Станет ли ЦКАД инвестиционным магнитом для девелоперов
![Фото: Depositphotos/val_th](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/media/img/2/30/754678190667302.jpeg)
На этой неделе началось строительство первого участка Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), который проходит по территории Новой Москвы. По мнению властей, строительство платной автомагистрали поможет развитию удаленных районов Москвы и станет инвестиционным магнитом для девелоперов жилой и коммерческой недвижимости.
Напомним, что первый пусковой комплекс пройдет по территории ТиНАО Москвы и прилегающим районам Московской области от Каширского до Калужского шоссе. Его протяженность составит 49,5 км, в том числе по территории Москвы - 22,8 км. Предусматривается строительство шоссе с четырьмя полосами (в обе стороны) с возможностью расширения до шести полос. По Новой Москве ЦКАД "поедет" уже в 2018г.
В соответствии с планами столичных властей, в ближайшие полгода будет разработан проект планировки в районе ЦКАД. На этих участках могут появиться новые рабочие места, логистические центры, объекты инженерной инфраструктуры и придорожный сервис. Здесь должно в будущем образоваться четыре центра градостроительного развития. Поселения Вороновское, Новофедоровское, Кленовское и Краснопахорское, находящиеся в зоне влияния ЦКАД, станут точками роста территорий. В перспективе здесь может быть построена коммерческая и жилая недвижимость и создано более 400 тыс. рабочих мест, считают чиновники.
Что принесет дорога
Опрошенные "РБК-Недвижимостью" эксперты в целом считают, что создание ЦКАД повлечет за собой улучшение прилегающей к ней инфраструктуры, окажет влияние на развитие прилегающих территорий и, соответственно, улучшит доступность объектов недвижимости, расположенных в зоне прохождения ЦКАД. Однако не все эксперты разделяют оптимизм властей.
По мнению генерального директора "МИЦ - Девелопмент" (входит в ГК "МИЦ") Сергея Хорошкова, строительство ЦКАД не поможет кардинально изменить ситуацию на рынке жилья, местное население в городах, прилегающих к ЦКАД, имеет ограниченные доходы и вряд ли будет активно пользоваться новой платной трассой.
По оценке генерального директора компании "Метриум Групп" Марии Литинецкой, девелоперам, реализующим жилые проекты в Новой Москве, пока интересны только ближняя и средняя части присоединенных территорий. "Зона строительства ЦКАД расположена довольно далеко - 40-45 км. Теоретически улучшение транспортной доступности должно способствовать развитию данных территорий. Но пока в Новой Москве остаются участки, расположенные ближе к старым границам города, они более привлекательны для развития как жилой, так и коммерческой недвижимости", - рассказывает она.
С экспертами также согласна председатель совета директоров "БЕСТ-Новострой" Ирина Доброхотова. Все, что далее 20 км зоны от МКАД, высоким спросом не пользуется по причине сложной транспортной доступности. С большой долей вероятности с открытием ЦКАД можно ожидать старта комплексного освоения этих территорий, но в более отдаленной перспективе, считает она.
"Трасса будет платной, а для многоэтажного строительства жилья экономкласса это, скорее, минус. Далеко не все покупатели квартир данного сегмента захотят ежедневно платить дополнительно за проезд на работу по ЦКАД", - добавляет Ирина Доброхотова.
Кто поедет жить на ЦКАД
Игроки рынка считают, что пока "дальняя" Москва малоинтересна для жилого строительства.
"Строительство ЦКАД ситуацию на рынке жилья кардинально не изменит, местное население в городах, прилегающих к ЦКАД, имеет ограниченные доходы и вряд ли будет активно пользоваться новой платной трассой", - отмечает Сергей Хорошков.
Тем не менее Мария Литинецкая считает, что, в принципе, девелоперам интересны и удаленные районы. В них можно реализовать комплексные проекты, например, застроив их малоэтажными комплексами или мультиформатными поселками с таунхаусами, коттеджами и малоэтажкой с низкой плотностью населения. Но это потребует больше времени, добавляет она.
"С введением ЦКАД в эксплуатацию вряд ли произойдет существенное увеличение стоимости квадратного метра, можно прогнозировать рост на уровне 10%. Ожидать экспансии столичных застройщиков в города дальнего Подмосковья не стоит, после 2018г. здесь по-прежнему будут работать местные застройщики, которые хорошо знают специфику этого рынка", - резюмирetn Сергей Хорошков.
Склады и промзоны
Эти земли станут более привлекательны для девелоперов, занимающихся строительством крупных логистических центров, рассказывают "РБК-Недвижимости" игроки рынка. Однако, по мнению аналитика отдела исследований рынка CBRE Василия Григорьева, с точки зрения складской недвижимости запуск первого участка ЦКАД на территории Новой Москвы не окажет существенного моментального влияния на данный сегмент.
"Основной смысл проекта заключается в перенаправлении транзитных грузовых потоков, проходящих через столичный регион (на сегодняшний день 20% грузопотока Москвы - это транзит в чистом виде, а еще 15% - транзит с перегрузкой товаров в Московском регионе), и существенный положительный эффект от него будет иметь место только после введения в эксплуатацию всего "кольца", - поясняет Василий Гаврилов. Тем не менее в среднесрочной перспективе начало работы на первом отрезке ЦКАД станет несомненным плюсом для компаний, оперирующих на складских комплексах юго-запада области или собирающихся арендовать там площади.
Сергей Велесевич