточной стороне. Его композиция ступенчатая за счет оригинальной кровли, которая расположена в четырех плоскостях, и если смотреть на храм с угла, то кровля на всех видимых частях видна зрителю в одной плоскости. Завершается храм граненым пятиглавием. Четыре малые главки располагаются вокруг одной, большего размера, которая освещает внутреннее пространство. Декоративное оформление храма весьма скудное, но это характерно для древнего псковского и новгородского зодчества, где красота рождалась не в обилии декоративных элементов, а в суровой простоте. В храме имеется три входа, с южной стороны вход оборудован пандусом. Территория вокруг храма позволяет совершать крестные ходы, что тоже немаловажно", - говорится в пояснительной записке.

↑ Автор проекта Даниил Макаров

 

↑ Авторы проекта: Андрей Лебедев, Ольга Лебедева

↑ Авторы проекта: Федор Афуксениди (руководитель авторского коллектива), Андрей Харченко, Вячеслав Уласевич, Афанасий Картаси, Елена Воронова

Тысячелетняя история русской храмовой архитектуры доказала, что и в XXI веке можно и нужно использовать уже существующий богатейший и неисчерпаемый опыт храмостроительства, говорится в пояснительной записке к конкурсу.

Храм Святой Троицы на 600 прихожан запроектирован на реальной геоподоснове. Участок расположен между двумя озелененными улицами с одно-, двухэтажными домами, примыкает к городскому парку, территории АЗС и пруду.

На генплане предусмотрены обозначенные цифрами: 1 - проектируемый храм, 2 - колокольня с церковным магазином на первом уровне, 3 - церковно-причтовый дом с трапезной и воскресной школой, 4 - общественный туалет, 5 - гараж, 6 - площадка для мусороконтейнеров.

Храм Святой Троицы запроектирован одноэтажным с размерами в крайних осях 37,77х29,46 м, высота низа креста - 59,8 м. Вместимость храма - 600 человек.

Число "три" выражено в объемно-планировочном решении храма: венчают храм три шатра с луковицами и крестами, строение плана храма - трехчастное: притвор - средняя часть - алтарь. Алтарь также состоит из трех частей. С трех сторон - юга, запада и севера - к храму примыкает крытая галерея.

В проекте использованы характерные черты русского храмового зодчества: ярусность трехшатровой композиции, выразительность силуэта, "огневидность" горки кокошников. Использование различных линий, поверхностей и форм - прямых, ломанных, криволинейных, цилиндрических, шаровидных - объединяет архитектуру храма со строением живого дерева, что также характерно для русской архитектуры. 

  

↑ Авторы проекта: Дмитрий Соколов (руководитель авторского коллектива), Ирина Соколова, Елена Космодемьянская, Антон Ананичей, Дарья Шумилова

В пояснительной записке к конкурсному проекту приходского храма на 500-600 прихожан отмечается, что храм можно отнести к категории мемориальных воинских храмов - памятников, хотя ничто не мешает ему быть обычным приходским храмом, и более того, в силу совмещения колокольни и храма в одном объеме, быть особенно экономичным в строительстве и эксплуатации.

В древней традиции такой тип храма назывался "иже под колоколы". Этот тип храма, в силу своей центричности и компактности, особенно привлекателен и востребован на затесненных городских территориях. 

Храм Архангела Михаила, как условно его называют авторы проекта, представляет собой кубический объем 15х15 м, четыре стены которого с круглыми колоннами - пилястрами на углах завершаются трехлопастными килевидными фронтонами - закомарами, из которых, в свою очередь, вырастает круглый объем колокольни на пьедестале обходной галереи. Колокольня увенчана шлемовидным - богатырским - куполом с ажурным крестом и короной кокошников, она обильно декорирована, в том числе и поясом начертания тропаря небесному покровителю храма, и рассчитана на самый большой набор колоколов.

В проекте представлены три варианта размещения храма: на затесненной городской территории с домом причта, в свободной городской застройке и в открытом загородном пространстве.

↑ Автор проекта Александр Рогожников

↑ Авторы проекта: Анатолий Шошин, Татьяна Соколова,  Андрей Требунских

При проектировании этой церкви авторы не ставили перед собой задачу "удивить всех". Проектировать в так называемом византийском стиле, который обычно рекомендуют священники, архитекторы особого интереса не видели, говорится в пояснительных материалах.

