Средняя цена квартиры в московских новостройках
12 600 100 руб +3%
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Все новости Недвижимость
Муниципальный депутат Галямина стала свидетелем по делу ЮКОСа Политика, 20:06 Как выстроить надежную киберзащиту для сотрудников на удаленке РБК и #CloudMTS, 19:59 «Карпаты» исключили из украинской премьер-лиги Спорт, 19:48 Что случилось за день. Главные новости РБК Общество, 19:30 Власти пообещали не рисковать здоровьем россиян при возобновлении полетов Общество, 19:26 Путин заявил о необходимости развития новых норм Конституции в регионах Политика, 19:26 Силовики пришли с обысками в коммерческие МРЭО ГИБДД в Петербурге Общество, 19:25 В Госдуме выявили факты влияния зарубежных организаций на голосование Политика, 19:19 Погребняк в добавленное время принес победу «Уралу» в матче с «Динамо» Спорт, 19:07 Сбербанк назвал причины роста доходов от денежных переводов Финансы, 19:03 РБК Pro: искусственный интеллект для бизнеса. Как реализовать проект Pro, 19:02 СМИ анонсировали переход футболиста «Уфы» в «Спартак» Спорт, 18:56 JP Morgan верит в конкурента Tesla. Компания не выпустила ни одного авто Quote, 18:55 ЦБ впервые сообщил о росте платежей в экономике выше докризисного уровня Экономика, 18:53
Инфраструктура современного дома
Мнения ,  
0 
Наталья Бутович

Какой инфраструктурой должен обладать современный многоквартирный дом

Новая статья заместителя генерального директора Фонда "РЖС" Натальи Бутович посвящена вопросам общественных зон и комплексной инфраструктуры в пространстве современной многоквартирной застройки.

Фото: Depositphotos/1xpert
Фото: Depositphotos/1xpert

Наталья Бутович, РЖС
Наталья Бутович, РЖС
В недалеком прошлом приобретатели жилых помещений ориентировались в большинстве своем на базовые характеристики жилья, такие как местоположение, тип жилого дома, количество комнат, площадь квартиры, наличие подсобных и сантехнических помещений. Сегодня тренд меняется, все больше внимания уделяется средовым характеристикам жилья. Комплексный подход к освоению территорий стал приоритетным в жилищной политике, проводимой государством, в том числе при реализации государственных целевых программ по возведению жилья массового строительства в сегменте экономического класса.

Обеспечение территорий многоквартирной жилой застройки даже минимально необходимым комплексом инфраструктурных объектов и благоустройством придомовых территорий существенно повышает их привлекательность и качество жилой среды. О всеобщей выгоде такого обустройства жилых комплексов свидетельствуют данные исследований, которые были проведены Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (Фонд "РЖС") в 2013 году в 15 регионах. Так, комплексный подход при строительстве жилья экономического класса, позволяющий учесть обеспечение новых жилых массивов инфраструктурой, способствует реализации дополнительного стоимостного потенциала спроса, оцениваемого в среднем примерно в 10% от стоимости жилья. Расположение рядом с будущим жилым комплексом маршрутов общественного транспорта может увеличить цену продажи квартиры на 3-5%, дошкольные и образовательные учреждения - 2-3%, автостоянка - до 3% и т.д.

Впервые многоквартирные дома с общественными зонами возникли именно в нашей стране в виде социальных жилых комплексов. В СССР в начале 20-х годов прошлого века активно стали проектироваться и строиться так называемые "дома-коммуны", состоявшие из функциональных жилых ячеек-квартир со специально обустроенными для использования всеми жителями помещениями общественного и бытового назначения. "Домам-коммунам" не суждено было прижиться в нашем обществе, и приоритет был отдан просто многоквартирным домам.

Основная масса многоквартирных домов  возводилась в крупных городах, где первые этажи не могли обеспечить достаточной комфортности проживания. Эти площади стали зачастую использоваться для встроенно-пристроенных помещений в основном торгово-бытового назначения, ориентированных на всех жителей населенного пункта, и не соотносились с индивидуальными потребностями именно жителей дома.

Фото: Nikolay Gyngazov / Russian Look
Фото: Nikolay Gyngazov / Russian Look

Близость к маршрутам общественного транспорта увеличивает цену продажи квартиры на 3-5%, дошкольные и образовательные учреждения - 2-3%, автостоянка - до 3%
Сегодня понимание организации общественных пространств и создания инфраструктуры включает более современные подходы к проектированию, которые стали следствием применения лучших практик стран с развитым рынком жилья. В развитых странах стандарты проектирования таких зон постоянно развиваются и в ближайшем будущем также должны получить массовое распространение в России. В качестве примеров можно привести следующие практики.

При совпадении интересов жителей, интересов организаций, управляющих многоквартирными домами и общественных объединений жителей, в том числе кондоминиумов (ТСЖ), при участии, понимании и заинтересованности застройщиков, наиболее полезными и потенциально востребованными общественными помещениями-зонами многоквартирного дома могут являться: малые детские сады, помещения для проведения многолюдных (но только для удовлетворения потребностей жителей дома, когда они собирают много гостей) мероприятий, физкультурно-тренажерные залы, дополнительные к поквартирным санитарным помещениям бани-бассейны, помещения для клубно-просветительских занятий и коллективной организации досуга.

Другой вид практики: передача небольших придомовых участков земли в пользование владельцам прилегающих квартир в первом этаже для обустройства на них цветников, площадок для семейного отдыха, детских игровых комплексов, минибассейнов и т.д. При этом действуют четкие регламенты по высоте и прозрачности ограждений, запреты на возведение капитальных строений, гаражей и других объектов, нарушающих спроектированный ландшафт общественных пространств.

Необходимыми элементами многоквартирного дома давно признаны многоуровневые парковки автомобилей жителей, места хранения велосипедов и детских колясок.

Более отдаленные от домов внутриквартальные (дворовые) территории используются для организации мест коллективного отдыха: аллеи для прогулок, скамьи для отдыха, зоны для барбекю, полянки для загорания, дизайнерские детские площадки, стоянки велосипедов, гостевые паркинги. В работах по благоустройству территории зачастую на безвозмездной основе принимают участие сами жители.

Наконец, важна и организация общественной инфраструктуры на уровне более крупных единиц жилой среды (группы кварталов или микрорайоны). Здесь используются принципы разделения пешеходного и транспортного движения, выявления и подчеркивания специфики существующего ландшафта, создания образовательных, спортивно-развлекательных, рекреационных, торгово-обслуживающих зон.

В настоящее время на землях государственного института развития - Фонда "РЖС" - застройщики по всей стране реализуют 193 проекта комплексного освоения территорий, в рамках которых должно быть возведено почти 23 млн кв. м жилья. При этом помимо содействия строительству на разных стадиях реализации комплексных проектов жилищного строительства предъявляются также требования по организации общественных пространств, которые сформированы с учетом лучших российских и зарубежных архитектурных практик.

Заместитель генерального директора Фонда "РЖС" Наталья Бутович специально для "РБК-Недвижимости"

Об авторах
Наталья Бутович Наталья Бутович, Фонд "РЖС"
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Он-лайн заявки
на ипотеку
Новый раздел
РБК-Недвижимости
Подобрать квартиру