Задача состояла совсем в другом - попытаться восстановить утраченную связь времен, так как за более чем 70 лет были почти забыты многие традиции русского храмового зодчества. Поэтому для создания запоминающегося архитектурного образа храма авторы ориентировались на проекты архитекторов, работавших в церковном проектировании на рубеже XIX-XX веков в стиле модерн, неорусском стиле - Щусева, Бондаренко, Аплаксина и других.

Состав, площади помещений, а также местоположение храма были определены совместно с его настоятелем, кроме того, основным его требованием было объединение в одном здании кроме основных помещений храма - молельного зала и алтаря, еще и гардероба для прихожан, группы служебных и рабочих помещений, трапезной, библиотеки, мастерских, музыкального зала для певчих и технических помещений.

   

↑ Авторы проекта: Дарья Родионова, Владимир Абрамов

Как говорится в пояснительной записке к конкурсной работе, архитектурный объем храма выполнен в современной интерпретации неорусского стиля шатрового типа - он является новой, более лаконичной стилизованной версией неорусского стиля. При этом храм содержит в себе черты архитектуры древней Руси. В плане храм представляет собой равноконечный крест, фасад каждой ветви которого имеет завершение в виде килевидных закомар, увенчанных главкой с крестом. Порталы входов украшают иконы и круглые колонны. Шатер украшен двумя ярусами световых окон по 12 в каждом ярусе и венчается куполом с крестом.

Храм однопрестольный. Имеет два уровня: собственно уровень храма и уровень балкона хора. Внутреннее пространство храма разделено на притвор, среднюю часть и алтарь. В юго-западной части храма предусмотрена крестильня для взрослых, а в северо-западной - гардероб. При алтаре находятся пономарка и ризница. Лестница, расположенная в притворе, ведет на балкон хора. Также в притворе предусмотрены свечной киоск и место для написания записок. Входы запроектированы с западного, северного и южного фасадов. Основной вход - с западного фасада. При южном и северном входах предусмотрены уличные электрические подъемники для маломобильных групп населения.

***

В жюри конкурса входили как светские эксперты, так и церковные служители. Среди них народный архитектор РФ, председатель Совета по архитектуре САР Владилен Красильников; президент Союза благотворительных организаций России Петр Ищенко; ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, наместник Сретенского монастыря в г.Москве Архимандрит Тихон (Шевкунов); заслуженный архитектор РФ, академик МААМ и РАХ, президент Союза московских архитекторов Николай Шумаков; главный архитектор Саранской и Мордовской, Владикавказской и Махачкалинской, а также Криворожской и Никопольской епархий, заведующий кафедрой архитектуры Российского православного университета, член экспертно-консультативного совета ЕОРЕСТ Московской епархии Сергей Гончаров; вице-президент Санкт-Петербургского союза архитекторов, профессор IAA, академик МААМ, член-корреспондент РААСН Михаил Мамошин; член-корреспондент РААСН, доцент кафедры архитектурного проектирования ННГАСУ, лауреат Государственной премии РФ Евгений Пестов; клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, член-корреспондент Петровской академии искусств Протоиерей Андрей Юревич и руководитель оргкомитета и секретарь жюри конкурса Сергей Чертков.

 

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Лимит по семейной ипотеке на 2025 год увеличат на ₽2,4 трлнДеньги, 26 ноя, 17:30
Цена аренды однушки в Москве достигла почти 75% от предлагаемых зарплатДеньги, 26 ноя, 14:12
Повысить плату за аренду квартиры: за и противЖилье, 26 ноя, 12:04
Названы районы Москвы с самым доступным вторичным жильемЖилье, 26 ноя, 11:05
«Медленная коррекция вниз»: что будет с ценами на жилье в МосквеЖилье, 26 ноя, 09:23
Цены на вторичное жилье в российских мегаполисах не росли почти полгодаЖилье, 26 ноя, 09:00
Первые этажи возможностей: что дают бизнесу 15-минутные городаГород, 26 ноя, 07:30
Названы победители премии URBAN 2024Отрасль, 25 ноя, 19:52
Доля зарубежных брендов на торговых улицах Москвы упала вдвое за 5 летГород, 25 ноя, 19:06
Минимальная доля россиян сочла условия для покупки жилья хорошимиЖилье, 25 ноя, 18:35
«Домклик» назвал районы Москвы с самым дешевым первичным жильемЖилье, 25 ноя, 17:02
Как планировали восстановить Сухареву башню и что из этого получилосьГород, 25 ноя, 16:04
В Москве утвердили перечень недвижимости для оплаты налога по кадаструДеньги, 25 ноя, 15:56
Объем предложения элитного жилья в аренду сократился более чем на третьЖилье, 25 ноя, 14:59
Главное Лента